Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Спирина Валентина Николаевна

Тема урока: "Правописание безударных окончаний имён прилагательных". Тип урока: закрепление. На уроке учащиеся используют полученные знания в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Закрепление».

Задачи:

  • Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.
  • Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
  • Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
  • Воспитывать культуру учебной деятельности.

Планируемые результаты

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Познавательные УУД.: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Предметные:

  • умение определять окончания прилагательных;
  • усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;
  • умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;
  • обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
  • умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);
  • умение формулировать вопросы к прилагательному;
  • умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного.

Цели: 

  • закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  • совершенствовать навыки проверки и написания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  • развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, совершенствовать навыки грамотного письма, применяя изученные правила;
  • учить планировать свою деятельность, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • воспитывать аккуратность при работе в тетради, умение слушать ответы других.

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинается урок.

Пусть пойдут все знанья впрок.

Всё, что надо – не лениться

И старательно трудиться.

2.Определение темы и цели урока.

- Над какой темой мы работали на последних уроках? Какую часть речи изучали? (ответы учащихся)

- Чему мы учились? (ответы учащихся)

-Попробуйте определить тему и цели урока. 

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»

Ставят пред собой цели: будем учиться писать и проверять безударные окончания имён прилагательных.

- Сегодня мы продолжим путешествие по стране Имени прилагательного, закрепим навыки проверки безударных падежных окончаний. Но чтобы попасть в эту страну, выполним ряд заданий. Для начала проложим себе путь из букв.

3.Минутка чистописания.

На доске записаны слова: смешная, крикливая, золотистый, мягкая

- Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать? (это имена прилагательные, с безударной гласной в корне)

-Докажите, объяснив орфограмму (один ученик у доски)

- Какое слово лишнее? ( золотистый – м.р., остальные ж.р.; мягкая- орфограмма парный согласный в корне)

-Цепочку букв составим из букв, обозначающих мягкий согласный звук в тех словах, которые не выбирали «лишними».

- Какие это буквы?

Ммрл Ррлм Ллмр

- Проследите закономерность, продолжите ряд букв.

4. Тест-блиц турнир (с самопроверкой)

Чтоб отправиться дальше, проверим свои знания об имени прилагательном.

- Ответьте на несколько вопросов: да – ставим +, нет – ставим -.

1.Имя прилагательное это часть речи?

2.Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?

3.Имя прилагательное обозначает действие предмета?

4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам?

5.Род имени прилагательного зависит от глаголов?

6.Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются?

7.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже?

+ - - + - + +

- Теперь проверьте правильность своих ответов.

На доске один из учащихся записывает ответы, ребята самостоятельно проверяют, разбирают те вопросы, в которых допустили ошибки.

Физ. минутка

5.Словарная работа.

Замените сочетания слов одним именем прилагательным, запиши словосочетания сущ. + прил. Определи у имён прилагательных род и число.

Учитель диктует, учащиеся записывают полученные словосочетания.

  • Плащ фиолетового цвета – фиолетовый плащ
  • Кольцо из серебра – серебряное кольцо
  • Правда, подтверждающая истину – истинная правда
  • Человек, обладающий обаянием – обаятельный человек
  • Пляж из песка - песчаный пляж 

- Проверяют, называя орфограммы.

- От чего зависит род и число имени прилагательного? Как ещё изменяется имя прилагательное? (изменяется по падежам и числам)

- Что изменяется при склонении имён прилагательных? (окончания)

- Как проверить окончания имени прилагательного?

- Хорошо ли вы знаете, как распознавать и правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных?

6.Работа в парах.

Составление алгоритма проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных

- Учащимся предлагается расставить правильную последовательность действий в алгоритме. Дети работают в парах, один ученик составляет алгоритм у доски.

Выдели окончание в слове - вопросе.hello_html_6fcde119.gif

Найди существительное, с которым связано имя прилагательное. hello_html_6fcde119.gif

( сущ. + прил.)

Поставь вопрос от существительного к прилагательному.hello_html_6fcde119.gif

Пиши такое окончание у прилагательных.hello_html_6fcde119.gif

Проверь написанноеhello_html_6fcde119.gif

Получается алгоритм:

1.Найди существительное, с которым связано имя прилагательное.

( сущ. + прил.)

2. Поставь вопрос от существительного к прилагательному

3. Выдели окончание в слове - вопросе.

4. Пиши такое окончание у прилагательных

5. Проверь написанное.

- физ.минутка

7. Закрепление.

- Проверим, как вы умеете пользоваться данным алгоритмом.

-Запишите под диктовку словосочетания, выделите окончания имён прилагательных, определите падеж.

Выпил горячего молока, купили меховую шапку, перед интересной беседой, в школьной библиотеке, хвалили за хорошую работу, запах свежего хлеба, без горячей воды.

 (Можно дать упражнение №104, стр.53 в дидактическом материале)

- Проверка по цепочке. Возникшие затруднения разбираются.

8.Итог урока. - Как проверить безударные окончания имён прилагательных?

Рефлексия. - Оцените свою работу на уроке:

Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось……

hello_html_m4e144a52.gif

- Детям раздаются смайлики.

Они закрашивают их разными цветами:

Всё получилось, справился с заданиями – зелёным

Встретились затруднения - жёлтым

Не справился с заданиями - красным

Домашнее задание: стр.41 упр.217


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...