Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ладыгина Светлана Павловна

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ладыгина С.П.

Предмет: Русский язык «Школа России»

Класс: 4 класс

Тип урока: Изучение нового материала        

Технологическая карта урока

Тема «Правописание слов с суффиксами – ек, - ик »

Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

способствовать формированию умения работать; 

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Этап урока

/учебная ситуация

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1.  Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Настраивает детей на работу на уроке.

Учитель: Повторяйте за мной:

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся! Все у нас получится!

Садитесь. Я вижу, что у вас хорошее настроение и уверена, что мы с вами активно поработаем. Запишите число. Классную работу.

Минутка чистописания.

- Сегодня  нам предстоит сделать новые открытия.  

Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

Повторяют за учителем

Запись числа, классной работы. Анализируют показ, разбирают словарное слово, прописывают показ. С словарным словом составляют и записывают предложение.

2. Актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.

- Прочитайте стихотворение на слайде:

У Буратино в сказке
Есть ключ.к золотой.
Откроет этим ключ.ком
Замоч.к нам с тобой.

- Назовите слова с пропуском букв.

- В какой части слова орфограммы?

- Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы в окошко.

- Кто не уверен, какую букву надо писать в суффиксе, оставьте окошко.

-В чем возникло затруднение?

Сформулируйте тему урока.

- Какие цели мы поставим перед собой? 

Слушают, читают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задание.

Называют слова с пропуском букв.

Отвечают на вопрос (в суффиксе)

Записывают слова в тетрадь.

Формулируют свое затруднение (Какую букву писать в суффиксе?)

Формулируют тему и цель урока

«Правописание  суффиксов –ек, -ик»

Научиться правильно писать слова с суффиксами  –ик-,    -ек-.; развивать речь; уметь договариваться с одноклассниками

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Организовывает анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подводит к выявлению места и причины затруднения.

– Давайте заглянем в сказку Л.  Гераскиной «В стране невыученных уроков».

– Какая проблема встала перед Витей

Перестукиным?  

Вспоминают отрывок  сказки. Готовятся ответить на вопросы.

Формулируют проблему

Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК. Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.  

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(планирование деятельности по достижению учебной цели)

Организует построение  проекта  выхода из затруднения.

- Видите, у Вити возникла та же проблема, что и у нас. Я предлагаю построить проект решения этой проблемы, наметить план действий.

- Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?

Составляют план: узнать…, научиться…, развивать…. Можем попытаться вывести правило сами

 Отвечают на поставленный вопрос  (интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Положите перед собой карточку № 1.

- Прочитайте задание.  

- Посовещайтесь в паре.  

- Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

-Измени форму данных слов, подставляя к ним слова «много», «нет»

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Много

Нет

Ключ..к

Бант…к

Замоч…к

Сыноч…к

– Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.

– Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

Учитель предлагает открыть учебник на странице 62, рассмотреть схему – правило,  выполнить упр. 103 и  сделать вывод.

Рассматривается алгоритм действий при выборе суффиксов  -ек-  или  -ик-.

1. Изменяю форму слова (нет) или много

2. Если (и), то – ик

3.Если (-), то – ек

Учитель предлагает оценить себя в листе самооценки.(Как активно и плодотворно вы работали в паре)

Дети работают в паре. Выполняют задание.

Делают вывод о написании суффиксов.

Высказывают свои предположения.

Смотрят продолжение видеофрагмента

Отвечают на поставленный вопрос

- Надо прочитать правило в учебнике.

Открывают учебник.

Читают правило. Выполняют упражнение. Делают выводы о написании суффиксов.

Проговаривают алгоритм действий при выборе суффиксов –ек, -ик.

Оценивают себя в листе самооценки.

Физминутка «Солнышко лучистое»

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Работа в группе

Организовывает усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

- С какой проблемой мы столкнулись в начале урока?

-А теперь  как мы можем решить эту проблему?

- Используя алгоритм действий  правописания суффиксов –ек-, -ик-, запишите слова  в тетрадь.

