Презентация "Однозначные и многозначные слова"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Наталья Вячеславовна

По программе "Школа России" в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.rar2.68 МБ

Предварительный просмотр:

«Однозначные и многозначные слова»

(разработка урока по русскому языку)

                                                                                                                                                                   

Выполнил слушатель курсов  ПК

                                                             по программе

« Методическое обеспечение предметного

обучения в рамках реализации ФГОС НОО»

Березина Наталья Вячеславовна

                                                                                                   

                                                 

Орехово-Зуево

2018г.

Предмет

Русский язык

Учитель

Березина Наталья Вячеславовна

Программа

«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема

Однозначные и многозначные слова

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Задачи урока

  1. Образовательные: дать понятие об однозначных и многозначных словах;
  2. Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
  3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Основные понятия

Однозначные слова, многозначные слова

Планируемые результаты

предметные

- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- уметь различать слова разных тематических групп

- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам  

метапредметные

Личностные УУД:

-формировать положительное  отношение к учебе;

- определять общие правила поведения;

 - формировать умения  работы в парах, в группах;

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать правильно  выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

  - формирование умения самооценки.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать информацию;

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками;

Ход урока.

I. Приветствие. Мотивация.

Мы школьники прилежные,

Послушны и дружны.

Мы знаем нашей школе

Лентяи не нужны.

II. Актуализация знаний. Слайд 2-8

-Посмотрите на экран. Назовите одним словом все эти предметы.

(глазок, ножка, язычок, носик, ушко, головка, ручка.)

-Что интересного можете сказать об этих словах? (Слова обозначают не один предмет, а несколько.)

-Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые  (глазок, ножка, ушко, головка)

-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему? (язычок)

-Откройте тетради. Подпишите число, Классная работа.

-Минутка чистописания: искомая буква обозначает в одном из слов два звука.

-Это буква я. Вспомним, как она правильно пишется: она состоит из коротких линий с закруглением вправо и влево и овала. Пропишите половину строки строчной буквой я;

-Какая буква похожа на букву я по написанию? (л)

-Назовите общий элемент строчных букв (короткая прямая линия с закруглением вправо и влево)

-Чем они различаются? (овалом)

- Напишите вторую половину строчной буквой л;

- Какое соединение у букв я и л (нижнее), буквы держаться за ручки.

-Напишите строчку соединений букв я и л ( контроль одинаковой высоты строчных букв, соединение нижнее).

- Ребята, для чего мы проводим минутку чистописания?

Словарная работа

-Чем особенно слово язык? (словарное)

- Запишите слово язык. А как мы ласково назовем язык – язычок; как называют человека, который много говорит – языкастый. Запишем эти слова. Поставим в них ударение, обратите внимание, непроверяемая буква я одинаковая во всех словах. Это слова-родственники.

-Как вы думаете, у слова язык, одно или несколько значений?

Слайд 9

- Посмотрите на картинку

(язычок у человека и язычок у туфель, языки народов мира, языки пламени и язык у колокола)

Слайд 10

Прочитайте пословицы и предложения и объясните значения слова язык:

1.Не спеши языком, торопись делом. (орган речи, вкуса)

2. .Незнайка торопился к Стекляшкину и забыл поправить язычок ботинка. (язычок ботинка)

 3.Без языка и колокол нем. (железный кистень, привешиваемый внутри колокола для звона)

Слайд 11-13

-Что интересного можете сказать об этих словах? (Слова обозначают не один предмет, а несколько.)

- Все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений? Как можно назвать слова, которые имеют одно значение?

- На какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений?

Физминутка

III. Открытие новых знаний. Работа по учебнику. (с.47. упр. 58)

- Прочитайте тему урока.

- Прочитайте задания к упражнению 58.

- Как вы думаете, слово иглы многозначное?

- А слово шляпы?

-  Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа?

- Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя?

- Составьте предложение с одним из слов. Запишите его ( ученик пишет на доске), назовите грамматическую основу этого предложения. Подчеркните главные члены предложения.

 

- Откройте страницу 48 и рассмотрите схему, изображенную в упражнении 59 ( один ученик читает, учитель по ходу чтения выкладывает схему на доске)

- Почему слова так названы однозначные, многозначные? Объясни значение любого слова из схемы.

Гимнастика для глаз

- Работа по учебнику (с. 49, упр. 61)

- Прочитайте, найдите в каждой группе предложений многозначные слова, объясните их значение.

- Проверьте по толковому словарю, правильно ли вы определили значения многозначных слов (словарь, учебник, с138)

- Спишите первую группу предложений, подчеркните в этих предложения главные члены предложения.

- Вторую и третью группы слов вы спишите дома  и подчеркнете в них главные члены предложения.

Самостоятельная работа (работа в парах)

Учащимся предложены карточки с многозначными словами:

хвост (зайца) – хвост (очереди)

идет (дождь) – идет (человек)

острая (сабля) – острая (приправа)

-Составьте предложения, употребив эти слова в разных значениях. (Чтение детьми своих работ. Исправление ошибок. Оценивание).

Слайд 15-16

Они сидели на лавочке обнявшись, выдыхая в морозное осеннее утро клубочки белого пара, и смотрели, как зарёю укрывалась и пропадала розовая звезда на горизонте.

-Выпишите на листы из словарика учебника то значение слова «звезда», в котором оно употреблено в контексте. (Проверка записей).

-Какое еще значение имеет слово звезда?

Закрепление

Слайд 17

-Теперь поиграем, закрепляя изученное. Не забывая о теме урока, каждая колонка, став командой, должна ответить на 3 вопроса-загадки, каждый правильный ответ приравнивается к одному очку.

1) Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (который бьет из земли, по-другому его называют родник)

2) Какую соль не кладут в суп? (ноту «соль»)

3) В каких лесах нельзя заблудиться? (в строительных, это временное

сооружение из досок у стен здания для строительных работ)

4) Из какого крана не льется вода? (из подъемного)

5) Какой лук не кладут в суп? (лук – оружие)

6) Какая гусеница не годится для танка? (насекомое)

7) Какой кистью не выкрасить стену? (виноградной)

8) По какому мостику нельзя перейти речку? (по капитанскому)

9) Какой язычок нельзя назвать болтливым? (язычок ботинка или кроссовка)

Подвести итоги викторины. Оценить учеников за устные ответы.

-Для чего вам пригодятся знания с сегодняшнего урока?

- Сегодня на уроке:

Слайд18.

я узнал...

я понял...

мне было интересно...

мне было трудно...

-Оцените собственную деятельность на уроке: (поднимите цветочек нужного цвета)

Красный - выполнял быстро, самостоятельно;

Синий - выполнял быстро, но допускал ошибки;

Зеленый - медленно, но без ошибок.

-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?

-Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?

А.Барто

«Разговор с дочкой»

«Мне не хватает теплоты», -

Сказала мама дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

7.Д/з

Упр. 61, с.49

Слайд 19-21

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...