Виды работ со словарными словами. Тема «Профессии»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шаповалова Юлия Леонидовна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний.

Задачи

Образовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; учить пользоваться орфографическим словарём

Развивающие: Содействовать развитию орфографической зоркости через задания на узнавание и сравнение орфограмм,

запоминания правописания словарных слов, через организацию работы с орфографическим словарем.

Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование игровой технологии; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы. Воспитывать трудолюбие, ответственность, внимательность, уважительное отношение к любой профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rabot_so_slovarnymi_slovami.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды работ со словарными словами. Тема «Профессии»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний.

Задачи

Образовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; учить пользоваться орфографическим словарём

Развивающие: Содействовать развитию орфографической зоркости через задания на узнавание и сравнение орфограмм,

запоминания правописания словарных слов, через организацию работы с орфографическим словарем.

Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование игровой технологии; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы. Воспитывать трудолюбие, ответственность, внимательность, уважительное отношение к любой профессии.

Планируемы результаты:

Предметные:

  • продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”;
  • работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания;
  • совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем.

Личностные:

  • положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • понимать информацию, представленную в разных формах;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Оборудование урока:

-презентация на интерактивной доске;

Ход занятия.

I. Орг. момент        (Слайд 1)                                                                                                                                 Учитель:Прозвенел звонок для нас,

Всех ребят позвал он в класс.

Чтобы дети не ленились,

С удовольствием трудились,

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.

(Слайд 2)                                                                                                                                

Учитель:Однажды в школу шли девочка Света и мальчик Дима, они были друзьями.

Каждый день они задавали своим маме и папе очень много вопросов, так, что те просто не успевали на них отвечать:

— А зачем?

— А как?

— А где?

— А почему?

И поэтому мама с папой называли их почемучками.

Света достала из кармана конфету, которую захватила с собой из дома, развернула ее, быстро сунула в рот и бросила фантик на землю. Дима, видя, как весело подхватил ветер бумажку и понес ее на дорогу, сделал со своим фантиком то же самое. Ребята весело засмеялись и хотели продолжить свою игру в догонялки, но тут увидели, как какой-то старичок в измазанном фартуке и с метлой в руках поднял брошенные ими фантики и печально покачал головой:

— Разве можно так поступать? – спросил он. Кто же из вас вырастет?

— Я буду принцессой! – сказала Света.

— Каждая девочка мечтает стать принцессой… — ответил старичок. Но какая польза от принцесс? Вы бы лучше подумали, какую профессию вы себе выберете, когда вырастете.

— Профессию? – спросил Дима – а что это такое? Она вкусная? Большая? А почему она так называется?

— Вы не знаете что такое профессия? – удивился старичок. Но вы же уже такие большие! Каждый человек в этом мире приносит пользу другим, делая свою работу. Доктора лечат заболевших людей, водители водят автобусы, парикмахеры делают людям красивые прически и стригут волосы…

Но старичок не успел договорить – ребята хором перебили его:

— Фиии… это же скучно! Мы будем веселиться и играть, и всем все приказывать!

Старичок снова печально покачал головой …

Учитель: - Ребята, как вы думаете, почему старичок покачал головой? (ответы детей)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о каких словах мы будем говорить? (о словарных словах - профессиях)

Учитель: правильно.

Учитель: Что такое словарные слова?

Учитель: открываем тетрадь и записываем число, классная работа.

Минутка чистописания. (Слайд 3)                                                                                                                                

Пр

Все профессии нужны,

 Все профессии важны.

Учитель: Как вы понимаете это выражение?

II. Закрепление пройденного материала.

Что же такое профессия? Обратимся к словарю. (Слайд 4)                                                                                                                                

(Один ученик работает со словарём Ожигова)

Профессия- это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

-Труд формирует самого человека. Каждый человек трудится на своём месте: вы – в школе, ваши родители – на производстве.

Отгадай загадки. Напиши отгадки. Поставь ударение. Подчеркни непроверяемые гласные, которые нужно запомнить.

  1. Это кто вокруг планеты

В корабле своём летит?

Всем народам шлёт приветы,

С целым миром говорит. (космонавт) (Слайд 5)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Космонавт. Слово космонавт состоит из очень древних составных частей. Первую часть составляет греческое слово космос , одно из значений которого –«вселенная», «мир». Вторую часть слова космонавт составляет греческое слово наутэс – «моряк», «плаватель»

  1. Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идет и в град,

Не покинет пост.(солдат)  (Слайд 6)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Солдат. Древнейшее значение слова «солдат»  было «наёмник, состоящий на жаловании». Слово же солдат родилось в Италии и восходит к названию монеты — сольдо. Человек, который получал сольдо назывался «сольдато». К нам пришло слово через немецкий язык.

