Исследование текста «Песенки подо льдом» Н. Сладкова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Для исследования художественного текста используются различные медоды и приёмы: взаимопроверка домашнего задания по карточкам с теоретическими вопросами, игра "4 лишнее", грамматические загадки, словарно - лексическая работа и составление плана по презентации, парная и самостоятельная работа по карточкам, игра "Летящее слово", работа над выразительными средствами языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameneva_t._a.rar462.53 КБ

Предварительный просмотр:

Каменева Татьяна Анатольевна,

 учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

Технологическая карта урока       Русский язык

Тема

Исследование текста «Песенки подо льдом» Н. Сладкова

Предметные умения

УУД

Оборудование

Обобщить знания учащихся по изученным темам «Текст. Предложения»

Личностные УУД:  формировать  внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету и к школе; развивать учебные  мотивы познавательных интересов.

Познавательные УУД:   строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; делать предварительный отбор источников информации , добывать   знания, находить ответы на вопросы, используя   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;  осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; уметь  контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Коммуникативные УУД:    слушать и понимать речь других , уметь  предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Презентация, карточки

Мотивация

 

1.Приветствие учеников

2. Знакомство с эпиграфом урока     Слайд 2

Эпиграф урока: Повторение  -  лучшее учение

 - Прочтите эпиграф.

 - Как вы понимаете его значение?

 Введение

в тему урока, постановка учебной задачи 

1.Проверка домашнего задания

  1. Взаимопроверка по 1 вопросу
  2. (учащиеся задают друг другу по 1 вопросу на тему «Текст. Предложение», которые они записали, выполняя домашнее задание)
  3.  2. Чистописание / Работа по карточкам (4 человека, которые пишут каллиграфически правильно и аккуратно работают по карточкам)

Карточки.

1.Вставь пропущенные буквы в слова

Зерк…ло, м…роз, гор…д, д…алог, фамилия.

2.Составь из слов предложение и подчеркни главные члены предложения

Заяц, на , белый, прыгал, поляне.

___________________________________________________

3.Запиши гласные буквы, обозначающие два звука

____________________________________________

Чистописание

Слоги: га  ра  ва  ал  ан  аш  ма  иа  ар  па  

 - Какая буква записана во всех слогах? (а)

 - Спишите с доски слоги  с а га  ра  ва  ал  ан  аш  ма  иа  ар  па  

 - Прочтите слова и запишите их в тетрадь

 парашют Бианки иволга сова

Игра «4 лишнее»  

- Назовите лишнее слово по грамматическим признакам

парашют – неодушевлённое

Бианки – имя собственное

иволга – начинается с гласной

сова – 2 слога

3. Определение темы урока

У учащихся карточки с грамматическими загадками по вариантам

1 вариант

  1. Он встречается в книгах, учебниках, журналах.
  2. Он состоит из частей.
  3. Он бывает художественный и научно – популярный (текст)

2 вариант  

  1. Оно встречается в тексте.
  2. Оно состоит из слов.
  3. Оно бывает повествовательное, вопросительное и восклицательное (предложение)

4.Формулирование темы и целей урока

Тема: текст, предложение (прикрепляется  на доску)

Цели: научиться… (выбирают опорные слова на доске: формулировать, записывать, различать, применять, использовать, сравнивать и т.д.))

5.Актуализация ранее изученного (4 – 5 вопросов на тему «Текст, предложение)

Учитель заранее отбирает 5 – 6 вопросов из домашнего задания учащихся и приклеивает вопрос к парашютикам. Вопрос зачитывается всему классу. Как только верно ответили на вопрос, Парашютик учитель прикрепляет на доску с обратной стороны со словом  успех. И так далее с вопросами и словами, которые являются пожеланиями на урок. (трудолюбие, интерес, аккуратность, дружелюбие, взаимовыручка)

Пожелания данных качеств необходимо для работы над сегодняшней темой: исследование текста  Н. Сладкова с грамматической точки зрения (портрет Н. Сладкова)     Слайд 3

 Открытие нового знания, способа действия

  1. 1. Знакомство с текстом Н. Сладкова (комбинированный способ: учитель+ ученики)

Песенки подо льдом

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри, и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!
И песенка их – как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.
Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл...
Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.
За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?
Звенит, льдом,  подо, песенка, чистая . Такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть – птица...
Я стукнул лыжей по льду – песенка смолкла. Я постоял тихо – песенка зазвенела опять.
Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.
– Здравствуй, подлёдная певунья!
Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.
– А я ведь знаю тебя! – сказал я. – Ты оляпка – водяной воробей!
Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё звенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь! А нам чего бы его не послушать.