- Объясните написания суффиксов.

На доске :

Платоч…к,  билет…к,  ореш…к,  корабл…к, зонт…к, горош…к, песоч…к, топор…к.

- Проверим свою работу. Один ученик читает, остальные проверяют

- Оцените свою работу в листе самооценки.

Учитель предлагает выполнить буквенный  диктант «Проверяю себя»

1.Длинный  носоч…к,

2.Детский  чулоч..к

3. Колючий ёж…к

4.Белый  клубоч…к

5.Золотой  ключ...к

6.Последний  кусоч…к

7.Чистый  ковр…к

8.Красный  веноч…к

9.Снежный  комоч...к

10. Вкусный   ореш...к


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

е

и

е

и

е

и

е

е

е

-Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях

Поменяйтесь карточками. Проверьте своего соседа по парте.

Оцените работу:

Без ошибок - «5»

1-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

Верните карточки соседу.

-Кто полностью справился с заданием?

- Кто допустил ошибки?

Оцените свою работу и товарища в листе самооценки.

Предлагает следующее задание.

Игра «Редактирование слов» (карточки )

- Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказать правильность своего утверждения

Оцените свою работу и товарищей в листе самооценки.

Игра «Фотодиктант»

- Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы -ек или –ик.

 -Запишите самостоятельно  новые слова в тетрадь.

- Проверим свою работу.

Оцените свою работу в листе самооценки.

Отвечают на поставленные вопросы.

- Не знали, как писать суффиксы –ек-, –ик-

Применить правило, алгоритм.

Выполняют задание.

Самопроверка. Один ученик читает, остальные проверяют

Оценивают свою работу в листе самооценки.

Дети заносят ответы в таблицу

Взаимопроверка, сравнение с эталоном.

Выставление оценок

Оценивают свою работу в листе самооценки.

Работают в группе

Находят ошибки, исправляют их и доказывают правильность своего утверждения. Проверяют по слайду5.

Оценивают свою работу и  товарищей в листе самооценки.

Называют животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы -ек или –ик.

 -Записывают самостоятельно  новые слова в тетрадь.

Сравнение с эталоном.

Оценивают свою работу в листе самооценки.

Итог

Работа в листах самооценки. Посчитайте баллы и поставьте оценку. Найдите критерии оценки.

Посмотрите на записи сегодняшнего урока в ваших рабочих листах и поставьте восклицательный знак рядом с теми упражнениями, которые вызвали затруднение.

Какой итог каждый сделал сегодня на уроке для себя. 

Какое открытие вы сделали на уроке?

Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция.

Рефлексия

Оценивание

Итак, поднимите руку

- те, у кого в течение урока не возникло трудностей, все было понятно и просто;

- те, кому все понятно, но остались некоторые вопросы;

- те, кто плохо понял тему, ничего непонятно и сложно.

Выберите смайлик и нарисуйте на рабочем листе.

Молодцы. Все сегодня старались. Особенно хотелось бы отметить работу …

Д. з. стр. 63, упр. 104

Лист  самооценки     ученика 4 класса    ---------------------------------

Критерии оценивания:

3 балла - выполнил свою работу правильно, добросовестно, без ошибок.

 2 балла – допустил 1-2 ошибки

1 балл – допустил  3-4  ошибки

Задания

Количество баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Всего баллов:

Моя оценка:

18 -15 баллов - оценка        5

12 -10 баллов - оценка        4

9 - 6   баллов -   оценка         3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классеТема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»Дата проведения: 19 ноября, 2017г.Тип урока: Урок открытия новых знаний.Место и...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание слов с безударным гласным звуком

Технологическая карта урока русского языка по теме: " Правописание слов с безударным гласным звуком...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с парными согласными»

Цель урока: формирование навыка правописания парных звонких и глухих согласных на конце словаЗадачи урокаДидактические:Развитие умения находить части слова, подбирать однокоренные словаУметь объяснять...