рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Смаракова Елена Александровна

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc378.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса общеобразовательной школы на 2018-2019 учебный год составлена на основе авторской  программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной, входящей в УМК «Школа России».  (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: М.: Просвещение, 2015 г).

УМК в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. Рабочие программы УМК ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО и являются надёжным инструментом их достижения.

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Русский язык и литературное чтение»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.

Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.

«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Общая характеристика предмета.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Предмет  «Русский  язык»  представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание предмета  имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.

Содержание предмета «Русский  язык»  представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся, развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения).

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс .

   Содержание курса рассчитано на 170 часов (5 часов в неделю).

Содержание тем учебного курса.

Наша  речь (3 ч).

Язык и речь, их значение в жизни.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах  речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).  Особенности  устной, письменной и внутренней речи.

Текст (3 ч).

Текст.  Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение  её в плане.  Красная строка в тексте.

Предложение (11 ч).

Предложение как единица речи.  Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(18 ч).

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения  слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных  слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями  учебника. Родственные слова. Однокоренные слова.  Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании  корня в слове, подборе однокоренных  слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение.  Уточнение представлений  о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение  над разноместностью  и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (60 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи.  Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений  об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов  в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков?  Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв  в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов  и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной  в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой  и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками .

Основные  признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль  в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук  [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих  звуков буквами. Правописание  слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.  Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне  однокоренных слов и форм одного  и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (57 ч).

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и  вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании.  Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их  в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их  в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи  (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль  имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (18 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих  личностных УУД :

         • представления о своей этнической принадлежности;

• развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

         • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

• осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

• осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

• представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

• положительного отношения к языковой деятельности;

• заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

• понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

• развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

• этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

• развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

• представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД

 Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

• высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

• планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

• проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

         • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

• адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

• понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

• Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

• воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

• работать с информацией, представленной в разных формах(текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителями самостоятельно;

• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

• пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

• осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

• составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

• составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

• анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

• осуществлять синтез как составление целого из частей(под руководством учителя);

• ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

• обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

• Слушать собеседника и понимать речь других;

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

• задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

• признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

• формулировать собственное мнение и аргументировать его;

• работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

• Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

• воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

• понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

• первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных)и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

• начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

• овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

• применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

• первоначальные умения проверять написанное;

• овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

• формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Обучающийся научится:

• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

• строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

• (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

• пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

• различать устную и письменную речь;

• различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

• понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

• читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

• составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

• соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

• озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

• распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

• составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

• находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

• составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

• составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

• письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

 • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

• различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

• определять качественную характеристику звука: гласный —согласный,  гласный  ударный — безударный,  согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный,  согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

• характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

• понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

• анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

• определять функции букв  е, ё, ю, я  в слове;

• определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

• определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

• определять ударный и безударные слоги в слове;

• правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

• использовать знание алфавита при работе со словарями;

• определять функцию мягкого знака ( ь ) как разделительного;

• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными  е, ё, ю, я  и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем(моряк, ёж, лось, друг, сказка);

• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Обучающийся научится:

• осознавать слово как единство звучания и значения;

• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

• различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

• иметь представление о синонимах и антонимах;

• распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

• подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

• наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

• наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

• на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

• осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

• владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

         • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

• определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

• подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

• различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

• находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

• находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и«что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

• находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

• находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

• находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

• подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

• выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

         • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

• выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

• использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

• пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

• определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

• сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение),порядок слов, знаки конца предложения;

• находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

• различать главные и второстепенные члены предложения(без дифференциации на виды);

• устанавливать связи слов между словами в предложении;

• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

• восстанавливать деформированные предложения;

• составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

• находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

• раздельное написание слов в предложении;

• написание гласных  и, а, у  после шипящих согласных  ж, ш, ч, щ  (в положении под ударением и без ударения);

• отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

• перенос слов;

          • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

• разделительный мягкий знак (ь);

• знаки препинания конца предложения (. ? !);

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание частицы  не  с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание)при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;

г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

• разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

• пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Вид урока

Учебные действия

  1. 1. Наша речь. (3 ч)

1

3.09

Язык и речь, их значение в жизни людей.

УНЗ (урок новых знаний)

Рассуждать  о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать  речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать  за особенностями собственной

речи и  оценивать  её.

Различать  устную, письмен-ную речь и речь про себя.

Работать  с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».

Отличать  диалогическую речь от монологической.

Использовать  в речи диалог и монолог.

Участвовать  в учебном диалоге.

