Подготовительные упражнения к теме"Состав слова"
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Плешакова Людмила Николаевна

Подготовка к осознанию форм слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnye_uprazhneniya_k_temesostav_slova.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

          Подготовительные упражнения к теме "Состав слова"

    Работая по УМК «Перспективная начальная  школа », я убедилась в том, что для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и  методика ,о которой пойдёт речь . Основана она  на принципе морфемного членения способом построения словообразовательной цепочки в  последовательности: окончание и основа, части основы: корень, суффикс, приставка. Методика реализации этого подхода описана и подтверждена экспериментально, в частности, работой Е. Г. Шашковой «Изучение морфологического состава слов» в книге «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах» и используется в педагогической практике .

 Тема "Состав слова " является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной.

Трудна она потому ,что успешное и действенное усвоение понятий морфем  предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать  факты языка ,анализировать их с тем ,чтобы делать самостоятельно и осознанно выводы и обобщения. Тема " Состав слова "очень важна потому ,что : 1) упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи учащихся; 2) изучение теоретического материала по составу слова обогащает ребёнка определёнными знаниями о языке, что имеет большое образовательное значение; 3) только на основе усвоения теоретических знаний по составу слова  и на основе приобретения умений и навыков в анализе слов и словообразовании дети начинают постепенно осознавать ,почему именно так ,а не иначе пишутся слова, т.е.начинают познавать закономерности в правописании. Следовательно, изучение состава слова служит цели сознательного усвоения орфографии ,что ведёт к прочной грамотности в письме, так как большинство правил правописания связано с морфологическим составом слова;4)упражнения в морфологическом анализе слов и словообразовании воспитывают внимание и интерес к слову . содействуя глубокому пониманию и точному употреблению его в речи; вырабатывают привычку вдумываться в содержание слова и соотносить содержание с формой. Последнее обстоятельство является необходимым условием успешного развития орфографической зоркости учащихся.

Я считаю, что при работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются подготовительные упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они могут не занимать много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока. Подготовительные упражнения по подбору однокоренных и родственных слов я начинаю проводить при обучении грамоте. Весь материал я беру из азбуки. Материал для такой работы богатейший. Аналогичную работу провожу на уроках письма по прописям.

 Подготовку к осознанию форм слова я продолжаю уже при изучении темы "Ударные и безударные гласные" и закрепляю при изучении всех последующих тем. Именно в этот период возможно и целесообразно показать детям, что проверяемое слово (река) и проверочное (реки) – это не разные по смыслу слова, а одно и то же слово, которое может изменяться. При выполнении орфографических упражнений, основное задание которых состоит в проверке безударных гласных,  время от времени напоминаю детям, что при проверке безударной гласной в слове они то же самое слово изменяют: если слово с безударной гласной обозначает один предмет (плита), то это слово надо изменить так, чтобы оно обозначало много предметов(плиты), и наоборот.

Закрепляя, углубляя и расширяя знания по теме "Ударные и безударные гласные", знакомлю учащихся с падежными формами двусложных существительных типа столы, река. Практическое ознакомление с падежными формами существительных провожу следующим образом.   Даю  два - три предложения и прошу  назвать слово, которое встречается во всех предложениях.

В густом лесу растёт высокая и стройная сосна.

У сосны только вверху пушистые ветки.

Формы этого слова записывают столбиком.

сосна

у сосны

 Обращаю внимание на то, что слово сосна во втором предложении изменилось - у сосны. Но изменилось ли смысловое значение этого слова? Не изменилось, так как оно в обоих предложениях обозначает одно и то же дерево. Обращаю внимание на правописание безударной гласной. Это упражнение, помимо тренировки, в правописании безударных гласных, дает возможность, во-первых, выявить, воспринимают ли дети слово в его основном, лексическом значении при наличии в нём добавочных, грамматических значений; во вторых, оно развивает в детях способность узнавать это основное, лексическое значение слова независимо от грамматических значений, которые выражаются различными формами данного слова. А это очень важно, так как даёт возможность довести до сознания детей положение: " Одно и то же слово, попадая в разные предложения, изменяется".

На последующих уроках ( это уместно при изучении темы "Слова в, из, на…")  даю задания на составление предложений с данным словом в различных его формах. Например, показывая рисунок мяча, спрашиваю:

- Как называется изображённый на рисунке предмет?

