Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

elviradambaeva

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx45.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 44»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________________

__________________

Протокол № ___ от

«____»____________ 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МАОУ «СОШ № 44»

__________ Хакимова Э.О.

«____»____________ 2018 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 44»

___________ Банзарханова Б.Л.

Приказ № ____

от «___»________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмет Русский язык  

4 класс

2018-19 учебный год

Дамбаева Э.Д.,

учитель начальных классов

Принят на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2018 г.

Улан-Удэ

      2018

Пояснительная записка

              Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 4 класс, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России примерной авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В., Основной общеобразовательной программы МАОУ «СОШ №44 г. Улан-Удэ», Учебного плана МАОУ «СОШ №44 г. Улан-Удэ».

Цели рабочей программы:

-        ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

-        формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа ориентирована на работу по УМК «Школа России»:

  1. В.П.КанакинаВ.Г.Горецкий «Русский язык» 4 класс с приложением на электронном носителе. М.: «Просвещение», 2014г., 1ч. -159с; 2ч. -159с.
  2. В.П.Канакина «Рабочая тетрадь» 3 класс М.: «Просвещение», 2015г. в 2-х ч.
  3. В.П.Канакина «Русский язык» раздаточный материал М.: «Просвещение», 2013г

Ценностные ориентиры содержания предмета

Содержание предмет направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык» в начальной школе являются: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символическою восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя обшей культуры человека.

Планируемые результаты изучения курса

  Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих предметных результатов курса «Русский язык»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)  понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3)  сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формированияпознавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формированиякоммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Содержание учебного предмета

Место   учебного предмета в учебном плане

     Программа рассчитана на 136 часов в год (4часа в неделю).

Курс русского языка в 4 классе, как и в предыдущих классах, концентрируется вокруг основных разделов русского языка: «Текст», «Предложение», «Слово».

Первый раздел учебника «Вспоминаем, повторяем, изучаем...» позволяет уточнить, систематизировать, углубить приобретенные знания о языке и речи, тексте, предложении, слове и его лексическом значении, лексических группах слов, частях речи; совершенствовать орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки. Новыми для учащихся в данном разделе станут темы «Однородные члены предложения» и «Наречие», которые будут предметом изучения школьников на последующих уроках. Учителю рекомендуется систематически включать в уроки задания типа языкового анализа и синтеза по изученным разделам русского языка.

    Большое внимание в курсе русского языка 4 класса уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся с изменением по падежам имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, с изменением глаголов в настоящем времени по лицам и числам. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической. Процесс обучения построен таким образом, что учащиеся получают новые знания на основе уже изученного материала. Осознанному восприятию нового языкового материала школьникам помогают наблюдения за языковыми понятиями и их признаками, которые сопровождаются обобщениями и выводами. Одной из форм организации такой работы является диалог ученика и автора (если это малокомплектная школа), диалог учителя и ученика (в массовой школе диалог ведет учитель от имени автора по вопросам и заданиям учебника). Вопросы и задания включают элементы репродуктивной и поисковой самостоятельной деятельности учащихся.                  Совершенствование знаний, умений и навыков происходит в процессе выполнения разнообразных упражнений, а также с помощью таких видов наглядности, как таблицы, схемы, алгоритмические предписания, рисунки, репродукции картин, материалы форзацев учебника. Упражнения учебника и рабочей тетради разнообразны. Задания к ним можно рассматривать как учебно-познавательные задачи: лексические, фонетико-графические, грамматико-орфографические, синтаксические, стилистические. Решение таких задач, с одной стороны, потребует от учащихся умений анализировать, объяснять, рассуждать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы, с другой стороны, будет способствовать развитию абстрактного лингвистического мышления, правильному усвоению языковых понятий и их связей, совершенствованию и применению знаний в практике языка и речи. Задания разной степени сложности позволят эффективно осуществлять индивидуально дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем языковой подготовки.

  Существенное значение придается развитию связной речи учащихся в устной и письменной формах. Материалы учебника и методического пособия дают возможность формировать речевые умения, необходимые для полноценного восприятия чужого и создания своего собственного высказывания. Формированию речевых умений, навыков культуры речи способствуют речевые задания, анализ художественного текста образца и коллективное или самостоятельное составление собственного текста по личным наблюдениям, по заданной учителем или выбранной самим учеником теме, по сюжетному рисунку или серии рисунков, репродукции картины художника. Продолжается работа со словарями учебника (при изучении любой темы).

Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:

  • традиционный урок;
  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

                Основные виды организации образовательного процесса по русскому языку являются: лекции, самостоятельная работа, контрольный диктант, изложение, сочинение, работа в группах, презентация, составление проекта,  и т.п.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

фактич

Наша речь и наш язык.

1

Текст. План текста

1

Изложение повествовательного текста

1

Типы текстов.

1

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

1

Обращение

1

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

Словосочетание.

1

Контрольный диктант №1

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

1

Простые и сложные предложения

1

Знаки препинания в сложном предложении

1

Изложение повествовательного текста.

1

Лексическое значение слова

1

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

Фразеологизмы.

1

Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова.

1

Состав слова

1

Суффиксы и приставки

1

Разбор слова по составу

1

Правописание гласных и согласных в корне слов.

1

 Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

 Упражнение в написании приставок и суффиксов

1

Части речи

1

Наречие

1

Наречие

1

Контрольный диктант

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Наречие

1

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

1

Признаки падежных форм имён существительных

1

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

1

Несклоняемые имена существительные

1

Три склонения имён существительных. 1 склонение имен существительных

1

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

1

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова " Первый снег"

1

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

1

3-е склонение имён существительных

1

Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»

1

"Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

1

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1

"

1

Именительный и винительный падежи

1

Родительный падеж

1

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже

1

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

Дательный падеж

1

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже

1

Творительный падеж

1

Предложный падеж

1

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

Контрольное списывание. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

1

"Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных Словарный диктант

1

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

Контрольный диктант

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. Именительный падеж множественного числа

1

Родительный падеж множественного числа

1

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных

1

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

1

Развитие речи. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.

1

Контрольный диктант

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1

Значение и употребление в речи.

1

Словообразование имён прилагательных

1

Род и число имён прилагательных

1

Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему " Моя любимая игрушка"

1

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

1

Склонение имён прилагательных.

1

Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»

1

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

1

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе

1

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

1

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

1

Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение

1

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости»

1

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

Контрольный диктант

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Роль местоимений в речи Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица

1

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

1

Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога

1

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

1

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

1

Морфологический разбор местоимений.

1

Неопределённая форма глагола Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме

1

Изменение глаголов по временам

1

Неопределённая форма глагола

1

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)

1

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

1

Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами

1

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

1

Контрольный диктант

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

1

Спряжение глаголов в настоящем времени

1

Спряжение глаголов в будущем времени

1

Личные окончания глаголов I и II спряжений  

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени  

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Контрольный диктант

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

Обобщение по теме «Глагол».

1

Морфологический разбор глагола

1

Контрольное списывание

1

Изложение повествовательного текста

1

Повторение по теме «Наша речь и наш язык»

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Повторение по теме «Имя существительное»

1

Орфограммы в значимых частях слова

1

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...