Соблюдать  в речи правила речевого этикета, оценивать  свою речь на предмет её вежливости и доброжела-тельности по отношению к собеседнику.

Работать  со страничкой для любознательных.

Знакомиться  с этимологией слов  диалог  и монолог

Составлять  по рисункам диалог и монолог.

Оценивать  результаты выполненного задания

«Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

2

4.09

Виды речи. Требования к речи.

УНЗ

3

5.09

Речь диалогическая и монологическая.

УНЗ

  1. 2. Текст. (3 ч.)

4

6.09

Признаки текста: целостность, связность, законченность.

УНЗ

Отличать  текст от других записей по его признакам.

Осмысленно  читать  текст.

Определять  тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять  текст по заданной теме.

11.09Выделять  части текста и  обосновывать  правильность их выделения.

Выбирать  ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Передавать  устно содержание прочитанного

текста-образца или составленного текста.

Создавать  устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей Составлять  рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать  результаты выполненного задания

«Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

5

7.09

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

УНЗ

6

10.09

Части текста.

Р/р. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

Р/р

3.  Предложение. (11 ч)

7

12.09

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

УНЗ

Отличать  предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять  границы предложения в деформированном тексте,  выбирать  знак для обозначения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в

конце предложения.

Соблюдать  в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составлять  предложения из слов.

Составлять  (устно и письменно) ответы на

вопросы.

Употреблять  заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать  слова в предложении раздельно.

Находить  главные члены (основу) предложения.

Обозначать  графически грамматическую основу.

Различать  и  выделять  главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать  правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать  схему и  составлять  по ней

сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать  алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различать  распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспрострнённые и распространённые предложения.

Распространять  нераспространённые предложения.

Устанавливать  при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять  предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

8

13.09

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания.

УНЗ

9

14.09

Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения.

УНЗ

10

17.09

Главные члены предложения (основа).

УНЗ

11

18.09

Второстепенные члены предложения.

УНЗ

12

19.09

Главные и второстепенные члены предложения.

УЗЗ

13

20.09

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

УНЗ

14

21.09

Распространённые и нераспространённые предложения.

УНЗ

15

24.09

Связь слов в предложении.

УНЗ

16

25.09

Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Р/р

17

26.09

Проверочная работа по теме«Предложение. Члены предложения».

п/р

  1. Слова, слова, слова…( 18 ч)

18

27.09

Слово как общее название многих однородных предметов.

УНЗ

Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять  лексическое значение слова.

Находить  в тексте незнакомые слова.

Классифицировать  слова по тематическим группам.

Распознавать  многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Работать  со страничкой для любознательных.

Наблюдать за этимологией слова  лопата .

Работать с толковым и орфографическим словарями

Создавать  в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать  эстетическую сторону речевого

высказывания.

Распознавать  среди данных пар слов синонимы, антонимы.

Подбирать  к слову синонимы, антонимы.

Работать  со страничкой для любознательных.

Знакомиться  с этимологией слов  синоним  и антоним.

Работать  со словарями синонимов и антонимов учебника.  Находить  нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять  смысловое значение пословиц и

соотносить  их с определён-ными жизненными

ситуациями.

Анализировать  речевые высказывания с использова-нием в них языковых средств.

Подбирать  заголовок к тексту.  Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

Оценивать  результаты выполненного задания

«Проверь себя» по учебнику и электронному

Находить  однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять  корень в однокоренных словах,

различать  однокоренные слова и синонимы,

однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать  правильность выделения корня

в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать  однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём одно-коренных слов учебника.

Производить  анализ, сравнение, обобщение

при выделении в словах корня.

Делить  слова на слоги.  Определять  количество в слове слогов.

Классифицировать  слова по количеству в них слогов.

Определять  ударение в слове.  Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать  ударные и безударные слоги.

Наблюдать  за разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять  простейшие слогоударные модели

19

28.09

Однозначные и многозначные слова.

УНЗ

20

1.10

Прямое и переносное значения слов.

УНЗ

21

2.10

Р/р. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

Р/р

22

3.10

Синонимы.

УНЗ

23

4.10

Антонимы.

УНЗ

24

5.10

Работа со словарями синонимов и антонимов.

УЗ

25

8.10

Р/р. Изложение текста по данным к нему вопросам.

Р/р

26

9.10

Родственные (однокоренные) слова.

УНЗ

27

10.10

Корень слова (первое представление).

УНЗ

28

11.10

Выделение корня в однокоренных словах.        

УНЗ

29

12.10

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

УНЗ

30

15.10

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

УНЗ

31

16.10

Ударение. Словообразуюая функция ударения.

УНЗ

32

17.10

Перенос слов по слогам.

