Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Попова Валентина Михайловна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odush_i_neodush_sushch_2_klass.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Класс: 2

Автор: Попова Валентина Михайловна

УМК: «Школа России»

Учебник: «Русский язык» В.П.Канакина, 2 класс, рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс, 2 часть, автор В. П. Канакина

Тип урока: урок «открытия» нового  знания.

Технология:   проблемно-диалогическая;

                      -технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Оборудование:  карточки для групповой  и парной работы, презентация к уроку.

Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Задачи:

1) Познавательные:

- формировать представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных путём исследовательской работы учащихся;

- познакомить с правилом, что такое «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

2) Развивающие:

- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, память, мышление, внимание.

3) Воспитывающие:

- создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг другу, уважения к мнению других, умение работать дружно в паре, группе.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формировать умения находить и классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

  Структура урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности, создаёт благоприятный психологический климат.

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место».

- К уроку все готовы?

- Можете присаживаться на свои места.

Долгожданный дан звонок! Начинается урок!                                         Он пойдёт ребятам впрок,  Постарайтесь всё понять  

Ответы полные давать,                    Чтоб за работу получать,                   Только лишь оценку «5».

(Слайд 1)

 - Пожелаем удачи, добра, терпения и умения.

- Сегодня на уроке мы проведём интересное исследование изучаемой  нами части речи. Этот урок поможет вам подняться на ещё одну ступеньку школьной грамотности.    

    – Но вначале напомните, кто такие исследователи?  

    - Какие качества ученика помогают успешной работе на уроке?    

Приветствуют учителя. Учащиеся проверяют всё ли у них готово.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: формирование навыка подготовки к систематической деятельности на уроке.

Коммуникативные: осознанное использование речевых средств для выражения своих мыслей.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», индивидуальной деятельности каждого обучающегося и выявление затруднений в пробном учебном действии.

1. Каллиграфическая минутка.

Лл, Мм, Нн, Кк, Ее. Рр, Бб.  (Строчные и заглавные буквы записаны на доске).

- Мы не просто так пишем сегодня эти буквы. Они связаны с темой нашего урока. Чуть позднее мы вернёмся к ним, и вы попробуете объяснить, почему мы писали сегодня именно эти буквы?

-Но прежде чем начать работу, давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем?

- А какую часть речи мы исследуем?

- Нам необходимо вспомнить условия, по которым вы будете сами себя оценивать. (Таблица на доске).

-Приступаем к работе.

- Как только закончите работу, оцените себя.

Самооценка.

Результат.

Аккуратность (+/-)

Правильность  (+/-)

Наклон (+/-)

+ + +   О (отлично)

+ +     Х (хорошо)

+   (удовлетворительно)

2. Словарная работа.

- Здесь для вас загадки есть. Не могли бы вы прочесть.

(Слайды 2- 21)

(Карточки со словами появляются на доске)

- Лисица, картофель, морковь, енот, ёж, лук, носорог, репа, белка, капуста.

- Ребята, прочитайте слова. Что вы заметили? Теперь вы догадались, почему мы писали именно эти буквы?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что обозначают имена существительные?

- На какие вопросы они отвечают?

- Прочитайте эти слова ещё раз и попробуйте разделить их на группы. Обсудите этот вопрос в парах.

- Какие группы у вас получились?

- Почему так получилось?

-Какой возникает вопрос?

Имя существительное.

Имя существительное.

Дети пишут буквы.

Учащиеся оценивают свою работу.

Дети читают и отгадывают загадки.

Учащиеся читают слова с доски.

Отвечают на вопросы. Каждая написанная буква – это начальная буква в словах-отгадках.                    Это имена существительные.

Предметы.

Кто? Что?

Дети делят на группы слова.

У всех разные.

По каким признакам надо делить слова?

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные: развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку).

Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

III. Выявление  места и причины затруднения.

Цель: обсуждение затруднений.

- Интересно, почему возник такой вопрос?

- Мы должны определить по каким признакам будем делить слова на группы.

- Какие существительные вы отнесёте в 1 столбик?

- Почему?

- Какие существительные отвечают на вопрос кто?

-А какие существительные вы отнесёте ко 2 столбику?

- Почему?

- Какие существительные отвечают на вопрос что?

