Технологическая карта урока "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Докукина Инга Юрьевна

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Глагол как часть речи" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichkasya_karta_glagol_kak_chast_rechi.docx282.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Технологическая  карта урока

                     русского языка в 4 «А» классе  по программе «ПНШ»

Тема урока: Глагол как часть речи

Учитель – Докукина Инга Юрьевна, МБУ СОШ №69

Дата: 25.04.2016 г.

Цель и ожидаемый результат (для педагога):

    Обобщение  изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

Цель и ожидаемый результат (для обучающихся):

      Закрепить умение пользоваться алгоритмом нахождения глаголов в тексте.

       Развитие  устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Задачи урока:

1.1.Актуализировать знания детей в умении находить глаголы в тексте.

1.2. Составить алгоритм нахождения глаголов среди других частей речи.

1.3.Закрепить умение пользоваться данным алгоритмом.

1.4. Повторить раннее изученные орфограммы.

Метапредметные задачи урока:

- создавать условия для развития у учащихся интереса к новому материалу, стремления к познавательной деятельности;

- развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- развивать навыки коммуникации (самостоятельно вносить необходимые коррективы в собственные действия в процессе сотрудничества и сотворчества с одноклассниками);

- развивать умение строить монологическое высказывание в ходе урока с использованием специальной терминологии;

- развивать умение работать с информацией (ставить вопросы, обобщать и систематизировать полученную информацию);

- развивать умение делать выводы.

Оборудование к уроку:

  1. учебник  «Русский язык», М.Л. Каленчук и др., 3 класс, 2 часть
  2. тетрадь-тренажёр с диском «Повторение и контроль знаний. Русский язык 3 класс»
  3. тетрадь рабочая по русскому языку
  4. интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями для групп, листы достижений.


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

Педагогическая поддержка

Организационный момент

2 мин

Начинается урок.

Не ленись, не зевай,

Смело руку поднимай,

На вопросы отвечай!

- Оцените свою готовность к уроку.

Включение учащихся в деятельность. Подтвердить свою готовность к уроку.

Личностные результаты:

Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Создание благоприятной обстановки, настрой на урок.

Актуализация знаний. Повторение пройденного.

7 мин

Игра «Найди одинаковый звук»

Гусли, гитара, гармонь, горн.

- Сегодня будем работать над написанием букв Г, г.

- Спишите, продолжив закономерность

гг Г ггг Г гггг Г

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Подчеркните орфограммы.

Глаза боятся, а руки делают

Графический диктант

Работа с диском «Повторение и контроль знаний»

«Корзина изученных понятий»

Давайте извлечём из нашей «Корзины изученных понятий» известные нам

определения о частях речи.

Как называются слова, о которых можно спросить: кто это? что это?

Как называются слова о которых можно спросить: какой? какая? какое? какие?

Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них?

Ответы учащихся:

Одинаковые звуки твёрдый [г], мягкий [г'], обозначаются буквами Г, г

Записывают буквы, продолжив закономерность.

Объяснение смысла пословицы: (работа со словарём пословиц и поговорок)

Пословицу говорят тогда, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца

Учащиеся работают в тетрадях тренажёрах (двухвариантный тест)

Ответы учащихся:

- Имена существительные.

- Имена прилагательные.

- Местоимения.

Предметные результаты: понимают задание, как его надо выполнять.

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;

умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Регулятивные:

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Мотивировать учащихся на работу, поддержание интереса; оригинальный приём «Корзина изученных понятий»- позволяет регулярно и неназойливо обобщить знания учащихся о частях речи

Создание проблемной ситуации. Постановка учебной цели.

4 мин

Работа с деформированным текстом

(по карточкам)

Цапля царственной походкой

По трясине _________топкой

А лягушки все вприскочку

____________ под кочку.

О ком это стихотворение?

Попробуйте воостановить нужные слова.

- А вот авторский вариант.

Цапля царственной походкой

По трясине ходит топкой,

А лягушки все вприскочку

Забиваются  под кочку.

На какие вопросы отвечают слова, которыми мы востановили в тексте?

Как называют слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?

Что обозначает глагол?

Зачем глаголы нужны в речи?

Ответы учащихся фиксируются на доске.

Работа в парах

(Взаимопроверка, проверка под документ-камерой)

Ответы учащихся

Предметные результаты:

Формулировать тему урока, учебную задачу

Личностные:

Проявить любознательность при получении знаний.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

Регулятивные:

Регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы

Помощь в целеполагании

Динамическая пауза

2 мин

- Давайте, ребята, немного отдохнём!

Выполнений подвижной физминутки под музыку

Регулятивные: оценивать ход выполнения упражнений; сравнивать свои действия с действиями одноклассников

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритма)

10 мин

Учить детей самостоятельно фрмулировать правило и создавать алгоритм решения поставленной задачи.