  1. Кто учит детишек
    Читать и писать,
    Природу любить,
    Стариков уважать? (учитель)  (Слайд 7)                                                                                                                                

Учитель

Слово произошло от древнего слова укъ – «учение». От него же произошли слова наука, привыкать, навык, учить

  1. Кто в дни болезней всех полезней?
    И лечит нас от всех болезней? (доктор)  (Слайд 8)                                                                                                                                
  2. Ежедневно спозаранку
    В руки он берёт баранку,
    Крутит, вертит так и сяк,
    Но не съест её никак?! (шофер, водитель)   (Слайд 9)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Шофёр

Рядом с современным словом "шофёр", которое является заимствованием французского "chauffeur" - "истопник", от "chauffer" - "топить" (во Франции до появления автомашины это слово обозначало на железных дорогах не механика - водителя паровоза, а его кочегара)

  1. Достанет книги все для нас,
    Любой рассказ она нам даст.
    Где книга каждая стоит,
    Она покажет, объяснит.
    Конечно, это не аптекарь,
    А школьный наш...  (библиотекарь)   (Слайд 10)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Библиотекарь

Работник библиотеки, на обязанности которого лежит обработка поступающих в библиотеку книг, их хранение и выдача их читателю.

Слово это сложено из двух древнегреческих частей: «библиос» — «книга», «тэке»— «короб», «хранилище». В русский язык оно проникало дважды: очень давно — прямо от греков, через церковные книги, и в форме «библио́тека и вторично, в XVIII—XIX веках, через французское язык. По-французски книжное хранилище — «библиотэ́к.

  1. В небе синем самолёт,
    Управляет им ….(пилот)   (Слайд 11)                                                                                                                                
  2. Чтоб амбар наш был с зерном,
    Нужен в поле ...( агроном)   (Слайд 12)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Агроном. Истоки этого слова мы находим в греческом языке. По – гречески АГРОС - поле, пашня, земля,  а  НОМОС – закон. Значит, АГРОНОМ – ЗНАЮЩИЙ ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. Пришло же к нам слово АГРОНОМ из французского языка.

  1. Он от всех родных вдали
    Водит в море корабли.
    Повидал немало стран
    Наш отважный... (капитан)   (Слайд 13)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

 «Капитан» — от латинского «капита́нус» (глава воинской части, отряда). Слово встречается теперь по всей Европе: французское «капитэн», английское «кэптин», итальянское «капита́но» — родные братья. Даже в Турции звание «капуда́н-паша» («адмирал») из этой же семьи.

  1. Упрятав чёлку под фуражку,

Веду я с папой в поле вспашку.

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони – на руле. (тракторист)  (Слайд 14)                                                                                                                                

  1. Вот вам чертёж, где каждый размер
    Новой детали дал ...(инженер)   (Слайд 15)                                                                                                                                

(Слайд 16)                                                                                                                                

Рублика. Это интересно.

Инжене́р.

Это слово заимствовано из немецкого язывка, где Ingenieur — было заимствовано из французского, в котором ingenieur образовано суффиксальным способом от латинского ingenium — «природные склонности, ум» (в современном английском, помимо того же заимствованного из французского engineer, находим ingenuity — «изобретательность, мастерство», восходящее к тому же латинскому слову).

2. К каким словам –отгадкам можно подобрать синонимы? Подберите синонимы и запишите.   (Слайд 17).    Ответы (Слайд 18)                                                                                                                                                                                                                                                              

Доктор – врач;

Пилот – летчик;

Водитель – шофёр.

Солдат – воин, боец.

Задание 2. Работа с карточками.  (Слайд 19)                                                                                                                                

1    4   3   7   2   6   5                 2   1  4  7    3   5   6           4  6   2   3   1   5

к и п н а а т,          ч у т ь и е л,     т р о к д о,    

1   8  5  2  4  3   7   6  9  10         2  1   4  3   6  5  7

т и т р к а  р о с  т,      н и е ж е н р

Ответы (Слайд 20)                                                                                                                                

Задание 3.

Отгадай слова по гласным.  (Слайд 21)                                                                                                                                

Ответы (Слайд 22)                                                                                                                                

Задание 4. (Слайд 23)                                                                                                                                

Вставь слова в предложения.

1.В поле вышел __________________ . 2.В космос полетел опытный _______________ . 3.В класс вошёл _________________ . 4. Правила движения знает без сомнения________________. 5.Перед отрядом шёл ______________ . 6.Где нужная книга стоит знает школьный _________________.

Ответы (Слайд 24)                                                                                                                                

Физминутка

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет второй класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Карточка.  (Слайд 25)                                                                                                                                

Книги, школьный, поставить, на, для, полки, выставка, ….(библиотекарь)

(Школьный библиотекарь  поставила книги на полку для выставки)

Ответы (Слайд 26)                                                                                                                                

Загадки-обманки

Булки нам и калачи

Каждый день пекут ...

(Не врачи, а пекари.)

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый ...

(Не почтальон, а повар.)

Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш ...

(Не рыбак, а укротитель.)

Кто пасёт коров, овец?

Ну, конечно, ...

(Не продавец, а пастух.)

Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно, ...

(Не вор, а дворник.)

Складки, карманы и ровненький кант -

Платье красивое сшил ...