УНЗ

33

18.10

Правила переноса части слова с одной строки на другую.

УНЗ

34

19.10

Обобщение по теме «Слово и слог. Ударение». Проверочная работа.

УКЗ

35

Р/р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Р/р

  1. 5.   Звуки и буквы. ( 60 ч)

36

22.10

Звуки и буквы. ( Повторение и уточнение представлений)

УНЗ

Различать  звуки и буквы.

Осознавать  смыслоразличи-тельную роль звуков и букв в слове.  Распознавать  условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять  звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать  модели слов (звуковые и буквенные),  анализировать  их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть  буквы правильно и  располагать  их

в алфавитном порядке.

Классифицировать  буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, кото-

рый они обозначают.

Определять  безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить  в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать  проверочное  и  проверяемое слова.

Подбирать  проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова ( слоны — слон, слоник; трава —травка

Наблюдать за единообраз-ным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать  правило при написании слов с безудар-ным гласным в корне.

Планировать  учебные действия при решении

орфографической задачи (обозначение буквой

безударного гласного звука в слове),  определять  пути её решения,  решать  её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять  правописание слова с безударным

гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать  проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминать  написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работать  с орфографичес-ким словарём учебника:  находить  слова с изучаемой орфограммой и  проверять  написание слова по орфо-

графическому словарю.

Подбирать  примеры слов с изучаемой орфограммой

Различать  согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Различать  способы обозначения согласного Й и гласного

Использовать  правило при переносе слов с буквой «и краткое» ( чай-ка ).

Наблюдать  за произноше-нием и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать  правило переноса слов с удвоенными согласными ( ванна ).

Определять  и  правильно произносить  мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать  твёрдые и мягкие согласные звуки.

Соотносить  количество звуков и букв в таких

словах, как  огонь, кольцо .

Объяснять  причины расхождения количества

звуков и букв в этих словах.

Подбирать  примеры слов мягким знаком (ь).

Переносить  слова с мягким знаком (ь) (паль-цы, паль-то).Обозначать  мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным ( день, коньки ).

Различать  непарные мягкие шипящие звуки.

Находить  в словах буквосочетания  чк, чн, чт, щн, нч, подбирать  примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать  в речи правильное орфоэпическое

произношение слов с сочетаниями  чн, чт.

Находить  в словах буквосочетания  жи—ши,

ча—ща, чу—щу, подбирать  примеры слов с такими буквосочетаниями

Определять  на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить  произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить  в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать  проверочное и проверяемое слова.

Подбирать  проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

Использовать  правило при написании слов с парным по глухости-звонкости соглас-ным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять  правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать  примеры слов с изучаемой орфограммой.

Сопоставлять  приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

37

23.10

Различие звуков и букв.

Звуки и их обозначение буквами на письме.

УНЗ

38

24.10

Русский алфавит Правильное название букв, последовательность

Р/р

39

25.10

Употребление прописной (заглавной) буквы.

Проверочная работа

УНЗ

40

26.10

Р/р.  Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом».

УНЗ

41

29.10

Признаки гласного звука. Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Р/р

42

30.10

Р/р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

УНЗ

43

31.10

 Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

УЗ

44

8.11

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Закрепление.

УНЗ

45

9.11

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

УНЗ

46

10.11

 Безударные гласные в корне

УНЗ

47

12.11

Особенности проверяемых и проверочных слов

УЗ

48

13.11

Особенности проверяемых и проверочных слов. Закрепление.

УНЗ

49

14.11

Способы проверки написания безударной гласной буквы в корне слова.

УЗ

50

15.11

Способы проверки написания безударной гласной буквы в корне слова. Закрепление

УОЗ (урок обобщения знаний)

51

16.11

Способы проверки безударной гласной в корне слова. Обобщение.

УНЗ

52

17.11

Представление об орфограмме.

УНЗ

53

21.11

Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

УНЗ

54

22.11

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

УНЗ

55

23.11

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Закрепление

УНЗ

56

24.11

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

УКЗ

57

25.11

Согласные звуки ( повторение и углубление представлений

УНЗ

58

26.11

Р/р. Коллективное состав-ление рассказа по репро-дукции картины С.А. Ту-тунова «Зима пришла. Детство».

РР

59

28.11

Согласный звук [й,] и буква «и краткое».

УНЗ

60

29.11

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Проект «И в шутку и всерьёз».

Р/р

61

30.11

Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси».

Проект

62

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

УНЗ

63

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Закрепление.

УЗ

64

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

УНЗ

65

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Проект «Пишем письмо»

УНЗ

66

Р/р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Р/р

67

Буквосочетаниячк, чн, чт, щн, нч.