Работа в группах (по карточкам)

  1. Прочитайте текст.

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Выпишите словосочетания вместе с глаголами. На какие вопросы отвечают глаголы?

(В) понедельник я ст..радала,

Пол (во )вторн…к (под)метала,

(В) среду я п…кла калач(?),

Вес… ч…тверг играла (в) мяч(?)

Ч..шки (в) пятницу (по)мыла,

А (в) субботу торт купила.

Я п..дружек (в) воскр..сенье

(по)звала на день р..жденья.

-Какие действия выполняли, чтобы определить часть речи глагол?

Составления алгоритма нахождения глагола среди других частей речи

Самостоятельная работа учащихся.

Взаимопроверка в парах.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные:

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Предметные:

Знакомство с падежными вопросами и вспомогательными словами; формулировать правило

Учить через самооценку  и оценку в группе.

Взаимообучение  на уроке

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

7 мин

Работа по учебнику.

Упражение.

Что общего у слов в каждой группе?

– Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)

– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

– Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.

Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...

– Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? Расскажите о глаголе по плану на доске.

План

  1. Глагол это…..
  2. Глагол обозначает……..
  3. Глагол отвечает на вопросы……
  4. Чтобы найти глагол среди других частей речи нужно……….

 Слуховой диктант.

– Кто о себе мог так рассказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

(Т. Рик)

– Послушайте ещё раз .

– Сколько глаголов?

Работа в тетрадях.

Взаимопроверка.

Учащиеся отвечают на вопросы, работают по плану .

Метапредметные результаты:

Самоопределяются в УД

Работа с информацией:

Работа с материалом учебника: уметь искать и выделять необходимую информацию.

Предоставление разнообразных видов деятельности.

Смена форм соорганизации детей на уроке.

Индивидуальная работа – помощь при высказывании замкнутым детям.

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

3 мин

Преобразуйте имена существительные в глаголы, называющие состояние предметов.

Работа по вариантам.

  1. вариант Злость-……, восхищение - ……., тревога - ………, печаль -………,
  2. вариант Восторг -……, ликование - ……, покорность -……, лукавство-……….

Самостоятельная работа.

Выполняют задания.

Метапредметные результаты:

Самоопределяются в УД

Личностные результаты:

Выполнять действия по образцу и заданному правилу.

Помощь учащимся, затрудняющим в выполнении задания.Предлагается поработать с

карточкой-«помощницей».

«Карточка –помощница»

1 вариант

Злость- (что делать?)- злиться, восхищение – (что делать?)-…….., тревога (что делать?)-……, печаль (что делать?) -……

  1. вариант

Восторг- (что делать?)-восторгаться, ликование – (что делать?)-……., покорность –(что делать?) -……., лукавство – (что делать?)-………

Рефлексия деятельности

3 мин

Формирование умения с. Осознание учащимися соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-Давайте обобщим изученное, собирём мне в ладошку всё что мы узнали о глаголе.

-Какие задания вам было легко выполнять?

- Что вызвало затруднение?

-  Кого можно отметить за работу на уроке?

Оцените свою работу в листах достижения

Краткое повторение изученного на уроке, оценка личного вклада в урок

Работа в листах достижения

Этапы урока

Оценка своей деятельности

1.Чистописание

2.Графический диктант

3.Работа с текстом

4.Работа в группе

5.Работа по учебнику

6.Сам.раб.

Личностные результаты:

самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.

Организация процесса рефлексии (чёткие критерии самоконтроля).

Учить подводить итог деятельности, видеть её результат: определять границы своего знания и незнания.

Домашнее задание

2 мин

В тетрадях тренажёрах разгадать кроссворд «Части речи»

-Спасибо за урок.

Запись домашнего задания

Учить применять свои знания в нестандартной ситуации.

Список используемой литературы:

  1. Рабочая тетрадь с электронным тренажером, Русский язык 3 класс, Издательство «Планета», 2013 г.
  2. 3.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык в начальной школе: Книга для учителя. 3 класс. М., 2003.
  3. Е.В. Бунеева, М.А.Яковлева Русский язык 3 класс, Методические рекомендации для учителя, М., «Баласс», 2010 г.
  4. 4.Русские пословицы и поговорки об общении/ Сост. И.А. Стернин. Воронеж, 1998 г.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. И доп. М., 1994 г.
  6. Пословицы русского народа /сост. Н.И. Сазонов. Йошкар-Ола, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....

Технологическая карта по теме "Части головы" 2 класс

Технологическая карта по теме "Части головы" 2 класс...

Технологическая карта + презентация "Нахождение части от величины"

Цель:·       создавать условия формирования представления о части от величины;·        учить находить часть от величины;·...

Технологическая карта к уроку «Части речи»

Технологическая карта урока русского языка по технологии способа диалектического обучения...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Карта урока "Формы частей речи. Как изменяются части речи"

Технологическая карта урока в 4 классе по русскому языку...