Урок русского языка в 4 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Плешивцева Алёна Николаевна

Цель: - познакомиться с фразеологизмами, с их ролью в речи.

- узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли

в обогащении речи.

- уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Данный материал можно использовать как в урочной так и во внеурочной деятельности, например, на кружке "Мастерская слова"

К уроку разработана презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Программа «Школа России»

 «Фразеологизмы»

Учитель начальных классов Плешивцева А.Н.

МБОУ СОШ № 160   4 класс «В»

Цель: - познакомиться с фразеологизмами, с их ролью в речи.

- узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли

в обогащении речи.

- уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Задачи: -выяснить, какую роль играют фразеологизмы в речи;

-узнать, как фразеологизмы пришли в нашу речь;

-научить обучающихся находить и использовать фразеологизмы в

устной и письменной речи; учить работать со словарями.

-научить распознавать фразеологические обороты.

-выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

Оборудование: папка с файлами, презентация к уроку, шляпы для выступлений, проектор, смайлики для рефлексии, рисунки ребят.

Ход урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Ну, ребята, чур, молчок.

Начинается урок.

Поприветствуем наших гостей.

Тихо сели – раз, два, три…

А урок наш, сейчас

Науке посвящается,

Что грамматикой у нас

С любовью называется

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

«звонок»

(2 ученика вбегают после звонка в класс)

Учитель: Почему вы опоздали на урок?

Ученик 1 Алена Николаевна, Антон  бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.

Ученик 2 ( с места): Да, не сносить тебе, Антон, головы.

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Антон, все как об стенку горох.

- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.

- Итак, начинаем наш весёлый урок!

3. Каллиграфическая минутка

- Открыли свои тетрадочки, вами приготовленные, специально для урока.…

Записали число, классная работа.

- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она будет нам встречаться, практически на всем уроке. В этой цепочке заглавная Ф, строчная ф.

И девиз нашего урока. Работать засучив рукава. (Что это означает? Работать со старанием, усердно)

За домом едва пожелтела трава.

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

 Как вы понимаете значение этих словосочетаний?

Выражение спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.

Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.

Спустя рукава - небрежно, кое- как делать что- либо.

Учитель: Я надеюсь, урок мы не зря проведем,

Будем работать, засучив рукава,

Урок посвятим мы хорошим делам,

Чтоб о нас громкая слава пошла.

Итак, приступаем к работе.

4.Актуализация знаний и деятельности.

Я буду показывать словосочетания - фразы, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним.

1. Бить баклуши

Гонять лодыря

Сидеть сложа руки

 (Бездельничать)

2. Во весь дух

Сломя голову

Со всех ног

 (Быстро)

3. Водить за нос

Втирать очки (Обманывать)

4. Строить глазки (Привлекать внимание)

5. Хоть пруд пруди;

тьма-тьмущая;

яблоку негде упасть (Очень много)

-  Молодцы! Все значения фраз вы угадали! А может вы скажете, что это за фразы такие?

– Что такое фразеологизмы?

- И какова же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?

5. Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 13

-Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

- Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь.

Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

- А где можно найти значение фразеологического оборота? (ответы учащихся) Конечно в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость – фразеологический словарь.

Вступительное слово «Фразеологического словаря»

- Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.

Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, Он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

- Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение. Присаживайся к ребятам, если у нас возникнут затруднения, то мы обязательно обратимся к тебе.

 Значение фразеологизмов

Сценка. (К.Чуковский “От трех до пяти”)

Автор: – Четырехлетняя девочка спросила у матери

Девочка: – Скоро наступит лето?

Мама: – Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Автор: – Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:

Девочка: – Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету!

– Почему так произошло? Чего не знала девочка?