УНЗ

68

Р/р. Работа с текстом. Запись предложений из текста на заданную тему.

Р/р

69

Буквосочетаниячк, чн, чт, щн, нч.

УНЗ

70

Проект «Рифма».

Проект

71

Буквосочетанияжи—ши, ча—ща, чу—щу.

УКЗ

72

Правописание буквосочетанийжи—ши, ча— ща, чу—щу.

УНЗ

73

Проверочный диктант  по теме «Безударные гласные, слова с удвоенными согласными. Мягкий знак».

УКЗ

74

Р/р. Работа с предложением и текстом.

Р/р

75

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

УНЗ

76

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова .

УНЗ

77

22.12

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука в корне перед согласным.  

УНЗ

78

23.12

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.

УНЗ

79

26.12

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласным в конце слова.

УНЗ

80

27.12

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласным в корне слова. Закрепление.

УЗ

81

11.01

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласным в конце слова и в корне слова. Обобщение.

УОЗ

82

12.01

Правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости. Особенности проверяемых и проверочных слов.

УНЗ

83

13.01

Правила обозначения буквой  парного по глухости –звонкости согласного звука .

УНЗ

84

16.01

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

УНЗ

85

17.01

Способы проверки написания парного согласного на конце слова или перед согласным в корне.

УНЗ

86

18.01

Способы проверки парного согласного в корне.

УНЗ

87

19.01

Правописание гласных и согласных в корне слова.

УНЗ

88

20.01

Способы проверки согласного в корне слова

п/д

89

23.01

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне

90

24.12

 Обобщение по теме «Правописание гласных и согласных в корне  слова».

Проверочный диктант.

Р/р

91

25.01

Р/р.Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.

УНЗ

92

26.01

Использование на письме  разделительного мягкого знака.  

УНЗ

93

27.01

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи.

Р/р

94

30.01

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Р/р.Составление устного рассказа по серии рисунков.

УКЗ

95

31.01

Проверочная работа по теме «Звуки и буквы. Правописание изученных орфограмм».

УЗЗ

  1. 6.  Части речи (57 ч)

96

1.02

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

УНЗ

Личностные:-проявляет интерес к процессу письма; заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

Познавательные:- находит необходимую информацию в учебнике;

-сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

- использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

-задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи;

Регулятивные:- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

-оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные:- оформляет свою мысль в устной и письменной речи;

- обосновывает высказанное суждение;

-умеет задавать уточняющие вопросы;

-способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

Распознавать  имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать  отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.  Обогащать  собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Распознавать  глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению

и вопросу.

Обосновывать  правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать  глаголы по вопросам.

Распознавать  глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать  глаголы в соответствии с задачей

речевого высказывания.

Распознавать  текст-повествование.

Наблюдать  за ролью глаголов в повествовательном тексте

Распознавать  имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать  со страничкой для любознательных: ознаком-ление с историей появления названия имя прилагательное  и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать  правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять  из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Приводить  примеры имён прилагательных.

Распознавать  текст-описание.

Наблюдать  за ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Составлять  текст-описание на основе личных впечатлений.

Распознавать  личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать  местоимения и имена существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существитель-ные личными местоиме-ниями.

Распознавать  текст-рассуждение.  Создавать

устные и письменные тексты-рассуждения.

Узнавать  предлоги в устной и письменной речи.

Правильно  употреблять  предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно  писать  предлоги со словами.

97

2.02

Формирование умений работать с графической информацией.

УНЗ

98

3.02

Имя существительное как часть речи.

УНЗ

99

6.02

Распознавание  имени  существительного  по обобщённому лексическому значению и вопросу.

УНЗ

100

7.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

УНЗ

101

8.02

Различие   одушевлённых  и неодушевлённых имен существительных с опорой на вопросы кто? и что?

УНЗ

102

9.02

Классификация  имен существительных: одушевлённые и неодушевлённые.

УНЗ

103

10.02

Собственные и нарицательные имена существительные.

УНЗ

104

13.02

Заглавная буква в именах собственных

УНЗ

105

14.02

Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий, истории названия своего города.

УНЗ

106

15.02

Р/р.Составление устного рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри».

УНЗ

107

16.02

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

УЗ

108

17. 02

Число имён существительных.

Р/р

109

20.02

Число имён существительных

Р/р

110

21.02

Изменение  имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.

УНЗ

111

22.02

Обобщение знаний об имени существительном

УНЗ

112

27.02

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

УОЗ

113

28.02

Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

УНЗ

114

1.03

Обобщение по теме «Имя существительное». Проверочная работа

УНЗ

115

2.03

Глагол как часть речи.(Общее представление).

Р/р

116

3.03

Употребление глагола  в речи (общее представление).

