Разработка урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста.

Задачи:

обучающие:

- сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

развивающие:

- формировать умения анализировать звучащую речь;

- развивать воображение, мышление, речь учащихся;

воспитательные:

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_urok_rus.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста.

Задачи:

обучающие:

- сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

развивающие:

- формировать умения анализировать звучащую речь;

- развивать воображение, мышление, речь учащихся;

воспитательные:

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Используемое оборудование:

- рабочая тетрадь,

- учебник Иванов «Русский язык» 2 класс. – Вентана-граф 2012;

- компьютер учителя;

- персональные нетбуки для пары обучающихся;

- мультимедийный проектор;

Цели использования ИД:

• вызвать интерес учащихся к теме;

• наглядность представления материала;

• оперативность контроля при выполнении заданий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

Разминка для пальцев

- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:

Здравствуй, пальчик – дедушка,

Здравствуй, пальчик – бабушка,

Здравствуй, пальчик – папа,

Здравствуй, пальчик – мама,

Здравствуй, пальчик – Я.

Здравствуй, вся моя семья!

 (Дети массируют поочередно каждый пальчик)

- Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу?

- Мы желаем здоровья

-Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе.

Игра «Я желаю тебе сегодня…»

  1. Минутка чистописания.

(На доску c помощью проектора проецируется страница по чистописанию).

-Давайте запишем слово, которое мы говорим друг другу каждое утро. Но прежде потренируемся и вспомним правописание строчной буквы з, зи, зо, зе, за, зу и т.д.

здравствуйте

-Назовите опасное место  в этом слове?

- Подчеркните

-Можно ли проверить?

- Да, здравие

- Объясните смысл этой пословицы.

-  В здоровом теле – здоровый дух.

- На какие орфограммы мы должны обратить внимание?

(Дети называют «опасные» места в слове)

-Запишите её.

- Оцените свою работу, используя памятку:

Зеленый круг – работа выполнена без ошибок, написание букв соответствует образцу;

Желтый круг – работа выполнена с одной ошибкой, не все написанные буквы соответствуют образцу;

Красный круг – работа выполнена с двумя и более ошибками, написанные буквы не соответствуют образцу.

- Почему ты так себя оценил?

2. Словарная работа.

-Какое сейчас время года?

-Зима

- Что особенно необходимо людям зимой, чтобы не болеть? Узнайте, собрав урожай.

- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм?

- Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов

-У нас выросла яблонька с волшебными яблочками. Соберите с неё урожай.

( дети собирают яблочки со словарными словами, и выстраивается слово витамин)

Запись словарных слов в тетрадь, обозначение орфограмм.

Учитель:

- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке.

 - Можно употреблять в пищу витамины с огорода.

                  Физминутка

                   Вы, наверное, устали?

                   Ну, тогда все дружно встали.

                   Ножками потопали 1-2-3,          

                   Ручками похлопали 1-2-3.

                   Покрутились, повертелись.

                   И за парты все уселись.

                   Глазки крепко закрываем,

                   Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.

                   Открываем, поморгаем

                   И работать продолжаем.

III. Актуализация знаний.

1. Мозговой штурм.

- У нас получилась целая корзина слов. Назовём их ещё раз.

- Что можно составить из слов?

- Предложения.

-Что вы знаете о предложении?

- Предложения состоят из слов. В конце предложения можно поставить точку, восклицательный или вопросительный знаки. Слова связаны между собой.

-Что можно составить из предложений?

 - Текст

-Что вы знаете о тексте?

 - Текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу

2. Работа в малых группах.

- Сейчас вы будете работать  в группах. У каждой группы 2 конверта.

- Возьмите конверт №1.Откройте и выполните задание.

- Из данных слов составьте предложение.

Как только, группа будет готова, два ученика, выходят и показывают предложение, которое получилось (на выполнение работы 1 минута.)

1 группа

Пришла зима в лесную чащу.

2 группа

Хлопья снега падают на деревья.

3 группа

Одела деревья в пушистый наряд.

- Что объединяет все предложения?

- Все предложения о зиме

- Значит это?

