доклад "Требования к современному уроку русского языка"
консультация по русскому языку на тему

Самбур Наталья Александровна

Анализ специфики введения ФГОС НОО и влияние этого фактора на основные требования к уроку русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_4_klass_russ.yaz_.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района

«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»                                

                   

 

Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОС НОО.

Составитель: Самбур Н.А.,

учитель начальных классов 

2019 г

            «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

            Главной целью образования становится развитие личности учащегося. А достижение этой цели возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), которые можно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным.
  2. Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью.
  3. Познавательные включают исследование, поиск, отбор необходимой информации.
  4. Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества.

Для построения урока в логике системно-деятельностного подхода следует исходить из того, что импульсом к началу познания служит удивление, чтобы разбудить познавательный интерес и сформировать мотивацию.

  • Уроки строятся с учётом проблемных ситуаций, включённых в каждую тему.
  • Теоретический материал не предлагается в готовом виде. Дети вместе с учителем проходят путь от наблюдений, в ходе выполнения упражнений через ответы на вопросы к собственным выводам. А затем эти выводы соотносятся с формулировкой учебника и уточняются.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
  • Используются различные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности обучаемых в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает детей ставить и адресовать вопросы.
  • Эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит работать по правилу и творчески.
  • Детям предоставляется возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя.
  • Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика.
  • Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
  • Стиль и тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества.

       Современный урок (в начальной школе по новым Федеральным стандартам) – это урок, который мы ведём совместно с детьми, и поэтому он непредсказуем, порой приходится перестраиваться на ходу.

        При подготовке к уроку мы затрачиваем теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами; составляется не конспект урока, а технологическая карта.

         Результатом использования системно-деятельностного подхода становится появление у детей любознательности, положительного отношения к учению, умение и желание высказываться, что способствует эффективности обучения.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». 
      Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия;  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

        В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?  
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку: 
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. 
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками; 
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
•    вывод делают сами обучающиеся; 
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; 
•    времясбережение и здоровьесбережение; 
•    в центре внимания урока - дети; 
•    учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым. 

При планировании  урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники: 
•    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); 
•    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); 
•    деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); 
•    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся); 
•    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
      В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Подготовка к уроку

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу

 в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите

 символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод),

 выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте

и т. д.

Форма урока

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителем физкультуры), урок проходит  в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать

 в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Создание портфолио

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

   Мы видим, что в современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.

           Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

     ФГОС  вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: 
•    предъявить противоречивые факты, теории;
•    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
•    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

             ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

I. Целенаправленность, чёткость и логика урока

1.1. Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

1.2. Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.

Формы предъявления:

 устная форма постановки целей и задач;

 запись на доске (к концу урока должны узнать: …, научиться: …);

 постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо получить ответ.

1.3. Отбор содержания проводится в соответствии с темой и целью урока.

Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели. Каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.

1.4. Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.

1.5. Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться оптимальным способом.

II. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода

Основные направления работы: развитие связной речи (работа над текстом, пересказ текста,

обучающие устные и письменные изложения и сочинения); развитие синтаксического строя речи (работа над предложением и словосочетанием);

 словарно-лексическая и словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса учащихся);  работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение).

Требования к речи учащихся: содержательность; логичность; точность; выразительность; чистота речи; ясность речи; правильность речи.

III. Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)

3.1. Минутки чистописания на каждом уроке,

2 класс – не менее 2 строк;

3 класс – 2–3 строчки;

4 класс – 3–4 строчки.

Требования: сочетание коллективной и индивидуальной формы работы; образец учителя на доске; опора на анализ графических ошибок учащихся; связь с уроком (по возможности).

3.2. Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.

Начало обучения – с 3 класса- с учетом индивидульных особенностей.

3.3. Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся:

2 класс – после каждого урока;

3 класс – 2–3 раза в неделю;

4 класс – 1–2 раза в неделю.

Обязательное требование – учёт индивидуальных графических ошибок.

IV. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)

4.1. На каждом уроке обязательно проводится как отдельный этап урока или как дополнительный компонент в процессе по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.

Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой (подбор однокоренных существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения)

4.2. Знакомство с новым словарным словом

Классический вариант работы – вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок – знакомство с новым словом, на 2-х последующих – отработка, слово обязательно включается в работу на уроке. В этом случае упражнения учебника используются не для знакомства, а в качестве закрепления.

Алгоритм введения нового словарного слова

1) осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное

выделение из предложения);

2) звуковой анализ слова (произносим – выделяем слоги – ставим

ударение – интонируем все звуки);

3) зрительный образ слова (карточка);

4) орфографическое чтение;

5) установление разницы в произношении и написании;

6) решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»; ученики пробуют подобрать проверочные слова (очень полезное задание для осознания общего способа действия);

7) запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8) подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

9) определение лексического значения однокоренных слов,

составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).