Ученик. Этот предмет называется "мяч"

Учитель. Со словом мяч составьте такое предложение, в котором это слово изменится.

УченикДети играют мячом.

Столбиком записываю слова:

мяч

мячом

 Обращаю внимание детей на то, что мяч, мячом - две формы одного и того же слова. Данное упражнение помогает осознанию и закреплению положения об изменении слов. При выполнении заданий, подобных указанным, обращаю внимание детей на предлоги, появляющиеся часто в предложении перед тем словом, которое мы изменяем (в школе, на доске, за столом). Использование предлогов позволяет детям без труда изменять существительные.

При изучении темы "Родственные слова"  обращаю внимание детей  на слова-синонимы, чтобы предупредить смешение этих слов с родственными  словами. Наблюдая за словами – синонимами и родственными словами, дети выявляют между ними сходство и различие. Например:

грустный              грустный

унылый                грусть

печальный          загрустил

Сходство: слова в столбиках между собой близки по смыслу.

Различие:1. слова первого столбика не имеют общей части ,а слова второго столбика и близки по смыслу ,и имеют общую часть( корень)

2.Все слова первого столбика обозначают признак предмета и отвечают на один и тот же вопрос  какой?

При выполнении упражнений по теме "Родственные слова", советую как можно чаще обращаться к выявлению двух признаков этого понятия:

1)родственные слова близки по смыслу;

2)они имеют общую часть.

Чтобы дети  не принимали за родственные просто созвучные слова, предлагаю  упражнения на различения родственных слов от слов созвучных и слов с омонимичными корнями. Например, определить, являются ли родственными такие слова:

рисовать – рисунок – рисовый (отвар)

лётчик - летать - лето

вода – водитель – водить

носит -носовой  (платок)-приносит

Однако, прежде чем выявлять сходство или различие родственных слов со словами – синонимами и со словами, не близкими по значению, а лишь похожими по звуковой и графической форме, следует убедиться в том, что дети в близких им группах родственных слов осознают смысловую взаимосвязь между словами и понимают, что она обусловлена наличием в них общей части.

Для отработки понимания смысловой взаимосвязи между родственными словами предлагаю такие упражнения :

1.Называние родственных слов

2.Вставить в предложение слово, близкое по смыслу с подчёркнутым словом.

3.Заменить одним словом выделенные слова.

4.устно объяснить ,почему данные слова близки по смыслу.

5. От слова ,обозначающего предмет ,образовать слово, обозначающее признак предмета.

6. От слова ,обозначающего предмет ,образовать слово, обозначающее  действие предмета.

  При подготовке к очередному уроку русского языка внимательно просматриваю материал по текущей теме со стороны возможности связать его с подготовительными упражнениями ,которые являются начальным этапом формирования понятий корня ,суффикса ,приставки, окончания. формирующими понятия, связанные с составом слова.

В заключение хочется отметить, что изучение морфемного состава слова очень важно для учащихся, т. е. осознание структуры слова позволяет им глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.

Эти упражнения не только помогут расширить и обогатить словарный запас учащихся новыми словами, но и послужат хорошей практической подготовкой к изучению суффиксов названных частей речи в средней школе.

Считаю, что словообразовательная работа в начальных классах помогает учащимся лучше овладеть грамматическим строем языка, выявить закономерности в развитии языка, выработать умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты. Упражнения по словообразованию обеспечат не механический разбор слов по составу, а сознательное выделение детьми всех морфем слова, повысится уровень владения детьми словообразовательным анализом, что будет способствовать речевому развитию младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Тренировочные упражнения и тест по теме "Состав слова".

Тренировочные упражнения, тест по теме "Состав слова."...

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание слова"  разработана по учебнику А.В.Поляковой, предназначена для учителей работающих по развивающей системе Л.В.Занк...

Занимательные упражнения по теме "Состав слова".

Материал содержит занимательные игровые упражнения по теме "Состав слова". Можно использовать на итоговом занятии. Содержатся шарады,  игры по составлению слов....

Примеры упражнений по теме "Состав слова"

В данной презентации представленны занимательные упражнения для закрепления темы состав слова....