- Текст. Из предложений можно составить текст

-Давайте составим текст.

(на доске дети составляют текст)

-Возьмите конверт №2 и выполните задание (на выполнение работы 2 минуты)

- Из данных предложений составить текст. Как только, группа будет готова, один ученик выходит и читает текст, который получился.

1 группа

Идет снег. Тихо падают снежинки. Они похожи на звездочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В теплую погоду снег  сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

2 группа

Наступил февраль. Стоят сильные морозы. Резкий ветер щиплет лицо и уши. Снег пушистым ковром лежит на полях и холмах. В лесу замело все дорожки.

3 группа

Каждый Новый год в Московском зоопарке зажигается большая елка. На елке много разных игрушек. А вокруг елки на большой площадке устраивают хоровод. Дети катаются на осликах, пони, на санках. Тут выступает медведь. Дети любят ходить в зоопарк.

Показываю модель обложки

Какая модель обложки подходит к тексту? Почему

- На модели обложки  прямоугольник, так как это рассказ.

- Он Зеленого цвета, так как этот рассказ о природе.

Коммуникативные

IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения(открытие нового знания). 

-Чего не хватает в тексте?

- Заглавия

- Зачем нужно заглавие к тексту.

- Чтобы лучше понять, о чем говорится в тексте

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- О заглавии к тексту

- Что бы вы ещё хотели узнать о заглавии?

- Как правильно озаглавливать текст.

- Для чего это необходимо?

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Связь заглавия  и содержания текста

-Сегодня мы узнаем, что ещё может «скрывать» в себе заглавие.

- Тема сегодняшнего урока «Связь заглавия и главной мысли текста» (на слайде)

Введение нового материала.

-О чём текст, который вы составили?

- О зиме.

-Что именно говорится о зиме, что о ней сообщается?

- Ответы детей

-Что именно сообщается в тексте, самое важное в нём, составляет смысл текста, его основную, главную мысль. Найдите эту основную мысль в тексте.

-Обратите внимание: основная мысль выражена кратко и точно.

-Можно ли главную мысль вынести в заглавие?

Вывод: что, кроме темы, может отражать заглавие текста?

- Главную мысль текста.

Физминутка

       - Как живёшь? (- Вот так). (Дети проговаривают слова и выполняют движения).

       - Как идёшь?

       - Как бежишь?

       - Как спишь?

       - Как шалишь?

       - Как сидишь?

       - Как молчишь?

V. Развитие умений – применение знаний.

1. - Выберите подходящее заглавие к тексту. ( Зима. Зима в лесу. Какой бывает снег. Зимние забавы.)

- Что отражает выбранное вами заглавие – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно)?

- Главную мысль.

- А что отражало бы заглавие «Зимние забавы»?

- Ответы детей

- О чём можно было бы рассказать в тексте с заглавием «Зима в лесу»?

- Ответы детей

- Запишите получившийся текст с заглавием, которое мы выбрали.

2. Индивидуальная работа в нетбуках.

«Подбери заглавие»

Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. Там вкусные семена.

-Подберите заглавие, которое отражало бы тему текста, а затем заглавие, передающее главную мысль текста.

«Зима в лесу».

«Дятлы».

«Чем питаются дятлы зимой».

3. Самостоятельно

Работа в парах по карточкам-тестам

 «Заполни пропуски»

VI. Итог урока.

-Что делали на сегодняшнем уроке?

- Как делали?

- Зачем делали?

VII. Домашнее задание.

Учебник урок № 91 №2

Рефлексия.

- Урок наш заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – красные яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите розовые цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зелёные яблочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – жёлтый лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс .Конспект. "Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста".

Урок введения нового материала. Определение связи заглавия и главной мысли....

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста.

Урок по русскому языку во 2 классе (Программа "Школа 2100")...

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(УМК XXI века) тема: " Текст.Заглавие текста".

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(программа XXI века) по теме: "Текст.Заглавие текста"....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Текст. Основная мысль текста.

Тема урока: Текст. Основная мысль текста. Цель урока: наблюдать за текстами, определять основную мысль текста...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...