Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Малахова Т.А.

Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_metopredmetnost.docx20.58 КБ
Файл metapredmetnost.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе»

Автор: учитель начальных классов «гимназии №5» Г.о. Балашиха Малахова Татьяна Александровна.

В настоящее время урок должен    рассматриваться, прежде всего, не как форма обучения, а как форма учения. Педагог становится уже не передатчиком знаний, а тьютором. Ведущая же роль на уроке должна принадлежать ученику. Ученик должен делать открытия, которые станут его самостоятельно приобретенными знаниями.  Важнейшая задача учителя - организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, управлять их познавательной активностью,  способствовать овладению  инструментарием для приобретения знаний и работы с ними.

Именно поэтому метапредметная деятельность учащихся выходит на первый план. Метапредметность в обучении русскому языку  это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными — способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов.  

Уроки русского языка дают возможность широкого применения метапредметных заданий. Например, урок русского языка во 1 классе «Имя существительное».

Цель урока:

  1. Метапредметная: расширить изучение предмета "русский язык" через интеграцию с изобразительным искусством, литературным чтением, окружающим миром.
  2. Предметная: обобщение знаний обучающихся об имени существительном.

Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся (познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные).

Решение учебной проблемы: 

1. Интеграция с предметом "Изобразительное искусство".

- Давайте вспомним, какие картины о весне мы знаем?

Приведите примеры имён существительных в

- названии картин,

- изображениях.

Работа с источниками информации (со словарём)

Учитель зачитывает текст из толкового словаря (и на доске) после вопросов:

- Кто знает, что такое пейзаж? Сани?

2. Продолжение работы над темой урока. Развитие кругозора. Интеграция с предметом "Литературное чтение".

- Какие литературные произведения о весне вы знаете? - Кто их автор?

- Знаете ли вы произведения Ф. Тютчева?

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений.
- Выпишете из его стихотворения имена существительные, определите их число.

Взаимопроверка (в парах)

Строки стихотворения «Весна»

  • Зима недаром злится,
    Прошла её пора –
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора.

    И всё засуетилось,
    Всё нудит зиму вон –
    И жаворонки в небе
    Уж подняли трезвон.

    Зима ещё хлопочет
    И на Весну ворчит.
    Та ей в глаза хохочет
    И пуще лишь шумит…

    Взбесилась ведьма злая
    И, снегу захватя,
    Пустила, убегая,
    В прекрасное дитя…

    Весне и горя мало:
    Умылася в снегу
    И лишь румяней стала
    Наперекор врагу. 
    (Ф. Тютчев)

3. Продолжение работы над темой урока. Интеграция с предметом "Окружающий мир"

- Каких птиц вы знаете? Назовите зимующих и перелётных птиц.

На какой вопрос отвечают слова «птица», «весна», «зима», «воробей», «ласточка»….

Грачи – это перелётные или зимующие птицы?

Перелетные птицы - птицы, совершающие регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.

Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю.

Таким образом, использование метапредметных заданий на уроках русского языка позволяет не только повысить эффективность урока, но и применить полученные знания при обучении другим предметам и во внеурочной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе» Автор: учитель начальных классов «гимназии №5» Г.о . Балашиха Малахова Т.А.

Слайд 2

Интеграция с предметом "Изобразительное искусство" Примеры имён существительных : - в названии картин, - изображениях Картина И.Левитана «Март» Картина А.Саврасова «Грачи прилетели»

Слайд 3

Работа с толковым словарём ПЕЙЗАЖ - общий вид какой-нибудь местности. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. САНИ - зимняя повозка на полозьях.

Слайд 4

Интеграция с предметом "Литературное чтение" Весна Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя , Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. (Ф. Тютчев)

Слайд 5

Интеграция с предметом «Окружающий мир" Перелетные птицы - птицы , совершающие регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диктантов здоровье сберегающих текстов и заданий для уроков русского языка в начальной школе

Здоровье сберегающие тексты диктантов дают возможность проверять грамотность воспитанников и научить ребёнка быть здоровым....

развивающие задания на уроках русского языка в начальной школе

система развивающих заданий на уроках русского языка как один из способов формирования метапредметных умений и навыков учебной деятельности...

Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...

Использование современных сервисов сети интернет (LearningApps.org) на уроках русского языка в начальной школе как условие формирования метапредметных результатов

Статья посвящена формированию метапредметных результатов на уроках русского языка с применением современных сервисов сети интернет (LearningApps.org). В статье рассматривается, что такое современные с...

Разноуровневые задания для уроков русского языка в начальной школе.

Дидактические задания по русскому языку для выявления уровня усвоения материала по разным темам....

Метапредметный подход в проведении уроков русского языка в начальной школе.

Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жи...

Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....