Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Нестерова Любовь Викторовна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень  слова" по программе "Школа России"

В предварительном просмотре презентация отображается НЕ КОРРЕКТНО, при скачивании - всё в порядке.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova.doc76.5 КБ
Файл korni.pptx1.74 МБ
Файл раздаточный материал к работе13.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» ИМЕНИ ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

Дата посещения  18.10.2018 г. 

Учитель Нестерова Л. В.  Категория (разряд) ___-______ Предмет   русский язык

№ урока  по  расписанию   2 Класс  3 а  Учащихся  по  списку 22 чел.    На  уроке  _____ чел. Отсутствуют _______

 Тема урока  (в соответствии с календарно-тематическим планированием): Корень слова

Место урока в системе уроков:

Урок 34

Цели урока: создание условий для развития речи и систематизации знаний о корне слова.

Задачи урока: образовательная – закреплять полученные ранее знания о корне слова и тренировать умение применять их на практике.

Развивающая – развивать умения принимать и выполнять учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

Воспитывающая -  воспитывать любовь к родному языку, интерес к чтению.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор,  презентация по теме урока,  учебники «Русский язык», В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, ч. 1,  с. 73 - 75, электронное приложение к учебнику, карточки для работы в парах и группах, медальки для учеников.

 Тип урока: урок систематизации знаний.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Выводы по этапу

Орг. момент

Дидактическая задача: создание  комфортной образовательной среды.

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся:

- Ребята, садитесь, пожалуйста, и проверьте ваши рабочие места: всё ли на месте? Всё ли в порядке? Пожелайте друг другу приятной работы.

Приветствие учителя.

Подготовка рабочих мест.

Пожимают руки соседу по парте и говорят: «Желаю приятной работы, коллега!»

Личностные: 

Осваивать роль ученика на основе выполнения правил на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: 

Придерживаться выполнений правил на уроке.

Коммуникативные:

Уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

Актуализация знаний  Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели  учебно-познавательной деятельности

в начале урока

в процессе у рока

Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока

Методы обучения:  словесные (фронтальный опрос,  объяснение, беседа); наглядные; репродуктивные; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Формы обучения: фронтальная, в парах.

Приёмы обучения: речь учителя, текст учебника, наглядность, ИКТ.

Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные, создание проблемной ситуации, технология развивающего обучения, технология сотрудничества.

- Ребята, в качестве девиза нашего урока продолжите, пожалуйста, пословицу: «Повторение - … »

Значит, мы сегодня с вами будем что-то…

- Да, с повторения мы начнём новый раздел. Давайте откроем учебники на с. 73 и познакомимся с ним. Слайд 1

- Что нам уже хорошо знакомо из состава слова? Что уже умеем?

- А теперь переносимся на с. 74  и посмотрим, с этой ли темы нам предлагает начать учебник.

- Если мы с вами уже таки умные и ученые в этой теме, предлагаю провести наше закрепление в виде конференции. И не только вы ко мне, но и я к вам буду обращаться по имени и отчеству.

Итак, тема нашей конференции «Корень слова».

Мы будем отвечать на вопросы:

- Что такое корень слова?

- Что такое однокоренные слова?

- Как найти в слове корень?

- Коллеги, а  зачем нам так подробно работать с корнем слова? Может и не надо вовсе уметь подбирать однокоренные слова?

Да, и это всё только начало. Впереди нас ждут ещё разные фокусы с корнями, например, чередование в них гласных и согласных звуков (снег-снежок, ухо-уши, беру-забираю…) Слайд 2

…мать учения!

…повторять.

Открывают учебники, читают название раздела.

- Корень слова!

Определяют тему урока и ставят задачи.

Именно в корнях слов находятся орфограммы – безударный гласный звук и парный по звонкости-глухости согласный. Для их правильного написания надо уметь подбирать однокоренные слова.

Личностные: 

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Регулятивные: 

Придерживаться выполнений правил на уроке.