- Какой можно сделать вывод?

- Оцените работу своей пары. Кто все слова разделил правильно поставьте «+», кто допустил ошибки – «?»

- Молодцы, ребята! Вы как настоящие исследователи поняли, в чём ваше затруднение. Вы уже знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое.

- Что в этом случае надо сделать?

Потому    что  ответы получились разные.

Эти существительные отвечают на вопрос: кто?

Существительные, которые обозначают названия людей, животных).

Эти существительные отвечают на вопрос : что?

Все остальные имена существительные.

Оценивают свою работу.

Остановиться и подумать.

Личностные:  согласовывать свои цели обучения с целями урока.

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: устранение возникшего затруднения.

- Предположите, какая у нас тема урока?

- Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 23).

- Какова цель урока?

- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- Составим план урока. Что должны узнать в первую очередь? А что потом?

Учитель записывает план  на доске.

-А что мы сейчас сделали?

- Ребята, а как бы вы хотели открыть новые знания – сами или чтобы я открыла вам? Почему?

 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Узнать, что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Научиться находить в тексте одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, классифицировать их, подбирать их самостоятельно.

План:

1.Узнать, что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

2.Учиться классифицировать имена существительные.

3.Научиться находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно.

Спланировали свою работу.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою току зрения.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные: составлять план решения учебной задачи.

V. Реализация построенного проекта.

Цель: реализация построенного проекта.

- Давайте обсудим, как будем работать.

- Что предлагаете?

- Для решения проблемы предлагаю вам поработать в группах.

- Какие правила работы в группах надо помнить?

Физминутка для глаз.

- Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и «шаг за шагом» выполняйте работу.

- Завершаем работу. Прошу выйти ведущего исследователя и представить результат работы.

- Что нужно было сделать?

- К каким именам существительным ставится вопрос кто?

- К каким именам существительным ставится вопрос что?

- Где можно найти ответ на этот вопрос?

- К каким выводам вы пришли?

- А где мы можем проверить наши выводы?

- Откройте учебник на с. 48, с. 50.

- Какой пункт плана выполнили? Какую задачу выполнили?

Отметим в нашем плане.

- А теперь наши новые знания необходимо закрепить.

Дети выдвигают гипотезы.

Вспоминают правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.      2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4.Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял – переспроси.

Повторяют за учителем: глазки влево, вправо, вверх, вниз, закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д. Объединяются  в группы (каждая группа садится вокруг своего стола).

Работают в группах по карточкам для исследовательской работы: наблюдают, сравнивают и делают выводы.

Приложение 1.

Защищают работы.

Отвечают на вопросы.

В учебнике.

Сверяют свои выводы с выводами в учебнике.

Регулятивные: проверять гипотезы.

Познавательные: использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.

Коммуникативные: уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассника, соблюдать правила общения в группе, осуществлять взаимоконтроль.

Личностные: высказывать своё отношение, объяснять точку зрения.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания.

- Итак, какие  имена существительные одушевлённые, а какие – неодушевлённые?

Физминутка.

Мы работали отлично.               Отдохнуть не прочь сейчас.                   И зарядка нам привычно,                     На урок приходит в класс.             Выше руки, выше пятки,                 Улыбнись веселей!                                    Мы попрыгаем как зайки,                       Сразу станем всех бодрей!  Потянулись и вздохнули.     Отдохнули? Отдохнули!

- Работа по учебнику с устным объяснением. Работа в парах.

- Откройте учебник «Русский язык» на стр. 48, найдите упражнение 80 и на стр. 50 упражнение 84, выполните его.  

 Взаимопроверка. Оценка работы.

- Какой пункт плана выполнили?

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения.

Работают по учебнику в парах.

Проверяют по словарику в учебнике.

Учились классифицировать имена существительные.

Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять успешность выполнения задания.

Личностные: согласовывать свои наблюдения с наблюдением одноклассников.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

- А теперь попробуйте сами выполнить упражнения по вариантам:

1 вариант - упр. 81 на стр.49

2 вариант – упр.85 на стр.50

- Какое задание надо выполнить?

- Самопроверка. Фронтальная проверка.

- У кого есть ошибки? В чём они заключаются? Поставьте себе знак «?»

