Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Интересный и содержательный материал для учащихся 4х классов, проводимый на неделе русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_dlya_4_kl.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 7

г. Чехова Московской области

Интеллектуальная игра

 по русскому языку и литературе

«Что? Где? Когда?»

 для учащихся 4 х классов

Подготовила:

Волщикова О.С.

                                   

                                            2018- 2019 уч. г.

Цели: привлечь учащихся средних и старших классов к изучению русского языка и литературы при помощи познавательных вопросов; проверить теоретические знания и практические умения ;  формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, творческую деятельность; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; воспитывать стремление к приобретению знаний, интерес к другим языкам.

Оборудование: секундомер, проектор, компьютер, волчок, конверты с заданиями, видеовопросы, черный ящик, бейджики с названием команды, табло счета.

Форма проведения: интеллектуальная игра

Правила: участвуют пять команд по шесть человек. Даётся время на обдумывание вопросов- 1 – 3 минуты (в зависимости от задания) следит хранитель времени. Ответив, команда  получает 1 балл.

Ход игры

Ведущий. 

Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего мероприятия. Мы рады вас видеть в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» Свои знания по русскому языку и литературе, эрудицию, смекалку нам покажут знатоки – самые сильные ученики нашей школы.

Ознакомление с правилами игры

Напоминаем правила игры: капитан команды вращает рулетку, таким образом, определяется вопрос, на обсуждение которого даётся время (1-3 минуты). По истечении времени команда должна дать ответ. За каждый правильный ответ команде присуждается 1очко. Каждая команда отвечает на 7 вопросов.

-Уважаемые игроки, вы готовы? Тогда, начинаем игру!

Вопросы

1. Сектор «Русский язык»

Дайте три лексических значения слову КЛЮЧ

(ОТВЕТ:

1. Ключ – вода;

2. Скрипичный ключ;

3.Дверной ключ;

4. Ключ к шифру;

5. Ключ –гаечный инструмент (2 мин)

2. Сектор «Письмо знатокам»

Вам пишет ученица 5 класса нашей  гимназии  Шостак Ольга.

Она просит вас ответить на такой вопрос:

- Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)(1 мин)

3. Сектор «Литература»

4 а

Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Мороз и солнце. День чудесный...»

(Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…)(1 мин)

Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…


(Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…)

Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…


Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Унылая пора! Очей очарованье!....


Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Вот моя деревня;
Вот мой дом родной….


Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся

4. Сектор “Черный ящик”

Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. Что спрятано в черном ящике? (ОТВЕТ: Шапка) (1 мин)

6. Сектор «Задание в конверте». Дайте ответ на три вопроса.

4 а

Что это за слово?

Его корень в слове «писать»,

 Приставка в слове «рассказать»,

 Суффикс в слове «книжка»,

 Окончание в слове «вода».         (расписка)

Где «И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом»? (у Лукоморья вокруг дуба)

Когда руки бывают местоимениями?   (когда вы-мы-ты) (3 мин)

4 б

Что это за слово?

 Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.                 ( оценка)

Где « Три дня сказочное лесное животное бегало и било копытцем? (вокруг Кокованиной избушки в лесу)

Когда местоимения портят дорогу? ( когда я-мы)

Что это за слово?

Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник
Целым же в космос проник.         ( спутник)

  Где «Внизу  отворилась дверца, из нее выбежал мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке ( в табакерке)

Когда  большой дом можно  превратить в маленький? (добавить суффикс –ик- )

4 г

Что это за слово?

Корень тот же, что и в слове сказка

Суффикс тот же что и в слове извозчик

Приставка та же что и в слове расход        ( рассказчик)

Где « Только весенние воды нахлынут, и без того они сотнями гинут,

Нет! Ещё мало! Бегут мужики…( в нашем болотистом низменном крае)

Когда местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? 

( он – но)

4 д  

    Что это за слово?

Корень тот же что и в слове отдавать

Приставки взяты из слов преграда и посылка

Суффикс и окончание взяты из слова знание ( преподавание)

Где «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, И царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» ( в бочке по океану)

Когда  алфавит состоит всего из шести букв? ( азбука)     

   

6. Сектор «Вопрос капитану»

Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и
показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно провести , а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают , что оно дороже золота.

- О чем идет речь? (ОТВЕТ: О времени) (1 мин)

 7. Сектор «Литература» Определите жанр произведения.

1.Солнышко-вёдрышко,

Выйди из-за облачка.

Сядь на пенёк,

Погуляй весь денёк. (закличка)

2.На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. (скороговорка)

3.Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (загадка)

4.Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил…  (рассказ)

Резерв.

"Замени одним глаголом"

Совать нос –    
Надуть губы –  
Выходить из себя -
Зарубить на носу –
Заговаривать зубы –  

Чесать языки - 
Водить за нос -
Унести ноги -
Клевать носом - 
Ломать голову –

Название конкурсов

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

5 команда

1.Сектор «Русский язык»

 

 

 

2.Сектор «Письмо знатокам»

 

 

 

3.Сектор «Литература»

 

 

 

4.Сектор «Черный ящик»

 

 

 

5. Сектор «Задание в конверте»

 

 

 

6.Сектор «Вопрос капитану»

 

 

 

7. Сектор «Литература»

 

 

 

 

 

 

Итог

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса "Говорим на русском языке"

Данное мероприятие можно проводить в 3-4 классах. Цели мероприятия:учить детей правильно ставить ударения в словах, меньше употреблять в своей речи слов "паразитов", а также уважать и любить свой родн...