Формировать умение настраивать себя на продуктивную работу.

Коммуникативные:

Уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками, отвечать полным ответом.

Познавательные:

Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Строить логическое рассуждение.

Первичное закрепление

- Итак, уважаемые коллеги, перед вами карточки. Прочитаем текст. (Первые 3 строфы читают разные ученики, последние 2 строчки – все вместе).

Как-то много лет назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.

Это слово,
Слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,
Вот ещ
ё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идёт.

Очень интересно
Гулять в саду словесном
!

- Теперь поработаем в парах. Найдите в тексте однокоренные слова и выделите в них корень.

- Проверьте себя по образцу на доске. Слайд 3

- С каким словом связаны все эти слова? Какой корень выделили?

- Где орфограмма?

- Вам понятен смысл слова «сад»?

- Что такое корень слова?

- Что такое однокоренные слова?

- Давайте посмотрим правила в учебнике на с. 74.

- Мы всё правильно вспомнили?

Отметить на доске первые 2 вопроса галочкой.

Читают.

Находят слова, выделяют корни.

Проверяют.

- Сад.

На конце слова «сад» надо проверить «д».

- Да!

- Корень слова – это главная часть слова, в которой заключен его смысл.

- Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Читают правила, сравнивают с ответами.

- Да!

Личностные: 

Использовать и обогащать личный опыт учеников. Развивать познавательную активность учащихся.

Извлекать информацию. Регулятивные: 

Искать пути решения учебной задачи.

Планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей.

Оценивать правильность выполнения действий.

Обосновывать правильность своих действий с помощью построенных алгоритмов.

Коммуникативные:

Уметь работать в парах.

Познавательные:

Устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Делают выводы.

Динамическая пауза

Коллеги, давайте сделаем разминку для глаз. Сядьте свободно, расслабьтесь и следите за точкой на экране.

Разминка для глаз

Выполняют разминку для глаз.

Личностные:

Развивать личную ответственность за свое здоровье.

Регулятивные: уметь переключать внимание.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Динамическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу и т.п.

Соответствие учебного материала возрастным особенностям

Методы обучения:  словесные (фронтальный опрос,  объяснение, беседа); наглядные; репродуктивные.

Формы обучения: фронтальная, работа в группах.

Приёмы обучения: речь учителя, наглядность.

Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные, технология развивающего обучения, технология сотрудничества.

- Диск нам предлагает запутанную историю. Попробуем её распутать?

(Вывод: однокоренные слова могут быть разными частями речи и одной частью речи).

- Теперь запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа и слово «лесник». Найдите в нём корень. Как это сделать? (Обсудить безударную гласную).

(Отметить галочкой третий вопрос).

Запишите к нему ещё 2-3 однокоренных слова. Оцените свою работу на полях тетради.

-Да!

Выполняют в парах задания с диска по распределению однокоренных слов.

Выполняют задание.

- Чтобы найти в слове корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Записывают слова. Оценивают себя.

Личностные:

Прививать интерес к познавательной деятельности.

Регулятивные: 

Планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей.

Оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

Уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками, отвечать полным ответом.

Познавательные:

Творческое применение знаний и умений.

Динамическая пауза

- А теперь немножко разомнемся.

Встаньте, пожалуйста. (Разминку проводят ученики, которых назначит учитель).

Выполняют.

Личностные:

Развивать личную ответственность за свое здоровье.

Регулятивные: уметь переключать внимание.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Динамическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу и т.п.

Коллеги, помогите, пожалуйста, проверить работы учеников, которые записывали однокоренные слова.

Предлагаю работать в командах.

Выделите корни и вычеркните лишнее слово, если оно есть.

Результат работы командиры разместят на доске и объяснят мнение группы. Слайды 4 - 9

Работают в группах.

О том, как рассуждали, рассказывают капитаны групп.

