Урок русского языка в 4 классе по теме: Систематизация знаний о слове. Упражнения в различных видах разбора.
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс) на тему

Скоричева Кристина

Материал будет полезен учителям 4 класса, которые обучают по УМК "Гармония". Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока28.46 КБ
Файл Презентация к уроку71.73 КБ
Файл Приложение16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет и класс: русский язык 4 класс

Тема урока: Систематизация знаний о слове. Упражнения в различных видах разбора.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока: обобщить и систематизировать знания детей о слове, поупражняться в различных видах разбора.

Задачи урока

 Образовательные: 

-обобщить и систематизировать знания детей о слове, повторить, что главное в слове – его значение;

-упражняться в различных видах разбора;

-выявить знания учащихся о частях слова лексическом и грамматическом значении слов, о членах предложения, о времени и лице глагола;

-повторить чем одна часть отличается от другой.

Воспитательные: 

-воспитывать внимательность, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;

-воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

-воспитывать умение слышать и слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её;

-воспитывать умение работать в командах.

     Развивающие: 

-развивать интерес к русскому языку, в игровой деятельности;

- развивать мышление,  речь, внимание, наблюдательность, воображение.;

- развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость;

 - способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

      УУД, формирование на уроке:

  Личностные действия:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в  учении.

Регулятивные действия:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-анализировать собственную работу и работу команды;

- проверка правильности выполнения;

-умение работать в команде.

Познавательные действия:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя опыт и информацию, полученную на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные действия:

 -умение оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

-слушать и понимать речь других.

Литература: учебник русского языка 4 класс М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  часть 2 (гармония), тетрадь-задачник 4 класс  М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко 2 часть, методические рекомендации, интернет ресурсы.

Ход урока

Этап урока,

цель этапа

Содержание этапа

деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

1)Организационный этап

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Сегодня я у вас проведу урок русского языка, а зовут меня Кристина Сергеевна!

Приветствуют учителя

Коммуникативные

2) Вводная часть (инструктаж)

3)Основная часть

4)Заключительная часть (итоги игры)

 

5)Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок у нас будет проходить в необычной форме. Сегодня мы с вами поиграем. А игра наша называется: «Занимательная грамматика».
Для начала давайте разделимся на команды, вам нужно сесть за тот стол, на котором есть табличка с вашим именем. Итак, у нас есть 2 команды, теперь вам нужно посовещаться и придумать название вашей команды, на это вам даётся 2 минуты.
Сейчас я запишу названия команд в специальное табло, на нём будут записываться приобретённые вами баллы за задания.

У меня на доске вы видите цветок, команды будут по очереди выходить и отрывать лепесток с заданием.  Каждый лепесток у меня пронумерован, это означает, что в нём содержатся задания разной сложности. Например, если на лепестке написана цифра 1, то это значит, что эти задания самые лёгкие и за эти задания вам даётся 1 балл.

Цифра 2  содержит в себе задания средней сложности, если вы ответите на них правильно, то можете получить 2 балла.
Под цифрой 3 задания в лепестках самые сложные, и за них вы можете получить максимальное количество баллов – 3.

Каждая команда будет по очереди выходить и отрывать лепесток с заданием. Задание,  которое достанется выбирающей команде, является общим для обеих команд, далее вы в команде совещаетесь по поводу ответа и какая команда первая поднимет руку, та и будет отвечать.  Если команда затрудняется в ответе, то задание переходит в другую команду. Если обе команды не знают решения, то я сама называю ответ и ни одной из команд баллы не присуждаются. Напоминаю вам, что принимаются только полные ответы.

2 лепесток

радуюсь * с радостью *  радос?ное * радос?но * адыр

Прочитай только слова.

Чем они похожи?

 а чем различаются?

Не забывай объяснять орфограммы.

1 лепесток

радуюсь * с радостью *  радостное * радостно

Выдели часть, объединяющую все слова.

В третьем слове выдели другие части слова.

1 лепесток

радуюсь * с радостью *  радостное * радостно * адыр

Догадайся, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов, с которыми вы работали.

3 лепесток

радуюсь * с радостью *  радостное

Расскажи о словах как частях речи (ч.р)

На доске.

1 лепесток

радуюсь * с радостью *  радостное * радостно

В каких словах звуков меньше, чем букв?

3 лепесток

Обобщи: как характеризуют слово? По схеме


2 лепесток

Заполни клеточки нужными словами

1.Чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от «не слов»?

З

2.На какие 2 группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно?

С

С

2 лепесток

Заполни клеточки нужными словами

Какие три «работы» могут выполнять слова?

Н

У

П

2 лепесток

Какие части речи выделяются в каждой группе?

2 лепесток

По каким общим признакам различаются части речи?

2 лепесток

Чем отличаются друг от друга имена и глаголы?

А чем имена существительные и имена прилагательные?

2 лепесток

Чем от всех других самостоятельных частей речи отличаются наречия?

А чем местоимения?

1 лепесток

Как слово сделать членом предложения? Любое ли слово может им стать?

