Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Бутина Светлана Борисовна

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.

 

Бутина Светлана Борисовна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ№118 СПб

 

Основателем теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) является Генрих Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что решение изобретательских задач строится на системе логических операций. ТРИЗ — одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность обучения детей начальных классов на уроках русского языка.

Начиная использовать элементы ТРИЗ-технологии,передо мной стояли следующие цели:

1).Развить интерес к предмету «Русский язык».

2).Развивать познавательную и творческую активность учащихся.Уроки с использованием ТРИЗ показали,что дети активнее работают,развивают творческое мышление,внимание и память.ТРИЗ-технология помогает избежать однообразия на уроках,вносить новые формы деятельности и повышает эффективность обучения учащихся.

3).Повысить уровень грамотности учащихся.Подготовиться к освоению более трудных предметов в средней школе.

Использование ТРИЗ-технологии на уроках русского языка позволяет решать следующие педагогические задачи:

1).Воспитательные:

-формирования у детей правильного отношения к окружающему миру,основ анализа деятельности;

-развития у детей самостоятельности,уверенности в своих силах,ощущения,что они могут справиться с любой задачей.

2).Образовательные:

-повышение уровня общей образованности учащихся;

-формирование положительного отношения к учебному процессу;

-умение анализировать и решать изобретательские и практические задачи.

3).Развивающие:

-развитие памяти,внимания,логики и интеллекта в целом;

-развитие творческих способностей;

-развития пространственного мышления;

-развитие речи;

-умение анализировать,синтезировать,комбинировать;

-развитие творческого воображения.

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующее приёмы ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ:

(1).Модель «Элемент-имя признака-значение признака» используется для конструирования лексического значения знакомых слов.

Пример задания №1:

Дать определения понятиям школа,парта,учебник.Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы:

а)К какому классу предметов относится?

б)Из какого материала «предмет» сделан?

в)Для чего служит?

Учащиеся записали: «Школа-это здание из кирпича,дерева,бетона,место,где учатся», «парта-предмет мебели,сделан из дерева,за ней сидят в школе», «учебник-это книга,по которой учатся в школе».

Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Так же мы выполняли обратные задания, где предлагалось лексическое значение слова,составленное по этим же вопросам,а детям необходимо было отгадать слово.

Пример задания №2:

Школьная принадлежность,сделанная из дерева,используется для черчения или рисования. Что это?Это карандаш.

Модель «Элемент-имя признака-значение признака» ещё может быть использована на уроках раздела «Лексика» для формирования представления о многозначных словах.Модель помогает выйти на осознание того,что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях.

Пример задания №3:

Корень дерева,зуба,слова-это то,что является главным,основным,без чего они не могут существовать;значения слова образованы по сходству.Такой вид работы позволяет осознать понятие «лексическое значение слова»,развивает внимание,наблюдательность и логическое мышление учащихся. (2). «Да-нетка»-метод поиска посредством задавания вопросов,на которые можно отвечать «да-нет».

Пример задания №4:

Можно проводить в виде игры в парах.Один из игроков загадал какую-то часть речи,а другой должен отгадать,используя (примерные) вопросы:

1).Это служебная часть речи? Нет.

2).Это самостоятельная часть речи? Да.

3).Обозначает предмет? Нет.

4).Действие предмета? Да.

5).Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Да.

Это глагол!

(3).Модель «Морфологическая копилка»-служит для сбора и анализа информации по заданным признакам,выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления.Копилка универсальна,может быть использована на различных предметах.На уроках русского языка:

1).Сбор частей слова для конструирования новых слов.

Пример задания №5.

Используя приставки за-,по-,пере-,вы-,образуйте новые слова с корнями -ход- и -нёс-.Получаем новые слова и осуждаем значение приставок.

Пример задания №6.

Используя суффиксы -ик или ,образуйте новые слова от данных слов:дом,сад,берёза,ягода,кот.Получаем новые слова,анализируем словообразовательную функцию суффиксов.

2).Сбор лексических значений многозначных слов.

3).Составление синонимических и антонимических рядов.

Пример задания №7.

Подобрать синонимы к словам,которые относятся к разным частям речи.

Имя существительное:сказка-предание,легенда,миф,вымысел.

Имя прилагательное:умный-понятливый,рассудительный,смышлёный, толковый,мудрый,смекалистый.

Глагол:учиться-осваивать,проходить,научиться,постигать.

4).Копилка родственных слов.

5).Копилка слов на определённое правило или орфограмму.

Пример задания №8.

Даны слова:пироги,газеты,яблоки,задача,враг,озеро,молоко,часы, шоколад,ножницы.На какие группы можно их разделить?