- У кого всё получилось? Поставьте себе «+». Молодцы!

Выполняют по образцу с самопроверкой по эталону.

Одна пара после выполнения работы выходит для отчёта к доске. Дети называют слова, которые подобрали в каждую группу, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

Дети оценивают свою работу.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Личностные: уметь применять полученные знания.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: уточнение существенных особенностей нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

1. А теперь поиграем в игру «Кто или что?»

- Я буду называть имена существительные. А вы поднимите руки вверх, если это одушевлённые имена существительные, и сидите неподвижно, если это неодушевлённые имена существительные.

- Учитель, друг, лягушка, отец, тетрадь, пенал, дети, солнце, мама, лисица.

- Молодцы, хорошо все вместе справились с заданием.

2. Работа со словарями.

- Ребята, кого вы видите на картине?   Слайд 25.

- Как можно проверить написание этого слова?

- А где он находится?

Учитель показывает орфографический словарь.

- А что вы знаете про лисицу и можете рассказать?

- А теперь попробуйте задать вопросы мне и классу.

3. Работа с памяткой.

- Сделайте звуко-буквенный анализ слова лисица. 

- А как сделать это?

Взаимопроверка. Оценка работы.

- Молодцы! Хорошо поработали.

- Какой пункт плана мы выполняли?

Играют.

Лисицу.

Написание слова можно проверить по орфографическому словарю.

Словарик находится в конце учебника на стр. 134- 135.

Лисица – это животное. Слово лисица обозначает одушевлённый предмет, отвечает на вопрос кто?

Дети задают вопросы.

Воспользоваться памяткой 1, которая находится в конце учебника на стр. 130-131.

Проверяют и оценивают свою работу. Повторили изученный материал.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Регулятивные: сопоставлять свой выбор с выбором другого человека. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог в паре, участвовать в коллективном обсуждении.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Наш урок подходит к концу. Подведём итог.

- Какую цель мы поставили вначале урока?

- Удалось ли нам её достичь?

- Как вы думаете, все ли пункты плана мы выполнили?

- Справились ли мы с задачами, которые поставили перед собой на этот урок?

-Итак, давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.  Если вы правильно ответите на все вопросы теста, то узнаете, как вы сегодня поработали на уроке. Тест.(Слайды 28-31)

1. Имена существительные обозначают…

а) признак предмета – п

б) действие предмета – р

в) предмет – м

2.Имена существительные отвечают на вопросы:

а) Кто? Какой? – н

б) Что?  Что делает? – ш

в) Кто?  Что? – о

3. Укажи только имена существительные:

а) мороз – л

б) мягкий – а

в) смотрит – я

4. Найдите одушевлённые имена существительные:

а) заря – ы

б) Зорька – о

в) гроза – б

5. Укажите только неодушевлённые имена существительные:

а) леший – э

б) капкан – д

в) великан – г

6.На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные:

а) что? – ж

б) какой? – с

в) кто? – е

7. На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные:

а) кто? – й

б) что? – ц

в) что делает? – р

- Что получилось?

МОЛОДЕЦ!

- Для тех, кто желает дома поработать творчески домашнее задание будет таким:

1. Составить алгоритм. В этом вам поможет правило учебник с. 48,50.

2. – Подобрать по 5 слов, отвечающих на вопросы кто? и что?

- Составить цепочку из словарных слов, отвечающих на вопрос кто?

- Какие новые знания вы получили?

- Какое задание было самым интересным?

- Что для вас оказалось трудным?

-Оцените свои знания.

Своей работой на уроке я:

Доволен, потому что..

Не совсем доволен, потому что…

Недоволен, потому что…

(Слайд 32)

- Поднимите руку те, кто недоволен своей работой. Почему?

- Поднимите руку те, кто не совсем доволен. Почему?

- Поднимите руку те, кто доволен своей работой. Почему?

- Не расстраивайтесь, у кого  не всё получилось. Ведь это только первый урок по теме. У вас всё получится - Урок окончен. Всем спасибо за работу! (Слайд 34)

Дети отвечают на вопросы.

Выполняют тест.

Записывают домашнее задание в дневник.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу.

Высказывают своё мнение.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Школа России. Урок с использованием интерактивной доски....

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...