конспект урока по русскому языку Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Жукова Надежда Ивановна

Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание суффиксов имен существительных -ИК, -ЕК».

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание суффиксов имен существительных -ИК, -ЕК».

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;

Ход урока

1. Орг.момент

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?

На доске:

Котик, дедушка, рыбка, сапожник.

- Все слова - это имена существительные, одушевленные, единственного числа, образованы суффиксальным способом, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

- Какие суффиксы помогли образовать эти слова? Выделите эти суффиксы. Эти слова образованны при помощи суффиксов -ик, -к, -н, -ушк.

- Как вы думаете, о какой морфеме пойдет сегодня речь на уроке?

- На уроке мы будем говорить о суффиксе.

Графический диктант

- Перед вами таблица. Отметьте истинные и ложные утверждения.

Суффикс – это часть слова

Суффикс – это маленькое слово.

  1. Суффикс служит для образования новых слов.

  1. Суффикс стоит после корня

Суффикс стоит перед корнем.

  1. Суффикс служит для связи слов в предложении.

  1. Суффикс может придавать слову оттенки значений.

Все суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение .

- У кого получилась цифра «5», тот отлично справился с заданием.

- Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока. (Кто допустил ошибку, вам необходимо поработать над теорией по теме «Суффикс»)

2.Этап актуализации знаний

Постановка проблемы. Работа в группах по рядам. 

1 уч-ся у доски

- Возьмите карточку № 1. Перед вами группа слов. Вам необходимо решить орфографические задачи. Я предлагаю вам поработать в группах по рядам.

- Проверим, что получилось:

- С непроверяемыми гласными в корне слова у вас не возникло проблем. Обратите внимание, слова для каждой группы были даны одинаковые, в какой части слова у вас возникли разногласия? (в суффиксах).

- Попытайтесь определить тему нашего урока (Правописание суффиксов – ик-, -ек-).

- Кукую цель мы поставим перед собой? (научиться правильно писать слова суффиксами –ик-, -ек-.)

- Какие задачи?

Узнать: в каких случаях пишутся суффиксы – ек -, - ик;

Выяснить: способ проверки написания суффиксов – ек -, - ик;

Вывести алгоритм действий, который поможет правильно писать эти суффиксы;

Учитель: Научиться: применять полученные знания.

На доске: Узнать: в каких случаях – …….

Выяснить: способ проверки ……….

Вывести: алгоритм ………

Научиться: применять …………

3. Этап выявления места и причины затруднения..

– Давайте заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

– Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

( Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК. Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–).

Построение проекта выхода из затруднения..

Видите, у Вити возникла та же проблема, что и у нас. Я предлагаю построить проект решения этой проблемы.

- Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?

(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике, можем попытаться вывести правило сами).

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Прием «Мозговой штурм»

- Положите перед собой карточку № 2.

- Прочитайте задание. Посовещайтесь в паре, наметьте план своей работы. Затем объединитесь в группы и попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Группа № 1

-Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

- К какому выводу пришла 1 группа?

Группа № 2

-Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

мячик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) мячика

Группа № 3

-Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

– Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.

– Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

– Надо прочитать правило в учебнике. Откройте учебник на странице 115. Прочитайте правило.

– Итак, ребята 4 и 5 группы работали с научными источниками (учебником, справочником по русскому языку) и составили алгоритм действий, который поможет нам правильно писать суффиксы –ек-, -ик-.

Защита составленных алгоритмов.

Группа 4

Работа с правилом в учебнике

- Прочитайте правило на стр. 115, сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

- Оформите вывод в виде алгоритма.

Свой ответ начни со слов: чтобы выбрать букву гласного в суффиксах –ек, -ик надо…

Группа 5

Работа со справочником по русскому языку (школьника).

- Прочитайте правило на стр. 206, сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

- Оформите вывод в виде алгоритма.

Свой ответ начни со слов: чтобы узнать, какую букву писать с суффиксах имён существительных –ек, -ик необходимо…

- Итак, ребята поработали с учебником, со справочником по русскому языку и на основе готового правила вывели алгоритм действий при выборе суффиксов -ек- или -ик-.

1. Изменяю форму слова (нет) или много

2. Если (и), то – ик

3.Если (-), то – ек

Работа в парах

Проговаривание алгоритма.

- Проговорите алгоритм действий в парах.

Физкультминутка

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (первичное закрепление материала, проверка знаний по эталону)

- С какой проблемой мы столкнулись в начале урока? ( не знали как писать суффиксы –ек-, –ик-).

-А теперь как мы можем решить эту проблему? (Применить правило, алгоритм.).

- Используя алгоритм действий правописания суффиксов –ек-, -ик-, запишите слова в тетрадь. Объясните написания суффиксов.

На доске:

Платоч…к, билет..к, ореш…к, корабл..к.

- Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.

5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (решение учебных задач повышенной трудности

6. Обобщение

Фотодиктант

- Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы -ек или –ик.

- Запишите самостоятельно новые слова в тетрадь.

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте. Саша, прочитай слова с суффиксом -ик-, Лиза - с суффиксом –ек-. (Работа в парах, взаимопроверка, сравнение с эталоном)

8. Рефлексия 

Домашнее задание. 1.Обязательно: стр.115 упр. 478;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"

Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.

Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс

Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...