(Не музыкант, а портной.)

Высадить новые саженцы в ельник

Снова отправится утром наш ...

(Не мельник, а лесник.)

На рояле, пианино

Вальс исполнит ...

(Не балерина, а пианистка.)

Стены выкрасила ярко

В нашей комнате …

(Не доярка, а маляр.)

Молодцы, хорошо поработали.

Итог урока.

Можешь ли сейчас понять,
Кем ты хочешь после стать?
Где работать, кем трудиться,
На кого пойти учиться?
Да, вопросы
сложноваты,
Но решенье
есть, ребята!
Нужно
пробовать, мечтать,
О профессиях
читать,
В
разные кружки ходить,
Чтоб понять,
кем хочешь быть!

А какой вывод вы для себя сделали?

1.Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет не важных – 
Вам об этом скажет каждый.

2.Есть прекрасный мастер – плотник,
Он до дерева охотник.
Людям мебель создаёт,
И ему всегда почёт.

3.Доктор лечит все болезни – 
Нет профессии полезней.
Если кто-то заболеет,
Доктор вылечить сумеет.

4.Кто готовит суп и кашу,
Торт, компот и простоквашу?
Повар знает все секреты.
На десерт он даст конфеты.

5.В небе, ветер обгоняя,
В прятки в облаках играя,
Мчит стрелою самолёт – 
Управляет им пилот.

6.Едет вдаль, бежит машина,
Об асфальт стирая шины.
В путь ведёт водитель славный – 
За рулём он самый главный.

7.Управляет кораблём
Утром, вечером и днём
За штурвалом капитан – 
Видел множество он стран.

8.Есть профессия – строитель – 
Неудобства покоритель.
Строит он дома, заводы,
Фермы, школы, небоскрёбы.

9.И конструктор – это тоже
На игру во всём похоже.
Конструирует предметы – 
Мы-то знаем всё об этом.

10.Инженер – изобретатель – 
Он творец, чудес создатель.
Что придумал – создаёт.
В мир свершений нас влечёт.

11.Есть профессия – учитель – 
Наш идейный вдохновитель.
Тайны жизненных преград
Нам раскрыть он будет рад.

12.Очень важен земледелец – 
Труженик земли, умелец.
Пашет, сеет, поливает,
Урожай весь собирает.

13.Есть профессия одна – 
Очень важная она.
Чтобы мы всегда смеялись,
Чтобы солнцу улыбались,
За порядком он следит,
Если надо, защитит.
У солдата есть работа – 
Мир хранить его забота.

14.Продавцы нам всем нужны – 
Продавать они должны.
Всё, что мастер создаёт,
Продавец нам продаёт.

15.Есть певец, и есть спортсмен,
Шоумен и бизнесмен,
Звездочёт, шахтёр, писатель,
Металлург и испытатель.
Всех профессий нам не счесть,
Сколько их на свете есть.

16.Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Каждый должен сам решать,
Кем когда он хочет стать.

(Слайд 27)                                                                                                                                

Света и Дима посмотрели друг на друга и поняли, что они сделали большую глупость и обидели того старичка. Ведь профессии действительно важны и нужны, и каждую профессию нужно уважать.

— А что за профессия – принцесса? – спросил Дима Свету.

— Не знаю… — ответила Света. – наверное это бесполезная профессия.

— А вот я, когда вырасту, стану поваром! – сказала Света.

— Почему именно поваром? – спросил Дима, выбрасывая в мусорное ведро и свою бумажку.

— Потому что я хочу готовить вкусненькое для всех!

— Это здорово! – сказал Дима. – А я буду пилотом и буду управлять самыми большими самолетами!  (Слайд 28)                                                                                                                                

И ребята взялись за руки, чтобы пойти домой помочь маме готовить и убираться дома. Они поняли, что существует много интересных и полезных профессий, и каждый ребенок и взрослый может выбрать себе ту, которая ему понравится больше всего. Но самое важное то, что каждая профессия приносит другим людям пользу!

- Помните, все профессии хороши.  Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте, у него золотые руки. Я желаю вам правильно выбрать свой путь. А чтобы быть мастером своего дела, нужно учиться чему-то новому, мы должны и в школе и дома. Вот мы и дошли с вами до домашнего задания.

Домашнее задание  (Слайд 29)                                                                                                                                

Написать мини-сочинение

«Кем я буду, когда вырасту?»

Рефлексия. Сигнальные карточки  (Слайд 30)                                                                                                                                

- Что было полезным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

- Что было трудным на уроке?

Спасибо за урок!  (Слайд 31)                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Некоторые виды работ над словарными словами

Методические рекомендации по работе над словарными словами...

Виды работ над словарными словами

Виды работ над словарными словами...

Виды работ со словарными словами в начальной школе

В статье приведен обширный перечень видов работ, от репродуктивных до творческих, со словарными словами, которые можно предлагать детям любого класса.Методическая копилка...

Урок. Виды работ со словарными словами во 2 классе.

Создание условий для успешного формирования навыков у обучающихся правописания словарных слов....