конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Никитина Екатерина Борисовна

На этом уроке дети познакомятся с новой орфограммой, научатся правильно определять непроизносимые согласные, подбирая проверочные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 3 классе47.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Льговская общеобразовательная школа"

Кировского района Республики Крым

Урок русского языка

в 3 классе

«Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Учитель начальных классов

Никитина Е. Б.

2018 год

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Цели:

 - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;

 - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся;

 - воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчи-вость. Гуманистическое сознание, осознание ответственности человека за общее благополучие. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Осознавать опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности.

Оборудование:

учебники, тетради, индивидуальные карточки,

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

- Я рада вас видеть. На улице холодно и неприветливо. А в классе уютно и тепло, как летом. Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и начнём наш урок.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

  1. Минутка чистописания. 

  В, д, л, т

- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки)

(Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.)

  1. Словарная работа:

(диктуют дети)

Составить и записать предложение.

1 гр.: подчеркнуть грамматическую основу;

2 гр.: обозначить части речи;

3. Повторение орфограмм

 - Сегодня мы отправимся в путешествие по морю. Внезапно начался шторм. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и море успокоится.

арбуз          берёзка                               C:\Users\админ\Pictures\image.jpg

хлеб             травка

ветер             съел

 (Дети записывают слова, подбирают проверочные слова и  выделяют орфограммы)

- Назовите «лишние слова».

- Какие орфограммы встретилась в словах?

- Как проверить слова с парной по глухости-звонкости согласной в корне?

-  Обозначьте задание к выполнению. (Записать слова с проверочными словами)

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

Где нам могут пригодиться эти знания?

ΙV. Целеполагание

- Море успокоилось, и на горизонте показался остров.

- Поприветствуем остров. Каким словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте)

Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним … (солнце). Как … (радостно) бьётся у каждого из вас … (сердце)

- Посмотрите на слова, что необычного в них?

- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.

- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?

- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся, но не произносятся?

- В какой части основы слова пишутся непроизносимые согласные? (В корне слова).

- Какова тема нашего урока?

-Что мы должны выяснить?

V. Изучение нового материала. 

1. Беседа.

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.

(Дети слушаю аудиозапись сказки о согласных звуках)

Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

- Что вы узнали из сказки?

- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

На доске запись:

солнце –

сердце –

место -

- Обозначьте задание к выполнению. (Подобрать проверочные слова)

- Объясните свой выбор. 

- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.  Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)

- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника. 

2. Чтение правила по учебнику на странице  118.

- Расскажите правило друг другу. (Работа в парах)

3. Физкультминутка

VΙ. Первичное закрепление с проговариванием.

  1. Упр. 226 стр. 118.

По образцу подобрать проверочные слова, выделить корень, подчеркнуть непроизносимый согласный.

2. Работа в парах на карточках

Кто такая «иволга»?

- Я предлагаю вам выполнить задание на карточках, но не забывайте, что работаете вы в парах.

Найти и исправить ошибки:

Иволга – одна из самых красивых птиц наших лесов. Песня её прелестная и немножко грустная.

VΙΙ. Итог урока и рефлексия.

- Какую орфограмму исследовали на уроке?

- Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек красного, зелёного и синего цвета.

8. Домашнее задание.C:\Users\админ\Pictures\image (2).jpg

1 гр.: Упр. 227 стр. 119, правило

2 гр.: Упр. 228 стр. 228, правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс

Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроверяемыми согласными в корне"

Данный урок напрвлен на закрепление работы над словами с непроверяемыми согласными в корне слова. В ход урока включены разные методы работы с учащимися: работа по учебнику, самостоятельная работа, кол...

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной согласной" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить написанию слов с удвоенной буквой согласного; объяснить этимологическую природу этих написанийПланируемые результаты:·...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме:" Непроизносимые согласные"

Задачи урока:Образовательные:                - познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми...

Конспект урока с использованием здоровьесберегающей технологии «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

Конспект урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологииРусский язык УМК «Перспектива»2 класс Технологическая карта урокаТема: «Правописание сл...