Материал для урока русского языка в 3 классе "Лексика. Употребление в речи синонимов""
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гайфуллина Гульсина Вагизовна

Урок в 3 классе " Лексика. Употребление в речи синонимов" с технологической картой, раздаточным материолом для групповой работы и презентацикй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teznologicheskaya_karta_uroka.doc105 КБ
Файл kartochka_dlya_gruppovoy_raboty.docx14.88 КБ
Файл 964.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык  

Класс: 3б

Тема урока: «Лексика Употребление в речи синонимов».

Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу,  условия для использования понятий синонимы, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать развитию умения анализировать; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;  научаться подбирать синонимы к словам разных частей речи; использовать их в речи; делать выводы о значении синонимов устной и письменной речи;

Коммуникативные – определять общую цель и пути её достижения, осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс Л.Ф.Климановой и др., ТПО; электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс Л.Ф.Климановой и др.,

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика,  компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point, печатные карточки.

                          1.Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.

(дети стоят)

(дети садятся)

Вывод:  готовы к уроку.

                                                                                         2. . Повторение изученного. Актуализация  знаний:

Цель: создание условий для развития  регулятивных УУД  .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.

Вхождение в урок

Давайте ребята в начале урока немного пообщаемся . Проверим домашнюю работу.. Расскажите, пожалуйста, своим соседям, какую работу вы выполнили. Не забывайте, вы должны внимательно слушать одноклассника, чтобы указать на возможные ошибки и оценить его труд.

Почему мы должны внимательно относиться к каждому слову?

Вам понравилась д/р?

Цель:  проверка д/р

 Ученики друг-другу рассказывают  домашнюю работу.

Слово – это единица языка, обозначающее предмет, признак или действие.

Домашний проект

Парная работа

                                                                                   3.  Постановка проблемы урока.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной и письменной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах,; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие   орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.

 Мы продолжим познавать тайны правильной красивой речи.. Будем стремиться, чтобы как в сказке про нашу речь говорили «Словно реченька журчит»

Напишите число, классная работа

Вас ничего не смущает.

Зачем нужны синонимы?

Давайте сделаем перевод.

На доске слова, правописание, запись в тетрадях

Какие вы знаете синонимы Ещё,ещё

Много вы знаете синонимов?

Цель: выяснить знания детей

.

Записывают число, классная работа.

Дети делают предположения ,почему на доске записаны татарские слова.

Матур,сылу.чибәр,гүзәл.

Выясняют ,что зто синонимы.

Чтобы не повторят постоянно одни те же слова.

Синонимы делают нашу речь богатой.

Запись слов

отважный,смелый,храбрый

Нет

Коллективная работа

Вывешиваю Синонимы

Вывешиваю  имена прилагательные

                                                                                                               4. Введение в тему урока.

Цель: создать условия для развития  логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы»; умение выделять  их среди  частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);

Задача этапа: систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения данной темы.

-Вы  догадались  какая тема  нашего урока?

-  Для  каких целей мы  будем применять  в своих работах синонимы?

         Упр 113 Модель  объясняет ли смысл синонимов?

Цель: оценить как усвоены новые понятия

Делают предположения

Узнать

Научиться

Рассматривают модель, объястяют смысл слова

Синоним.

Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Вывешиваю

Узнать

Научиться

                                                                                                         5. Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование личностных УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах; развитие познавательных УУД через работус понятиями синонимы; формирование  регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается подбор синонимов

Давайте потренеруемся в подборе синонимов

Упр 115 сушествительные (подбор синонимов к словам кот,собака, конь)

Стишок: Син дә мин- Синоним.

                Син дә мин –это мы.

                Мы- ребята, школьники

                Мы-ученики.

               

ТНО Глаголы 61 стр 62

Скажите ,пожалуйста, синоним к слову идёт.

 

Выясните какие синонимы этого слово употребили поэты?

Какие слова мы употребляем?

А поэты? Зачем?

Не забывайте всё зависит от того ,кто выполнят эти действия?

Прилагательные интерактивка

Прилагательные

Побудем немного волшебниками

На экране дом он большой

Коснемся волшебной палочкой скажем какое–нибудь волшебное слово, заклинание.

Чтение, подбор синонимов

Слушание,запоминание.

 Ассоциативное запоминание

Дети могут назвать слово ходит.шагает

Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.

Дети находят синонимы в отрывках из стихотворений

Игра

Дети записывают слова

Большой,огромный,громадный,гигантский

Крошечное,малюсенькое.маленькое

Синонимы можно подобрать ко многим словам. Их бывает несколько . Такой ряд называют синонимический ряд

Индивидуальная работа

имена сущ.

Глаголы Вывешиваю слово идёт,шагает,ходит

Работа в группах

Добавляются слова крадётся, плетёт-ся,шествует,тащится,ковыляет,бредёт

Прилагательные

                                                                                                             6. Закрепление учебного материала.

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.

-

Дифференцированное задание

Упр 98 по ТПО или  карточки

Выполним творческое задание

Почитайте. Вставьте пропушенные буквы. Замените повторяющиеся слова синонимами.

Большие к…р…бли б…р…здят большие м…ря и б…льшие …кеаны. (На)кр…сивой клумбе растут кр…сивые незабу…ки и кр…сивые анютины гла…ки.

Слова для справок: бескрайние, огромные, мощные; живописные, милые, миловидные

Проверка по экрану

Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.

Для выразительности, красоты.

Дифференцированные задания

Самостоятельная  работа с последующей проверкой

                                                                                                      7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: проанализировать  и оценить  успешности достижения цели урока.

-  Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы ? Где их можно чаще всего встретить?

Да, синонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

- Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно нарисуйте  в тетрадь  смайлик «всё хорошо».
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.

- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

Рефлексивное оценивание работы на уроке

Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;

Фронтальная работа

                                        8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; 

инструктаж по выполнению домашнего задания.

Запомнить как можно больше синонимов по словарю. Упр 117

Вот и кончился урок,

 Он пошёл, надеюсь, впрок

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.



Предварительный просмотр:

Найдите синонимы к слову идёт.

   

1.Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

 (  Елена Благинина)

2.К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

( Ирина Токмакова)

3.Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

 ( Александр Сергеевич Пушкин)

4.С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела.

5. И ступа с Бабою Ягой Идет ,бредёт сама собой. ( Александр Сергеевич Пушкин)

6.И видят: за ними из тёмного бора

Идёт-ковыляет Федора   (К. Чуковский  «Федорино горе»)

7.Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!   (Николай Некрасов «Крестьянские дети»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Большой дом

Слайд 2

Огромный дом

Слайд 3

Громадный дом

Слайд 4

Гигантский дом

Слайд 5

Синонимы –это слова,которые близки по значению,но различны по звучанию Подчеркни лишние слова в каждой строчке Прочный, храбрый, крепкий, твёрдый. Шалун, проказник, баловник, лентяй. Верный, вежливый, л юбезный, воспитанный. Сказать , произнести , наблюдать, молвить

Слайд 6

Мощные к о р а бли б о р о здят огромные моря и бескрайние о кеаны . На живописной клумбе растут кр а сивые незабу д ки и милые анютины гла з ки .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме:«Употребление синонимов в речи»

План-конспект урока русского языка для третьего класса Употребление синонимов в речи....

Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс

Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...

Технологическая карта урока русского языка «Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Значение и употребление глаголов в речи»Цель урока: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....