2 лепесток

Закончи записи, включив в них слова:

(радуюсь * с радостью *  радостное * радостно)

Одно предложение ты можешь завершить по-разному.

У меня … настроение.

Я … , когда у меня всё получа*[ца].

Каждое дел*  я стараюсь делать … .

Не забывай объяснять орфограммы.

3 лепесток

Запиши предложения и обозначь, какими членами предложения и частями речи являются слова, которые тобой добавлены.

У доски.

У меня радостное настроение.

Я радуюсь , когда у меня всё получается.

Каждое дело  я стараюсь делать с радостью.

3 лепесток

У личных местоимений укажи лицо и падеж.

У меня радостное настроение.

Я радуюсь , когда у меня всё получается.

Каждое дело  я стараюсь делать с радостью.

У доски.

1 лепесток

Укажи часть речи каждого слова?

распуститься * на * яркий * она * цветок * скоро

3 лепесток

Прочитай предложение, чтобы продолжить мысль с помощью этих слов.

В школьном дворе разбили большую клумбу._________________________________________________________

Допиши предложение, обозначь его члены. Укажи время слова – сказуемого.

У доски.

3 лепесток

Что интересного в значении выделенного слова?

В школьном дворе разбили большую клумбу.

1 лепесток

Сделай звукобуквенный разбор (з.б.) слова радуюсь

Сейчас я подсчитаю набранные вами баллы.

Ребята вы все сегодня молодцы, победила команда …,участники этой команды получают медали. Участники остальных команд получают грамоты.

А дома вам нужно будет выполнить задание 601 в тпо.

Капитана команды попрошу выйти и отклеить сердцевину цветка. Прочитай нам вслух первый вопрос. Остальные вопросы по очереди.

-О чём говорили на уроке?

-Что повторили?

-Что нового узнали?

-Какие задания показались сложными?

-Какие задания не вызвали трудности?

А теперь приготовьтесь к концу урока, урок окончен,  всем спасибо. До свидания!

Настраиваются на урок

Делятся на команды

Придумывают название и выбирают капитана

Слушают правила игры.

Находят слова

Радуюсь, с радостью, радостное, радостно

Они родственные, однокоренные, близкое лексическое значение

Разные части речи, разные грамматические значения, действие, предмет, признак

Радостное, радостно – радость (проверочное слово)

Корень

Корень рад, суффикс-ост, н
окончание-ое

поменять 1 и последнюю буквы местами

1.радуюсь (что делаю?) глагол, обозн. действие

2.Н.Ф. – (что делать?) радоваться

3. I спряжение

4. наст. вр., ед. ч., 1 лицо

1.с радостью (с чем?) сущ., обозн. предм.

2. Н. Ф. – (что?) радость

3. ж. р., 3 скл.

4. ед. ч., Т. п.

1.радостное (какое?) прил., обозн. призн. предм.

2. Н. Ф. – (какой?) радостный

3. –

4. ср. р., ед. ч., И. п.

С радостью ( с ь)

Объяснить значение слова, разобрать по составу, проанализировать как часть речи, сделать звукобуквенный разбор

Значение

Служебные

Самостоятельные

Называть

Указывать

Помогать



Самост. – сущ, прил, числ, местоим, гл, нареч.

Служ. – предл, союзы, частицы

-по вопросу

-по синтаксич. функции

-по значению

-по постоянным признакам

-по непостоянным признакам

Имена связаны с предметом, глагол с действием, у имён – начальная форма, у гл. – неопред. форма

Прилагательное – в предлож. определение,

Существительное – обст, доп., подлеж.,

У прил. - род непост. признак.

У сущ. – род пост. Признак.

Наречие – неизменяемая часть речи

У мест. нет своего индивид. грам. Значения, оно повторяет ту часть речи, которую замещает

Нужно включить его в определённый контекст, который подходит по смыслу

У меня радостное настроение.

Я радуюсь, когда у меня всё получается.

Каждое дело я стараюсь делать радостно (с радостью).

Получается – по вопросу

Дело – 2 скл, ср.р (село).

Радостное – прил., определение

Радуюсь – гл., сказуемое

Радостно – нареч., обстоятельство
с радостью – сущ., определение, обстоятельство.

Меня – 1 лицо, В. п.
Я – 1 лицо, И. п.

Распуститься – гл.

На – предлог.

Яркий – прил.

Она – мест.

Цветок – сущ.

Скоро – нареч.

На ней скоро распустится яркий цветок.

Распустится – буд. вр.

Это многозначное слово.

(1.расколоть, разломать, 2.повредить ударом, 3.привести в негодность, 4. Нанести поражение, победить, 5. Разделить на части, 6. Помешать осмуществлению, 7. Расположить, устроить, раскинуть, 8. Распланировав, произвести посадку, 9. Отделить промежутками, 10. Ударами растянуть, 11. Лишить движения.

Узнают победителя игры, записывают домашнее задание

Подводят итоги урока, рефлексия.