Личностные:

Прививать интерес к познавательной деятельности.

Регулятивные: 

Планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей.

Оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

Уметь работать в группах, делать логические выводы.

Познавательные:

Творческое применение знаний и умений.

Подведение  итога совместной и индивидуальной деятельности учеников 

- Какую тему мы обсуждали на нашей конференции?

- Мы ответили на все поставленные вопросы?

- Может ли быть слово без корня?

- А если трудно подобрать однокоренные слова, то куда можно обратиться?

- С этим будет связано домашнее задание - упр. 133 на с. 75.

-  Корень слова.

- Да!

- Нет!

- Можно обратиться к словарю однокоренных слов в конце учебника. Стр. 149.

Смотрят упражнение, обсуждают задание.

Личностные:

Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно анализировать свои действия, делать выводы.

Выказывают свое отношение, выражают эмоции.

Регулятивные: 

Определять степень успешности работы.

Коммуникативные:

Строить связное монологическое высказывание. Умение слушать и дополнять ответы одноклассников.

Познавательные:

Систематизировать материал.

Рефлексия

Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения); усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Коллеги, посмотрите, пожалуйста, под дневники. Там лежат ваши медали «Лучшему искателю корней». Я буду задавать вопросы, а вы поднимайте медаль вверх, когда это нужно.

- У кого сейчас хорошее настроение?

- Кто отметил для себя затруднения? И готов их преодолевать?

- Что больше всего понравилось на нашей конференции? Слайд 10

- Спасибо вам за активную работу!

Медали можно дома наклеить в дневники на сегодняшний день.

Достают медальки.

Отвечают, анализируя своё состояние.

 Личностные:

Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно анализировать свои действия, делать выводы.

Регулятивные: 

Определять степень успешности работы.

Гигиенические требования

Соблюдение СанПиН  (температурного режима, освещенность, соответствие классной мебели)

Выводы по уроку________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Эксперт ___________________/                                      /, ________________/                                     /                                              Ознакомлен____________________/                                                /                                                                    

Дата «        »_______________  20_____ г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состав слова ПРИСТАВКАКОРЕНЬСУФФИКСОКОНЧАНИЕ ПОДСНЕЖНИКИ

Слайд 2

Чередование в корнях СНЕГ – СНЕЖОК, БЕРУ - ЗАБИРАЮ, УХО – УШИ

Слайд 3

ПОСАДИЛИ, САД, РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК

Слайд 4

ГОРА ГОРЕ

Слайд 5

ГУСЬ ГУСЕНИЦА

Слайд 6

ВОДА ВОДИТЕЛЬ

Слайд 7

МЫШЬ МЫШЦЫ

Слайд 8

ПЯТЬ ПЯТНО

Слайд 9

СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ СИНОНИМЫ:

Слайд 10

УРА! У НАС ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ!



Предварительный просмотр:

ШЩЖНайти однокоренные слова, выделить в них корень.

Как-то много лет назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.

Это слово,
Слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идёт.

Очень интересно
Гулять в саду словесном!

Найти однокоренные слова, выделить в них корень.

Как-то много лет назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.

Это слово,
Слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идёт.

Очень интересно
Гулять в саду словесном!

ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ

«КОРЕНЬ СЛОВА»

  • Что такое корень слова?
  • Что такое однокоренные слова?
  • Как найти в слове корень?

ГОРА

ГОРЕ

ГОРНЫЙ

ГОРКА

ГУСЬ

ГУСЁНОК

ГУСЕНИЦА

ГУСЯТА

ВОДА

ВОДИТЕЛЬ

ВОДНЫЙ

ВОДИЧКА

МЫШЬ

МЫШКА

МЫШАТА

МЫШЦЫ

ПЯТЬ

ПЯТЁРКА

ПЯТНО

ПЯТАК

СМЕЛЫЙ

ХРАБРЫЙ

СМЕЛОСТЬ

СМЕЛЬЧАК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...