Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Соловьёва Оксана Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы  Канакиной  В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной( Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы  М.: «Просвещение», 2017г.) «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_2-2018.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа

учебного курса русский язык

во 2 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы  Канакиной  В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной( Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы  М.: «Просвещение», 2017г.) «Школа России».

Место курса «Русский язык» в учебном плане

 Согласно  учебному плану МБОУ «Арх.-Голицынская ООШ» на  изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе  отводится 136 ч. (4 ч.  в неделю.) 

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

№ темы

Наименование разделов и тем

Кол-во часов по программе

Планируемое количество часов учителем

Контроль

Примечание

1

Речь

2

2

Входная диагностическая работа - 1.

Проект - 1

2

Текст

2

2

Проверочная работа – 1

Тест – 1

3

Предложение

9

9

Проверочная работа – 1

Тест – 1

4

Слова, слова, слова…

15

15

Проверочная работа – 1

Тест – 1

5

Звуки и буквы

49

49

Проверочная работа – 1

Тест – 1

6

Части речи

51

51

Практическая работа – 2

Тест – 1

Проект - 2

7

Повторение

8

8

Итоговая промежуточная аттестация– 1

Тест – 1

136

136

Планируемые результаты изучения учебного предмета

       В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

•        понимать – предложение – это основная единица речи;

•        понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

•        различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

•        оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

•        различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

•        различать главные члены предложения;

•        понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

•        различать словосочетание и предложение;

•        понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

•        понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

•        понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

•        различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

•        использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

•        давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

•        понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

•        различать деление слов на слоги и для переноса;

•        понимать влияние ударения на смысл слова;

•        различать звуки [и] и  [й] и буквы, их обозначающие;

•        различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

•        понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

•        верно, употреблять прописную букву.

         В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

•        составления предложений на заданную тему;

•        употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

•        оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

•        самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

•        орфографической грамотности речи учащихся;

•        проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;

•        деления слов на слоги и переноса слов;

•        правильного написания слов с буквой Й;

•        обозначения мягкости согласных на письме;

•        написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

•        употребления прописной буквы в именах собственных;

•        работы со словарём (использование алфавита);

•        каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

•        письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

       Программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятие языка как средства и условия общения.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окружающего мира.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

5. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач..

6. Активное использование речевых средств для  решения коммуникативных и познавательных задач.

7. Использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

11. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

12. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей – окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей.

13. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных).

5. Умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности;  овладение правилами речевого этикета.

6. Умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного).  

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов.

9. Способность проверять написанное.


Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименова

ние раздела/темы

Количество часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

1.

Наша речь

2

Язык и речь, их значение в жизни.      Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Личностные: проявляют чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою этническую и национальную принадлежность, знакомятся с ценностями многонационального российского общества, становлением

гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Предметные: 

В результате работы по теме «Наша речь» дети научатся: сравнивать  и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения; различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме; правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения; составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов; составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок; списывать без ошибок небольшие тексты (20 -25 слов), состоящие из предложений в 7 – 9 слов; письменно отвечать на вопросы к тексту; писать под диктовку; записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки; пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложения», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

Дети учатся: понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;

составлять предложения, различные по цели высказывания;

устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится; выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится); устанавливать связь слов в предложении по вопросам; выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами; устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком; составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему; определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения; записывать текст целиком или выборочно близко к тексту; работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём); различать текст-пословицу и текст-загадку; писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: договариваются с одноклассниками (совместно с учителем) о правилах поведения и общения и следуют им: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2.

Текст

2

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства; овладевают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Предметные:

В процессе работы по теме «Текст» дети учатся:

составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему; определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;

записывать текст целиком или выборочно близко к тексту; работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нем); различать текст-пословицу и текст-загадку; писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

Метапредметные:

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: умеют работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

3.

Предложение

9

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись. 

 Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;  имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Предметные:

В процессе работы по теме «Предложение» дети учатся:

понимать и объяснять: что содержания предложения ( цель высказывания) , интонация, с которой оно произносится, и знаки  препинания в нем взаимосвязаны; возможность различного произношения ( интонирования) одного и того же предложения;

составлять предложения, различные по цели высказывания; устанавливать, о ком или о чем говорится в предложении и что об этом говорится; выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чем говорится в предложении и что об этом  говорится); устанавливать связь слов в предложении по вопросам; выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами; устанавливать соответствия между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем?  -  Маленький щенок играет шариком

Метапредметные:

Регулятивные: проявляют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение

человека.

Познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; строят рассуждения в форме простых суждений об объекте; анализируют произведение искусства овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; выполняют анализ, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих; проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

4.