2. Беседа по первичному восприятию     Слайд 4

 - Что нового узнали?

3.  Самостоятельное чтение текста

4. Словарно – лексическая работа            Слайд  5 - 6

   - Значение каких слов вам непонятно?

Лазоревый – голубой., лазурный.

 Полынья – незамёрзший или уже растаявший  участок ледяной поверхности реки, озера.

  1. 5. Словарная работа  

 - Какое словарное слово встречается в тексте? (воробей)

 - Запишите его, допишите еще несколько слов на ту же тему (ворона, сорока, снегирь, синица, соловей)

1 человек пишет у доски, остальные самостоятельно в тетради.

Проверка записанных слов

4. Работа над заголовком текста (самостоятельно в тетрадь)

 - Запишите название текста в тетрадь.

Обмен мнениями

- Автор текста назвал его «Песенки подо льдом»

Запись в карточку заголовка автора «Песенки  подо льдом»

Включение нового  

в активное использование

в сочетании

с ранее изученным

1.Деление текста на части и определение количества частей  

(5 частей)

 - Определите вид текста: художественный или научно – популярный

  1. 2. Редактирование и запись плана     Слайд 7 - 8
  2. На экране деформированный план текста.
  3.   - Переставьте номера плана в правильном порядке.

1.Лыжи поют

2.Что там подо льдом?

3.Тайна раскрыта

4. Песенка на виду

5. Браво, водяной воробей!

  1. 3. Работа над предложением (3 часть)

В 3 части сформулируйте задание: составить предложение из слов

Чистая песенка звенит подо льдом

Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить связь слов в предложении

( обозначить главное слово,  на доске поставить стрелки над словами)

4.Самостоятельная работа по группам

На карточках по определению темы урока ниже записан номер части и знак предложения

1 часть: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

2 часть: вопросительное.

3 часть: повествовательное

4 часть: восклицательное

 - Выпишите предложения по схеме на карточке

5.Грамматическая игра «Летящее слово»     Слайд 9

 - Ловите слово, записывайте в тетрадь и объясняйте орфограмму

Лыжи, ручью, Сладков, чудо, сильнее.

6. Парная работа по карточкам

Дописать словосочетания словами из текста

 бежал (на чём?)

 загадкой (какой?)

 стукнул (чем?)

песенку (чью?)

7. Работа над выразительными средствами языка

 - Найдите в тексте сравнения

Сравнения: лазоревый потолок, песенка загадкой, лыжи как птицы

Подведение итогов. Итоговая рефлексия уч.  деятельности

Выбрать и продолжить предложение:

Сегодня на уроке мне было интересно…

Урок заставил меня задуматься …

Наиболее сложным (лёгким) заданием было…

  1. Задание  на дом: записать 4 – 5 предложений об оляпке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по Окружающему миру "Есть ли жизнь в воде подо льдом?"

Конспект урока по предмету Окружающий мир 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"....

Технологическая карта по литературному чтению Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока и презентация по литературному чтению 2 класс по теме " Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»" УМК "Планета знаний"...

Урок по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

·        Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью некоторых животных в воде подо льдом,     правилами безопасного поведения  у водоёмов;·...

Презентация к уроку по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

Презентация к уроку  по теме" Есть ли жизнь в воде подо льдом."                                    ...

Открытый урок по литературному чтению Н. И. Сладков "Песенки подо льдом"

   Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупнос...

Конспект урока окружающего мира на тему "Есть ли жизнь в воде подо льдом?" ПНШ

Данный конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....