 Коммуникативные, личностные, регулятивные

Познавательные, коммуникативные, личностные

Познавательные, коммуникативные

Познавательные, личностные, коммуникативные

Познавательные, коммуникативные

Познавательные, личностные, регулятивные

Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Познавательные, личностные

Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Познавательные, коммуникативные

Познавательные, личностные

Познавательные, коммуникативные, личностные

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Познавательные

Познавательные, личностные, коммуникативные

Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные

Познавательные, личностные, коммуникативные

Познавательные, регулятивные

Познавательные, коммуникативные, личностные

Познавательные, личностные

Познавательные, регулятивные

Личностные, регулятивные

Личностные, регулятивные

Список используемой литературы:

  1. Учебник русского языка 4 класс М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  часть 2 (гармония),
  2. Тетрадь-задачник 4 класс  М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко 2 часть,
  3. Методические рекомендации 4 класс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализируем имя существительное и имя прилагательное как часть речи

Слайд 2

Прилагательное Пятно (какое?) широкое , Глагол 1. Льдинки (что делают?) тают, призн . предм ., изм. по пад ., действ., изм. по вр . – гл. по род. – им. прил . 2. Неопр. ф.- что делать? – таять. 2. Нач. ф. – какой? – рыхлый . 3. В наст. вр ., в ед. ч., в 3 – м л. 3. – 4. В ед . ч., в м.р ., в И. п Существительное 1 . (Что?) снег, предм ., изм. по пад .- им. сущ. 2 Нач. ф. – что? – снег. 3. М.р . 4. В ед. ч., в И.п .

Слайд 3

Прилагательное 1 . Пятно (какое?) широкое, призн . предм ., изм. по пад ., по род. – им. прил. 2. Нач. ф. – какой? – рыхлый. 3. – 4. В ед. ч., в м.р ., в И. п Существительное 1 . (Что?) снег, предм ., изм. по пад .- им. сущ. 2 Нач. ф. – что? – снег. 3. М.р . 4. В ед. ч., в И.п .



Предварительный просмотр:

2 лепесток
радуюсь * с радостью *  радос?ное * радос?но * адыр
Прочитай только слова.
Чем они похожи?
А чем различаются?
Не забывай объяснять орфограммы.

1 лепесток 
радуюсь * с радостью *  радостное * радостно
Выдели часть, объединяющую все слова.
В третьем слове выдели другие части слова.

1 лепесток
радуюсь * с радостью *  радостное * радостно * адыр
Догадайся, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов, с которыми вы работали.

3 лепесток
радуюсь * с радостью *  радостное
Расскажи о словах как частях речи (ч. р)
На доске.

1 лепесток
радуюсь * с радостью *  радостное * радостно
В каких словах звуков меньше, чем букв?

3 лепесток
Обобщи: как характеризуют слово? По схеме



2 лепесток
Заполни клеточки нужными словами
1.Чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от «не слов»?
З

2.На какие 2 группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно?

С

С

2 лепесток
Заполни клеточки нужными словами
Какие три «работы» могут выполнять слова?

Н

У

П

2 лепесток
Какие части речи выделяются в каждой группе?

2 лепесток
По каким общим признакам различаются части речи?

2 лепесток
Чем отличаются друг от друга имена и глаголы?
А чем имена существительные и имена прилагательные?

2 лепесток
Чем от всех других самостоятельных частей речи отличаются наречия?
А чем местоимения?

1 лепесток
Как слово сделать членом предложения? Любое ли слово может им стать?

2 лепесток
Закончи записи, включив в них слова:
(радуюсь * с радостью *  радостное * радостно)
Одно предложение ты можешь завершить по-разному.

У меня … настроение.

Я … , когда у меня всё получа*[ца].

Каждое дел*  я стараюсь делать …

Не забывай объяснять орфограммы.

3 лепесток
Запиши предложения и обозначь, какими членами предложения и частями речи являются слова, которые тобой добавлены.

У меня радостное настроение.

Я радуюсь, когда у меня всё получается.

Каждое дело  я стараюсь делать с радостью.

У доски.

3 лепесток
У личных местоимений укажи лицо и падеж.

У меня радостное настроение.

Я радуюсь , когда у меня всё получается.

Каждое дело  я стараюсь делать с радостью.

У доски.

1 лепесток
Укажи часть речи каждого слова?
распуститься * на * яркий * она * цветок * скоро

3 лепесток
Прочитай предложение, чтобы продолжить мысль с помощью этих слов.

В школьном дворе разбили большую клумбу._________________________________________________________

Допиши предложение, обозначь его члены. Укажи время слова – сказуемого.
У доски.

3 лепесток
Что интересного в значении выделенного слова?
В школьном дворе разбили большую клумбу.

1 лепесток
Сделай звукобуквенный разбор (з.б.) слова радуюсь

Итоги игры

-О чём говорили на уроке?

-Что повторили?

-Что нового узнали?

-Какие задания показались сложными?

-Какие задания не вызвали трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор» Цели деятельности учителя: закрепление навыков разбора глаголов как части речи, правопи...