Урок обучения грамоте тему: "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного" 1 класс
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме

Нимацыренова Валентина Цырендашиевна

Урок обучения грамоте тему: "Мягкий знак для обозначения  мягкости согласного" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_klass.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте 1 класс

Тема: Мягкий знак для обозначения  мягкости согласного.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новой буквой.

2. Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

3. Закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слова.

4. Расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас детей.

5. Развивать речь, мышление, внимание.

  Ход урока.

1.Организационный момент.  Психологический настрой учащихся.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов в работе.  - Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

- Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.

Дыхательная гимнастика:

-на задержке дыхания произносятся гласные буквы;

- на выдохе – твёрдые звонкие согласные звуки;

- на выдохе – твёрдые глухие согласные звуки

2. Актуализация знаний

На экране:-

- Внимательно посмотрите и прочитайте написанное здесь слово.

- Что такое карусель?

- Как она движется?

- Внимательно посмотрите на слово, объедините изученные буквы в 2 группы. Обоснуйте свой ответ.

1 группа:  согласные ( к, р, с, л)

2 группа:  гласные (а.у.е).

- Какую гласную можно выделить отдельно? Почему?

- Какие ещё гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?

- Скажите, почему не включили ни в одну группу букву, которая стоит последней в слове карусель?

- Вы знаете, как она называется?

-  На основе наших рассуждений  сформулируем тему урока.

3. Целеполагание.

- Ребята, какая цель будет стоять перед нами на уроке? ( узнать как обозначается мягкость согласного звука на письме. )

- познакомить с ь;

- узнать, какую роль выполняет ь;

- Учиться читать слова с ь.

 Может быть у вас есть какие- то предложения? ( выслушать детей) На самом деле люди давно уже договорились использовать для смягчения согласных такой знак.

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква… (мягкий знак)

А что Вы ждёте от этого урока?

4. Создание проблемной ситуации.

- Ребята,  пришла пора запустить нашу карусель. Будьте очень внимательны, думайте, слушайте, рассуждайте.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

На экране две схемы.

У меня есть такое слово:

- К какой схеме отнесём это слово? Почему?

-  А что нужно сделать, чтобы во втором случае звук  л произносился мягко?

 - Добавляем:

- Сколько теперь букв в слове семь? (4)

- А сколько звуков? (3)

- А почему букв больше, чем звуков? (ь – звука не обозначает)

- Мягкий знак это буква? (да)

- Докажите. (можно написать)

- Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягкий знак?

( указывает на мягкость предшествующего согласного)

Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква!

- Но это ещё не всё.

- Что меняется в слове с появлением в нём ь? (лексическое значение).

5. Знакомство с буквой.

Показ буквы.

Стихотворение о букве.

Сказка про ь.

- А давайте сами попробуем смастерить эту букву. У вас на столах лежат разноцветные квадраты. С помощью отрывания смастерите букву ь.

- На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей)

Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

6. Физкультурная пауза.

7. Первичное закрепление изученного материала.

- Мягкий знак – фокусник.

Придумайте начало:

    - - ль

    - - ль

    - - ль

    - - ль

    - - ль

( нуль, соль, моль, роль, пыль, боль)

- Какие звуки слышим на конце слов?  

- Что с ними произошло?

- Так для чего нам нужен мягкий знак? (чтобы мягко произносить согласный звук)

- Буратино и Карлсон предлагают вам поиграть в игру « Твёрдый – мягкий».

Буратино напечатал слова и доволен. Он думает, что мы не сможем их прочитать:

Угол, мел, ел, брат, стал, шест

Лексическое значение слов.

Карлсон решил его проучить. Как только Буратино отвернулся, он во все слова написал мягкий знак, и все слова Буратино исчезли, появились новые.

Уголь, мель, ель, брать, сталь, шесть.

Брат – брать

- Сколько звуков в первом слове? А во втором?

Ел – ель

- Какой звук на конце в первом слове? А во втором? Почему?

- Что происходит со словом, если после согласного мы поставим ь? (согласный становится мягким)

- А ещё что происходит?( меняется значение слова)

8. Местоположение изучаемой буквы.

. А я предлагает вам поработать в паре. У вас на столах лежат конверты с буквами. Составьте из них слова, которые обозначают такие предметы (слайд  (1 банка, 2 галка, 3 полка)

- Есть ь. В каждое слово поставьте его, чтобы получилось новое слово.(банька, галька, полька)

- Что такое галька? (мелкий, гладкий камень, округлой формы) (слайд)

- Что такое полька? (старинный чешский танец) (слайд)

- Всегда ли мягкий знак пишется только на конце слов? (Нет. Ещё и в середине слов.) Вы молодцы! У вас всё получилось. Я думаю, что это потому, что вы были с товарищем.

9.Физкультурная пауза.

10. Домашнее задание.

- Белоснежка предлагает вам домашнее задание: напечатать семь слов с ь для каждого из гномиков. (листочки с изображением гномов для каждого ребёнка)

11. Работа с текстом.

Учебник, стр. 134 – 135.

- ЧИТАЕМ СЛОВА,

- ПОСЛОВИЦЫ.

Вывод о роли ь.

- Чтение текста.

- по предложениям;

- вместе.

Беседа по прочитанному

-Что интересного вы узнали?

-Что люди обычно называют лакомством?

-Почему здесь это слово в кавычках?

-Как лакомился лось?  Выборочное чтение

-Как выглядит поваренная соль? Выборочное чтение  

-Кого называют лесниками?

Лесник - лесной сторож, работник лесного хозяйства.

- Какими качествами обладал лесник?

- Как вы понимаете выражение заботливый человек?

-О ком  заботился?    

 -Что знаете об этом животном?  

Докажите, что это текст?

Найдите слова с ь.

 Какую роль играет ь?

 Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме.          ( слайд )

Сколько слов в предложении?

Что вы знаете о предложении?

Найдите слова в которых букв больше, чем звуков? Почему?

Вторичное самостоятельное чтение. Пересказ.

12. Вторичное закрепление знаний.

- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово.

Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*. (это же задание на слайде. После того как дети сделают, проверка по слайду. Взаимопроверка)

13. Рефлексия.( слайд )

- Наше путешествие завершается. Мы познакомились с ь, справились со всеми заданиями, но давайте вернёмся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока..

- Как обозначается мягкость согласного на письме? Мягкость согласных звуков в речи мы слышим, а на письме обозначаем с помощью мягкого знака.

- Что ещё нового вы узнали?

- С каким настроением вы завершаете урок? Встаньте те, у кого настроение отличное. А теперь те, у кого настроение не очень хорошее.

- Мне было очень приятно работать с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и окружающего мира " Путешествие капельки" 1 класс

Урок дает возможность повторить буквы и звуки,  совершенствовать составление слов из слогов, систематизировать знания о временах года, дать элементарное представление о трёх состояниях воды. К ур...

Урок обучения грамоте. Знакомство с буквами Д, д. 1 класс

Урок для 1-ого класса, на котором дети знакомятся с новыми буквами Д, д, обозначающими согласные звуки, учатся давать характеристику звукам, правильно плавно читать, развивают фонематический слух, реч...

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква мягкий знак.

Презентация к уроку. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок обучения грамоте "Буква М,м" с презентацией. 1 класс.

Урок обучения грамоте "Буква М,м" с презентацией. 1 класс....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква мягкий знак «ь»» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...