– Что вы можете сказать о выражении “оглянуться не успеешь”? (Время пройдет очень быстро)

6. Работа в парах

Вместо точек вставьте нужное слов.  Догадайтесь о значении фразеологизма. (на партах розовые листочки)

Как … на голову (снег, дождь, град),

 Как … вода (с курицы, с утки, с гуся),

 Убить … зайцев (трех, двух, трех),

… соли съесть (пуд, фунт, килограмм),

Как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной),

 Сказка про … бычка (белого, черного, рыжего),

 Как лист … дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

Держать ... востро (глаза, ухо)

Смотреть сквозь ... очки (жёлтые, розовые, темные)

Делать из ... слона (комара, мухи, пчелы)

Не в своей ... (кружке, тарелке, стакане)

Тише воды, ниже  …   (листвы, цветов, травы)

Ни в   …   ногой (дуб, зуб, нос)

Бесплатный  ….  только в мышеловке  (суп, сок, сыр)

Выходить сухим из   …   (реки, моря, воды)

Когда  …    на горе свистнет (грач, ворона, рак)

Пускать  …   в глаза (пудру, пыль, песок)

Выеденного … не стоит (огурца, яйца, яблока)

-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради.

7. Работа в тетради «Развитие речи»

Стр.7 Закончи фразеологизмы:

На доске начало фразеологизма, нужно найти окончание. (По одному выходят к доске и собирают фразеологизмы)

 На одно (лицо)            очень похожи

С горем (пополам)       кое-как

Поминай (как звали)   пропал, исчез, скрылся

Ни жив (ни мёртв)       сильный испуг

Калачом (не заманишь) не уговоришь

Тише воды (ниже травы) скромно вести себя, не привлекая внимания

Держать себя (в руках)   сохранять самообладание, сдерживать себя

Ни рыба (ни мясо)  человек ничем не выделяющийся

Лёгок (на помине)  человек появляется в тот момент, когда о нем вспомнили

-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради.

8.ФИЗМИНУТКА

А)Релаксация.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко

Ноги, руки отдыхают

Шея не напряжена

И расслаблена она

Губы чуть приоткрываются

Все спокойно расслабляются

Дышится легко, ровно, глубоко

Наши мышцы не устали

А ещё послушней стали

Нам становится понятно

Расслабление  - приятно.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянулись, улыбнулись,

Всем открыть глаза - проснулись!

В) А сейчас мы отправляемся во фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь дальше.

Хитёр как… лиса

Труслив как… заяц

Голоден как… волк

Здоров как… бык

Изворотлив как …уж

Надут как …индюк

Нем как …рыба

Упрям как …осёл

Болтлив как.. .сорока

Колючий как.. .ёж.

-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради.

9.Работа в группах

А) Работа в тетради «Развитие речи» стр.7 упр.1. С помощью фразеологического словаря объяснить смысл одного фразеологизма.

Чувствовать себя на седьмом небе -  по древним поверьям, именно на седьмом небе находился рай. Выражение означает чувствовать себя как в раю. Значение: очень радоваться чему-либо, быть счастливым. Употребляется тогда, когда человек очень счастлив.

 Лясы точить – слово лясы произошло от слова балясины, то есть столбики, на которых держатся перила. Их вытачивали из дерева. Работа была лёгкая, но однообразная. Выполняя её, можно было отвлечься на разговоры с товарищами. Значение: болтать.

Белое пятно – раньше на карте на месте неисследованных территорий оставляли белое пятно. Значение: что-либо незнакомое, когда человек встречается с чем-либо неизвестным в какой-либо области знаний.

Б) Работа с карточками: Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадались, что Петя нас обманывает.

Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.

На уроке русского языка девочки разговаривали  не переставая.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей, трещали как две сороки.

В) Ну а сейчас самое интересное на экране вы увидите рисунки- подсказки. С помощью рисунков – подсказок вы должны отгадать фразеологизм, объяснить его значение.

1 группа: Смотрит как баран на новые ворота

2 группа: Сесть в лужу

3 группа: Белая ворона

10.Итог урока. Рефлексия.

-Подведём итог урока.

- В чём заключалась цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.

Если мы ответили на этот вопрос, значит урок удался. Все, что узнали - зарубите на носу.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-

Работал в поте лица –

Поломал голову-

Знаю как дважды два –

Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....