1).Словарные(яблоко,пирог,молоко,шоколад,газета) и несловарные слова.

2).Слова в единственном и во множественном числе.

Попроуем каждое слово поставить в единственное и во множественное число.Что заметили?

Не все слова можно поставить в форму единственного или множественного числа.Таким образом,получаем копилку «Число имён существительных».

Единственное число Множественное число

молоко ножницы

шоколад часы

мёд сливки

доброта брюки

Копилку дети дополняют своими примерами.

(4). «Системный лифт»-для рассмотрения частей изучаемого объекта,как части другого более крупного объекта.

(5).Модель «Создай паспорт»-для систематизации,обобщения полученных значений,для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления,создания краткой характеристики изучаемого понятия,сравнения его с другими сходными понятиями.Этот приём я использую для изучения частей речи,членов предложения.

ТРИЗ-технология очень многогранна.Даже работа с первоклассниками показала,что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно.Особенно эффективным оказалось преподавание для «слабых» детей.Без особого труда дети могу выполнять задания,где требуется выбрать и записать номер верного ответа,соединить стрелками.Они быстро усваивают приёмы,а позже,воодушевлённые успехом,осваивают более сложные задания.

На уроках с использованием ТРИЗ знания,умения,навыки не транслируются от учителя к ученику,а формируются в результате самостоятельной работы с информацией,что способствует развитию творческой личности.

 

 

Используемая литература:

1.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:1 класс/сост.Е.В.Языканова.-6-е изд.,стереотип.-М.:Издательство «Экзамен»,2012.

2.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:2 класс/сост.Е.В.Языканова.-7-е изд.,перераб и доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.

3.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:3 класс/сост.Е.В.Языканова.-5-е изд.,перераб и доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2012.

4.Белицкая Н.Г.,Орг А.О. Школьные олимпиады.Начальная школа.2-4 классы.М.,2012

5.Мастер-класс «Использование приёмов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»,учителя нач.классов МОУ СОШ №3,

Н.Б.Климутко,Т.В.Пряхина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_trizna_urokah_russkogo_yazykastatya.odt24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.

Бутина Светлана Борисовна

учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ№118 СПб

      Основателем теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) является Генрих  Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что решение изобретательских задач строится на системе логических операций. ТРИЗ — одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность обучения детей начальных классов на уроках русского языка.

      Начиная использовать элементы ТРИЗ-технологии,передо мной стояли следующие цели:

1).Развить интерес к предмету «Русский язык».

2).Развивать познавательную и творческую активность учащихся.Уроки с использованием ТРИЗ показали,что дети активнее работают,развивают творческое мышление,внимание и память.ТРИЗ-технология помогает избежать однообразия на уроках,вносить новые формы деятельности и повышает эффективность обучения учащихся.

3).Повысить уровень грамотности учащихся.Подготовиться к освоению более трудных предметов в средней школе.

      Использование ТРИЗ-технологии на уроках русского языка позволяет решать следующие педагогические задачи: 

1).Воспитательные:

-формирования у детей правильного отношения к окружающему миру,основ анализа деятельности;

-развития у детей самостоятельности,уверенности в своих силах,ощущения,что они могут справиться с любой задачей.

2).Образовательные:

-повышение уровня общей образованности учащихся;

-формирование положительного отношения к учебному процессу;

-умение анализировать и решать изобретательские и практические задачи.

3).Развивающие:

-развитие памяти,внимания,логики и интеллекта в целом;

-развитие творческих способностей;

-развития пространственного мышления;

-развитие речи;

-умение анализировать,синтезировать,комбинировать;

-развитие творческого воображения.

      На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующее приёмы ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ:

      (1).Модель «Элемент-имя признака-значение признака» используется для конструирования лексического значения знакомых слов.

Пример задания №1:

Дать определения понятиям школа,парта,учебник.Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы:

а)К какому классу предметов относится?

б)Из какого материала «предмет» сделан?

в)Для чего служит?

      Учащиеся записали: «Школа-это здание из кирпича,дерева,бетона,место,где учатся», «парта-предмет мебели,сделан из дерева,за ней сидят в школе», «учебник-это книга,по которой учатся в школе».

      Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Так же мы выполняли обратные задания, где предлагалось лексическое значение слова,составленное по этим же вопросам,а детям необходимо было отгадать слово.

Пример задания №2:

Школьная принадлежность,сделанная из дерева,используется для черчения или рисования. Что это?Это карандаш.

      Модель «Элемент-имя признака-значение признака» ещё может быть использована на уроках раздела «Лексика» для формирования представления о многозначных словах.Модель помогает выйти на осознание того,что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях.

