Тема урока: «Род имен существительных», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Терёхина Наталия Александровна

Тема урока: «Род имен существительных», 3 класс. Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imen_sushchestvitelnyh_3_kl.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс.

Тема урока: «Род имен существительных»

Учитель: Терехина Н.А.

 Учебник:  «Русский язык», 3 класс, автор :Т.Г. Рамзаева

Цель урока : познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.

Задачи:

  • повторить признаки имен существительных;
  • формировать умения определять род имен существительных путем
  • подстановки личного и притяжательного местоимения;
  • развитие орфографической зоркости на материале;
  • развитие умения группировать слова по определенным признакам;
  • развитие умения употреблять слова в переносном значении;
  • воспитание любви к родному языку, краю.

 Формирование УУД :

 Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.  

Регулятивные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу.

 Познавательные: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму; способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте. Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!

1) Орфографическая минутка

На доске записаны три  слова  с пропущенными буквами: С.. мейный,  го..,   уд..вительный. Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? 
(Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные)
Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

2) Игра «Да – нет» (Слайд)

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? 
(Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы 
Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? 
(Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? 
(Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.  (Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка дом,  папа, книга мальчик, яблоко(имена существительные)
На какие 
две группы  их  можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки,  учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка,  папа, мальчик, в другую – дом, книга, яблоко.
Объясните свой выбор.
В первый столбик –  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос кто? 
Во второй столбик  –  неодушевленные имена существительные

IV. Совместное «открытие» нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени  существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1. Мама, девочка.
2. Папа, мальчик.
3. Яблоко, книга, дом.

По какому признаку соединили маму и девочку,  папу и мальчика? (Можно про них сказать – она, моя. он, мой. Остальные – в третью группу.)
Какие будут ваши предложения  относительно других слов? Книга? Дом? 
(Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом – он, мой – во 2 группу)
В какую группу запишем слово – яблоко? Про него можно сказать она, он? 
(Оно моё, в 3 группу)
Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.Р., в 3 – Ср.р.
Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.
Тема нашего урока: « Род имён существительных» (Слайд )
Как вы понимаете слово род? 
(Это семья, родня)
Какова наша учебная задача на этом уроке? 
(Научиться определять род имён существительных)

Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет, как легче запомнить род имен существительных (слайд)

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

V. Физминутка

Зрительная гимнастика.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд)
Определите род предмета, который двигался по экрану
. (Мяч, он мой – м.р)

VI. Первичное закрепление

Мотивация:

Давайте обратимся к правилу в  учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предложений
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)

VII. Повторение и систематизация изученного материала

Мотивация: 

Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике

1. Картинный диктант.
К какому роду относятся?    
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо,сердце.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом,(слайды ) остальные – самостоятельно (слайды для проверки).

32 Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы .(слайд )

4. Игра «Собери пословицу»

Пословицы напечатаны на разрезных карточках:

Ученье свет,
Мир строит,
а неученье – тьма.
а война разрушает.

(Ученье свет,  а не ученье – тьма. Мир строит,  война разрушает)

 Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное)

Сделай свой выбор: № 404 стр. 19 –  распределить слова по родам
или № 407 стр.  20  задание, оно сложнее, придётся  применить свои творческие умения.

IX. Итог урока. Рефлексия

- Так как же определить род имён существительных?

 Послушайте стихотворение

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”
И запомню род мужской
Я теперь скажу: “Он - мой”.
Средний род: “Оно – моё”
Это правило твоё.

Проанализируйте свою деятельность. Оцените как вам работалось на уроке (легко, трудно)(слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Тема урока: Изменение имен существительных по числам

Цели и задачи урока:обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи; проверить умение работать по алгоритму - обнаруживать и правильно писать корневые орфограммы и...

Тема урока: «Род имени существительного».

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Род имени существтельного". Форма учебной деятельности, методы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа ...

Тема урока: «Род имени существительного».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с элементами здоровьясберегающих технологий...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: "Употребление имен существительных в одном числе", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об именах существительных, имеющих только одну форму числа. Задачи урока:Дидактические:1.  Формировать понятие...