            Важно обратить внимание на единообразное написание всех

однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» – с ошибкой!!!).

4.3. Этап закрепления – используются разнообразные приёмы:

 группировка слов по тематическому принципу;

 группировка по алфавиту;

 группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о;

о/а; а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, сс);

 составление индивидуального орфографического словарика;

 зрительный диктант – «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;  картинный диктант – учитель молча показывает рисунок с изображением предмета, ученики записывают слова в тетрадях; диктант «Самоконтроль» – лист тетради делится на две части: «умею писать» (+) и «не знаю, сомневаюсь» (?). Учитель диктует словарные

слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю.

4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):

2 класс – 4 – 6 – 6 – 8 слов;

3 класс – 8 – 8 – 10 – 10 слов;

4 класс – 12 – 12 – 15 – 15 слов.

4.5. Организация сопутствующего повторения

Обязательным элементом каждого урока является повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике: орфографические тренинги-пятиминутки, дополнительный орфографический разбор 1–2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.

V. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов разбора. На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться грамматическому разбору. Обязательно 1 вид разбора:

 звуко-буквенный (полный или частичный) – только устная форма;

 по составу слова (морфемный) – устная и письменная форма;

 слово как часть речи (морфологический) – только устная форма;

 предложения – графически выделяем только главные члены

предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении

(находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

VI. Учёт психологической природы формирования орфографического действия

6.1. Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой со зрительной опорой, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).

          В школьной практике существует противоречие между способом обучения и способом контроля – диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске).

6.2. Использовать на уроке диктанты различных видов

(предупредительный, комментированный, объяснительный и др.).

     Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В сознании ребёнка уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила. Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока).

VII. Целевая установка учителя на безошибочное письмо.

       Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы. Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста,комментирование, проговаривание по слогам, подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.

VIII. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками.

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:

 сверка написанного с образцом (по книге);

 сверка написанного с записью на доске;

 взаимопроверка (ученики обмениваются тетрадями);

 учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!)

Систематическая работа над ошибками – обязательное требование учебной программы по русскому языку.

Следует различать следующие формы:

1) работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, – выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;

2) работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, – выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя!);

3) работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, – выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

        Детей надо научить выполнять работу над ошибками! Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу. Образец выполнения даёт учитель (условные обозначения, образец записи). Работа над ошибками после контрольной работы проводится

обязательно (на следующем уроке)!

       Методика проведения

1. Раздать тетради для контрольных работ.

2. Общая характеристика выполненной работы.

3. Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.

4. Коллективное выполнение работы над ошибками.

5. Индивидуальное выполнение работы над ошибками (те ошибки,

которые не были проработаны коллективно).

6. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки.

        Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

1) проверка понимания содержательной части упражнения:

– Просмотрите домашнее упражнение.– Что требуется сделать?

– На какое правило? – Почему?

– Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны (Как оформить запись?)

10. Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку

Самый объективный способ узнать качество своей (учительской !!!) работы – проведение в конце урока мини-проверочной работы (продиктовать 2–3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке).

Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

11. Выполнение общедидактических требований:

 лингвистическая грамотность урока; рациональное распределение времени на уроке;

 наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи – веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.); индивидуальный и дифференцированный подходы; формирование общеучебных умений и навыков;

 учёт и использование межпредметных связей; перспективность и преемственность в работе;

 эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения. 

           Одним из способов решения этой задачи являются уроки развития речи. На таких уроках целенаправленно развиваются умения по созданию устных и письменных текстов. При этом необходимо учитывать не только темы, но и стили, жанры речи. Особое место на уроках развития речи отводится загадкам. Дети не только учатся их расшифровывать, но и составлять. При этом развивается не только речь, но и мышление, воображение, представление о различных предметах и явлениях природы. Умению воспринимать, понимать и самостоятельно составить высказывания необходимо учить как на уроках русского языка, так и в разных сферах жизни, вести диалог в ситуации общения с требованиями речевого этикета, оценивать и совершенствовать свою речь.

 

  Несомненно, что ключевой фигурой, от которой зависит реализация поставленных перед образованием задач, был и остается учитель. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  
           Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
          Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок русского языка в нач. школе.

Об уроках русского языка в современной нач. школе....

Современный урок русского языка в условиях внедрения ФГОС (ОС "Школа 2100")

Выступление на школьном педагогическом совете о современном уроке в условиях внедрения ФГОС (на примере уроков русского языка)...

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Выступление "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС"

Выступление на педагогическом совете школы . Тема " Организация современного урока русского языка в начальной школе в условиях  перехода к ФГОС"...

Проект современного урока русского языка в условиях ФГОС

Технологическая карта урока "Имя существительное"3 класс...

Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа

Требования к современному уроку русского языка  в условиях  реализации ФГОСа...