Слова, слова, слова…

15

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

 Личностные: проявляют эстетические потребности, ценности

и чувства; уважительное отношение к иному мнению; Проявляют: этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Предметные:

В процессе работы по теме «Слова, слова, слова…» дети научатся:

подбирать группы родственных (однокоренных ) слов; выделять корень в однокоренных словах; различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы; использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных ( изменение формы числа и подбор однокоренных слов ); применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

В процессе работы по теме «Слова, слова, слова…» дети учатся:

различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные; распознавать слова, одинаково звучащие, но не  однокоренные; использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова». Метапредметные:

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Познавательные: используют схему для решения учебной задачи; учатся строить рассуждения в форме связи простых суждений; используют различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий.

Коммуникативные:

активно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества; умеют задавать вопросы, используют речь для регуляции своего действия; оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

5.

Звуки и буквы

49

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и видеть выход из спорной ситуации; на основе нравственного содержания текстов проявляют готовность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Предметные:

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:

слушать, анализировать звучащее слова; выделять на слух гласные и согласные звуки в слове; подбирать слова с заданными первым и последним звуком; выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные; понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в конце слова; понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова), применять эти знания на практике; понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными; использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса; анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю,Я, обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса; различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я, обозначают мягкость согласных; выделять (различать) мягкие и твердые согласные звуки в слове; обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами  Е, Ё, Ю, Я; безошибочно писать слова с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн; различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

 В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:

слушать, слышать, узнавать звучание родного слова ( русского языка); четко  и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы; соблюдать орфоэпические правила произношения слов; использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма. 

Метапредметные:

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу; учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: осознанно и произвольно

строят речевое высказывание в устной письменной форме; самостоятельно создают способы решения проблемы; применяют имеющиеся знания; осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют выделять существенную информацию из учебного текста.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

6.

Части речи

51

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран,  городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

 Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что

побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется); обладают целостным, социально ориентированным взглядом

на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Предметные:

В процессе работы по теме «Части речи» дети научатся:

распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи; распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;

использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; продолжаем различать имена существительные  кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?; характеризовать  (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос  кто?  или на вопрос  что?; определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи; распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);

распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.); писать имена собственные по правилам; характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое?   какие?; определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное; изменять прилагательное по числам; выделять словосочетания имен существительных с именами прилагательными (без использования термина « словосочетания»); устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному); различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы; различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.); характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?; устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного; определять, действия одного или многих предметов называя данный глагол; изменять глаголы по числам; писать предлоги отдельно от других слов.

 В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:

различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?; изменять глаголы по вопросам: что сделает? что сделают? что делает? что делают?; объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного; различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи( идет, бежит, мчится);  использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идет, льет, барабанит, шепчет); понимать значение предлогов в речи. 

Метапредметные:

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности..

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; умеют строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществляют поиск необходимой информации в словаре; анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение; извлекают информацию из учебного текста; осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, отнесение к известным понятиям; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения; используют иллюстрации для решения учебной задачи; анализируют объект с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

7.

Повторение изученного за год

8

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

 Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют эстетические потребности, ценности и чувства; овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями не создавать конфликты и видеть выход из спорной ситуации.

Предметные: осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Метапредметные:

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимают учебную задачу и осуществляют ее выполнение.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию звуков и букв; ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Итого

136


Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

урока

Наименование разделов и тем уроков

Количество часов

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

 Речь

2

1/1

Виды речи

1

2/2

Диалог и монолог

1

Текст

2

3/1

Текст. Тема и главная мысль текста

1

4/2

Части текста

1

Предложение

9

5/1

Предложение как единица речи. Контрольное списывание

1

Контрольное списывание

6/2

Знаки препинания в конце предложения

1

7/3

Главные члены предложения

1

8/4

Второстепенные члены предложения

1

9/5

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

10/6

Распространенные и нераспространенные предложения

1

11/7

Связь слов в предложении

1

12/8

Входная диагностическая работа

1

Адм. к/р

13/9

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

1

Разв. речи. Сочинение

14/10

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

Диктант

Слова, слова, слова…

15

15/1

Лексическое значение слова

1

16/2

Лексическое значение слова. Словарный диктант

1

Словарный диктант

17/3

Однозначные и многозначные слова

1

18/4

Прямое и переносное значение многозначных слов.

1

19/5

Синонимы

1

20/6

Антонимы

1

21/7

Изложение текста по данным к нему вопросам.

Разв.речи. Изложение

22/8

Родственные (однокоренные) слова

1

23/9

Корень слова. Однокоренные слова

1

24/10

Корень слова. Однокоренные слова

1

25/11

Слог как минимальная произносительная единица речи

1

26/12

Ударение

1

27/13

Ударение. Словарный диктант

1

Словарный диктант

28/14

Перенос слов по слогам

1

29/15

Перенос слов по слогам

1

30/16

Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…»

1

Диктант

Звуки и буквы

49

31/1

Звуки и буквы

1

32/2

Русский алфавит, или Азбука

1

33/3

Русский алфавит, или Азбука

1

34/4

Употребление прописной (заглавной) буквы в словах

1

35/5

Гласные звуки

1

36/6

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1

37/7

Особенности проверяемых и проверочных слов

1

38/8

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

1

39/9

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

40/10

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

41/11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

42/12

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

43/13

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Словарный диктант

1

Словарный диктант

44/14

Орфограмма. Проверяемые

и непроверяемые орфограммы

1

45/15

Обучающее сочинение по картине С.А.  Тутунова

 « Зима пришла. Детство».