УКЗ

117

6.03

Синтаксическая функция глагола в предложении.

УНЗ

118

7.03

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «

УНЗ

119

9.03

Число глагола. Изменение глагола по числам.

УНЗ

120

10.03

Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть).

Р/р

121

13.03

Правописание частицы не с глаголом

УНЗ

122

14.03

Обобщение знаний о глаголе.

УНЗ

123

15.03

Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

УНЗ

124

16.03

Текст-повествование и роль в нём глаголов

УОЗ

125

17.02

Р/р. Составление текста-повествования на предложенную тему.

Р/р

126

20.03

Контрольный диктант по теме «Глагол».

УНЗ

127

21.03

Имя прилагательное как часть речи.

Р/р

128

22.03

Значение и употребление прилагательного в речи

УКЗ

129

23.03

Связь имени прилагательного с именем существительным

УНЗ

130

24.03

Связь имени прилагательного с именем существительным.

УНЗ

131

3.04

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

УНЗ

132

4.04

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

УНЗ

133

5.04

Единственное и множественное число имён прилагательных

УНЗ

134

6.04

Изменение имён прилагательных по числам

УНЗ

135

7.04

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных

УНЗ

136

10.04

Р/р.Составление текста-описания на основе личных наблюдений

УНЗ

137

11.04

Р/р.Составление текста-описания на основе личных наблюдений Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Р/р

138

12.04

Обобщение знаний об имени прилагательном, грамматические признаки.

Р/р

139

13.04

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Проверочная работа..

140

14.04

Местоимение (личное) как часть речи, его значение, употребление в речи (общее представление).

УОЗ

141

17. 04

Местоимение его значение, употребление в речи (общее представление).

УКЗ

142

18.04

Р/р. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

УНЗ

143

19.04

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

УНЗ

144

20.04

Р/р . Работа с текстом.

Р/р

145

21.04

Обобщение по теме «Мес тоимение». Проверочная работа. 

УКЗ

146

24.04

Предлоги. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами.

УНЗ

147

25.04

Функция предлогов.

УНЗ

148

26.04

Правописание предлогов с именами существительными

УНЗ

149

27.04

Обобщение по теме «Предлоги». Проверочная работа.

УКЗ

150

28.04

Проект«В словари — за частями речи!»

Проект

151

2.05

Контрольный диктант

УКЗ

152

3.05

Контрольный диктант

УКЗ

  1. Повторение. (18 ч )

153

4.05

Текст. Виды текста.

УОЗ

154

5.05

Предложение. Главные члены предложения.

УОЗ

155

10.05

Предложение. Второстепенные члены предложения.

УОЗ

156

11.05

Слово и его лексическое значение.

УОЗ

157

12.05

Однокоренные слова.

УОЗ

158

15.05

Прямое и переносное значение слов. Слова-синонимы. Слова-антонимы.

УОЗ

159

16.05

Части речи, их отличительные признаки.

УОЗ

160

17.05

Определение частей речи.

УОЗ

161

18.05

Составление рассказа по рисунку.

Р/р

162

19.05

Анализ слова как части речи.

УЗЗ

163

22.05

Упражнение в распознава-нии частей речи.

УОЗ

164

23.05

Связь слов в предложении

УОЗ

165

24.05

Связь слов в предложении

УКЗ

166

25.05

Работа над ошибками.

Разбор слова как части речи.

УОЗ

167

26.05

Работа с деформирован-ным текстом.

УЗЗ

168

29.05

Звуки и буквы Алфавит

УЗЗ

169

30.05

Звуки и буквы.

УЗЗ

170

30.05

Итоговое повторение.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 1-4 классы . Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. М. « Просвещение» 2015г
  2. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. +CD
    Канакина В.П., Горецкий В.Г М. « Просвещение»  2012г.
  3. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях
    Канакина В.П. М. «Просвещение»  2015 г.
  4. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы
    Канакина В.П., Щёголева Г.С. М. « Просвещение» 2012г
  5. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы
    Канакина В.П. М « Просвещение 2015 г.
  6. Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс
    Канакина В.П.
  7. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2-х частяхКанакина В.П., Манасова Г.Н.  М. «Просвещение» 2014 г.
  8. Пишу правильно. Орфографический словарь. Начальная школа
    Бондаренко А.А., Гуркова И.В. М  «Просвещение» 2014г.
  9. Рабочий словарик 2 кл. Бондаренко А. А. М. « Просвещение» 2014 г.
  10. Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 2 класс Бубнова И.А. М. , « Просвещение» 2012 г.

 

Материально-техническое обеспечение.

  1. Компьютер.
  2. Проектор
  3. Интерактивная  доска.
  4. Экран

Лист внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...