Урок в 3 классе на тему "Состав слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Хусаинова Гульнара Равилевна

Материал совершенствует знания об однокоренных словах и значимых частях слова; способствует учению разбора слова по составу, объясняет значения суффиксов,приставок,корня, окончаний; формирует у учащихся умения образовывать новые слова; углубляет представления о значении частей слова; обогащает словарный запас учащихся, устную и письменную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому  языку  в 3 классе.                                                                                          Тема урока « Состав  слова»

                                                                                                                                Цель: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов,приставок,корня, окончаний Формировать у учащихся умения образовывать новые слова ;
-углублять представления о значении частей слова; обогащать словарный запас учащихся, устную и письменную речь;

Способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи; побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;

 Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка амоконтроле.

Планируемые  результаты:

  • Личностные результаты: осознавать смысл образования родственных слов и уметь образовывать их при помощи приставок и суффиксов; понимать отличие родственных слов от формы слова;

             развивать  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.

  • Метапредметные результаты:
  • Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
  • Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;

самостоятельное создание алгоритма образования родственных слов;

  • Коммуникативные: внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты: воспроизведение своими словами правила; выполнение действий по алгоритму; знать образование родственных слов и формы слова; уметь правильно их

Ход урока.

1Организационный момент

 Цель: организация направленного внимания на начало урока

Послушайте притчу.

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». 

- Дорогие ребята! Всё в ваших руках! Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность. 

II. Чистописание                                                                                                                          Пишем    целую строчку букву Уу  .   Ученье- свет, а неученье- тьма.   Найти в поговорке слово, в котором четыре мягких согласных звука. Записать его транскрипцию.                                      

III. Целеполагание

Запись в тетради .Подчеркнуть орфограммы в словах, где пропущены буквы.                                                                                                    . Выполнить морфологический разбор  одного существительного из  1 предложения.                                                                                                                                                                                                   Пришла з..ма и в лес. Ч..дным к..вром покрыл сне... землю. В белых шубах стоят д...рев..я. Маленькие елочки спрятались в сугро.. . Красив зимний лес!

IV. Упражнения в определении способов образования слов

1   Разберите слова по составу

Подарки, Любочка, пенек.

  2  Запишите однокоренные слова, разберите по составу

Слезы, слезинка, слезает.                                                                                                                        3  Выпиши слова, которые соответствуют данной схеме

переходhttp://globuss24.ru/wp-content/images/doc/hello_html_m1a676c3.gifhttp://globuss24.ru/wp-content/images/doc/hello_html_11a65835.gifhttp://globuss24.ru/wp-content/images/doc/hello_html_m757b7dde.gifhttp://globuss24.ru/wp-content/images/doc/hello_html_7a1fbd4f.gifhttp://globuss24.ru/wp-content/images/doc/hello_html_m4027695e.gif

нагрузка

                                         ракетка

V. Применение полученных теоретических знаний при выполнении заданий и решения учебных задач

Игра «Да – Нет»

-А теперь поиграем со словами. Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является потопать ногами (нет )                                            Играют в игру                                                                                                                                    Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)

Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)

Час, часовщик, часики, часовая (Да)

Больница, боль, больной, большой (Нет)

Вода, водный, водитель, водяной (Нет)

Соль, солонка, солить, соленый (Да)                                                                                           Физминутка

VI. Обобщение усвоенного материала

-Предлагаю «вооружиться» пультами и вспомнить те знания, которые вы получили на Вопрос1

Укажите часть слова, стоящую перед корнем, служащую для образования новых слов.

Вопрос2

Укажите часть слова, стоящую после корня, служащую для образования новых слов, без которой нельзя назвать предмет ласково.

Вопрос3

Укажите часть слова, которая помогает изменять его форму и служит для связи слов в предложении.

Вопрос4

Укажите главную часть слова, без которой невозможно образовать однокоренные слова.

Вопрос5

Часть слова без окончания…

предыдущих уроках русского языка.                                                                                                               VII. Рефлексия деятельности

-Какую цель  ставили перед собой на уроке?
-Назовите морфемы слова.
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-Какие задания понравились?
-Что было интересно?

-Оцените результаты своего труда                                                                                                                           VIII. Домашнее задание

Цель: объяснить выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"

Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

Технологическая карта урока 3 класс "Главные части слово и словосочетания"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК Планета Знаний "Главные части слово и словосочетания"с презентацией урока....