1

Разв.речи. Сочинение

46/16

Контрольный диктант по теме «Гласные звуки и буквы»

1

Диктант

47/17

Согласные звуки

1

48/18

Согласный звук [й’] и буква «и краткое»

1

49/19

Слова с удвоенными согласными.

1

50/20

Наши проекты. И в шутку и всерьез.

1

Проект

51/21

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

52/22

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

53/23

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука

на письме

1

54/24

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова перед согласными.

1

55/25

Обучающее изложение

11

Разв.речи. Изложение

56/26

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова перед согласными.

1

57/27

Контрольный диктант по теме «Согласные звуки и буквы»

1

Промежуточн диагностика Диктант

58/28

Наши проекты. Пишем письмо.

1

Проект

59/29

Обобщающий урок. Контрольное списывание

1

Контрольное списывание

60/30

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

61/31

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч

1

62/32

Наши проекты. Рифма.

1

Проект

63/33

Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу.

1

64/34

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу.

1

65/35

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу.

1

66/36

Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

1

Диктант

67/37

Звонкие

и глухие согласные звуки

1

68/38

Правописание слов с парным

по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

1

69/39

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова

1

70/40

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова

1

71/41

Правописание слов с парным

по глухости–звонкости согласным на конце слова и перед согласным

1

72/42

Правописание слов с парным

по глухости–звонкости согласным на конце слова и перед согласным

1

73/43

Изложение повествовательного текста.

1

Разв. речи. Изложение

74/44

Диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные в конце и середине слова»...

1

Диктант

75/45

Разделительный мягкий знак (ь).

1

76/46

Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания разделительного ь в словах

1

77/47

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Словарный диктант

1

Словарный диктант

78/48

Перенос слов с разделительным мягким знаком

1

79/49

Обобщение знаний по теме «Разделительный ь». Контрольное списывание

1

Контрольное списывание

Части речи

49

80/1

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

1

Разв.речи. Сочинение

81/2

Части речи

1

82/3

Части речи

1

83/4

Имя существительное как часть речи

1

84/5

Имя существительное как часть речи

1

85/6

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

86/7

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

87/8

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

1

88/9

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных  имен существительных.

1

89/10

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

1

90/11

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

1

91/12

Заглавная буква в  написании кличек животных.

1

92/13

Заглавная буква в географических названиях. Словарный диктант

1

Словарный диктант

93/14

Диктант по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1

Диктант

94/15

Единственное и множественное число имен существительных.

1

95/16

Изменение имен существительных по числам

1

96/17

Обучающее изложение.

1

Разв. речи Изложение

97/18

Изменение имен существительных по числам.

1

 

98/19

Диктант по теме« Имя существительное»..

1

Диктант

99/20

Глагол как часть речи

1

100/21

Глагол как часть речи

1

101/22

Глагол как часть речи

1

102/23

Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

1

Разв. речи. Сочинение

103/24

Единственное и множественное число глаголов

1

104/25

Изменение  глаголов по числам. Словарный диктант

1

105/26

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

106/27

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

107/28

Текст- повествование и роль в нём глаголов

1

108/29

Обобщение знаний о глаголе. Диктант по теме «Глагол»

1

Диктант

109/30

Имя прилагательное как часть речи

1

110/31

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

111/32

Значения имен прилагательных

1

112/33

Единственное и множественное число прилагательных

1

113/34

Текст-описание и роль в нем имен прилагательных.

1

114/35

Обобщение знаний по теме

« Имя прилагательное». Словарный диктант

1

Словарный диктант

115/36

Местоимение (личное) как часть речи

1

116/37

Местоимение как часть речи

1

117/38

Развитие речи. Работа с деформированным текстом

1

118/39

Текст-рассуждение

1

119/40

Проверочная работа по теме «Местоимение»

1

Проверочная работа

120/41

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.

1

121/42

Правописание предлогов с именами существительными

1

122/43

Восстановление  деформированных предложений.

1

Разв. речи

123/44

Проверочная работа по теме «Предлоги»

1

Проверочная работа

124/45

Проект «В словари – за частями речи!»

1

Проект

125/46

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

Диктант

126/47

Контрольное списывание.

1

Контрольное списывание.

127/48

Итоговая промежуточная аттестация

1

К. диктант

128/49

Развитие речи. Сочинение по картине И.И Шишкина

 « Утро в сосновом лесу».

1

Разв. речи Сочинение

Повторение

8

129/1

Повторение по теме «Текст».

1

130/2

Повторение по теме «Предложение».

1

131/3

Повторение по теме «Слово».

1

132/4

Повторение по теме «Части речи»

1

133/5

Повторение по теме «Части речи»

1

134/6

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

135/7

Повторение по теме «Правила правописания».

1

136/8

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

1

Итого

136

Словарный диктант - 7

Диктант – 12 (из них  3 – диагност работы)

Контрольное списыв. –4

Проверочная работа – 2

Сочинение –5

Изложение - 4

Проект – 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...