Пример задания №3:

Корень дерева,зуба,слова-это то,что является главным,основным,без чего они не могут существовать;значения слова образованы по сходству.Такой вид работы позволяет осознать понятие «лексическое значение слова»,развивает внимание,наблюдательность и логическое мышление учащихся.                                            (2). «Да-нетка»-метод поиска посредством задавания вопросов,на которые можно отвечать «да-нет».

Пример задания №4:

Можно проводить в виде игры в парах.Один из игроков загадал какую-то часть речи,а другой должен отгадать,используя (примерные) вопросы:

1).Это служебная часть речи? Нет.

2).Это самостоятельная часть речи? Да.

3).Обозначает предмет? Нет.

4).Действие предмета? Да.

5).Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Да.

Это глагол!

      (3).Модель «Морфологическая копилка»-служит для сбора и анализа информации по заданным признакам,выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления.Копилка универсальна,может быть использована на различных предметах.На уроках русского языка:

1).Сбор частей слова для конструирования новых слов.

Пример задания №5.

Используя приставки за-,по-,пере-,вы-,образуйте новые слова с корнями -ход- и -нёс-.Получаем новые слова и осуждаем значение приставок.

Пример задания №6.

Используя суффиксы -ик или ,образуйте новые слова от данных слов:дом,сад,берёза,ягода,кот.Получаем новые слова,анализируем словообразовательную функцию суффиксов.

2).Сбор лексических значений многозначных слов.

3).Составление синонимических и антонимических рядов.

Пример задания №7.

Подобрать синонимы к словам,которые относятся к разным частям речи.

Имя существительное:сказка-предание,легенда,миф,вымысел.

Имя прилагательное:умный-понятливый,рассудительный,смышлёный,  толковый,мудрый,смекалистый.

Глагол:учиться-осваивать,проходить,научиться,постигать.

4).Копилка родственных слов.

5).Копилка слов на определённое правило или орфограмму.

Пример задания №8.

Даны слова:пироги,газеты,яблоки,задача,враг,озеро,молоко,часы, шоколад,ножницы.На какие группы можно их разделить?

1).Словарные(яблоко,пирог,молоко,шоколад,газета) и несловарные слова.

2).Слова в единственном и во множественном числе.

Попроуем каждое слово поставить в единственное и во множественное число.Что заметили?

Не все слова можно поставить в форму единственного или множественного числа.Таким образом,получаем копилку «Число имён существительных».

               Единственное число                                         Множественное число

               молоко                                                                 ножницы

               шоколад                                                               часы

               мёд                                                                        сливки

               доброта                                                                 брюки  

Копилку дети дополняют своими примерами.

      (4). «Системный лифт»-для рассмотрения частей изучаемого объекта,как части другого более крупного объекта.

      (5).Модель «Создай паспорт»-для систематизации,обобщения полученных значений,для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления,создания краткой характеристики изучаемого понятия,сравнения его с другими сходными понятиями.Этот приём я использую для изучения частей речи,членов предложения.

      ТРИЗ-технология очень многогранна.Даже работа с первоклассниками показала,что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно.Особенно эффективным оказалось преподавание для «слабых» детей.Без особого труда дети могу выполнять задания,где  требуется выбрать и записать номер верного ответа,соединить стрелками.Они быстро усваивают приёмы,а позже,воодушевлённые успехом,осваивают более сложные задания.

      На уроках с использованием ТРИЗ знания,умения,навыки не транслируются от учителя к ученику,а формируются в результате самостоятельной работы с информацией,что способствует развитию творческой личности.

Используемая литература:

1.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:1 класс/сост.Е.В.Языканова.-6-е изд.,стереотип.-М.:Издательство «Экзамен»,2012.

2.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:2 класс/сост.Е.В.Языканова.-7-е изд.,перераб и доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.

3.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:3 класс/сост.Е.В.Языканова.-5-е изд.,перераб и доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2012.

4.Белицкая Н.Г.,Орг А.О. Школьные олимпиады.Начальная школа.2-4 классы.М.,2012

5.Мастер-класс «Использование приёмов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»,учителя нач.классов МОУ СОШ №3,

Н.Б.Климутко,Т.В.Пряхина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня». 2 класс.

Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня».2 класс....

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Применение теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира в начальной школе.

В статье представлены примеры использования ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе....

Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе

  ТРИЗ- универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные за...

Использование лингвистических задач на уроках русского языка в начальной школе»

В педагогической практике мы часто сталкиваемся с необходимостью облегчить усвоение языкового материала учащимися; «освежить» подачу учебного материала, привнести в урок элементы занимател...