Открытый урок
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку 3кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_osnova_slova.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Лангольф Т.В.Конспект открытого урока  Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. 3класс

Цель урока:

создать условия для освоения новых знаний по теме «основа слова».

познакомить с понятием «основа слова» и ее ролью, научить находить основу слова и графически обозначать;

развивать мышление, внимание, память, навыки грамотного письма, развивать речь, развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы;

формировать умения сотрудничать друг с другом, учить формулировать цели и задачи. воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Тип урока: урок изучения нового материала

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык» 3 класс В.П. Канакина, презентация к уроку.

Раздаточный материал: карточки для парной работы, карточки для индивидуальной работы, листочки для игры «Крестики нолики»,

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Знать понятие «основа слова», уметь находить и обозначать графически основу, определять из каких частей слова она состоит, развивать любознательность, наблюдательность при работе

             - обогащать словарный запас учащихся

             - учить работать в группе

.

Метапредметные:

Познавательные: умение называть, различать и обозначать изученные части слова; объяснять, где находится основа слова и из чего она состоит; устанавливать различие между группами слов в зависимости от состава основ слов, умение применять свои знания при выполнении заданий повышенной степени сложности.

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи, выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом; умение выполнять учебное действие в соответствии с планом, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Коммуникативные: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.

Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

 Основные понятия: основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание.

                                                    Ход урока

         I этап.  Организационный

Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Ребята, поприветствуем наших гостей.

               С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

-Ребята, кто из вас желает сегодня узнать что-то новое по предмету? 

Прочитайте девиз урока:  (СЛАЙД 2)

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

 -Как вы понимаете девиз нашего урока.

-Запишите  число  Шестнадцатое ноября  (СЛАЙД 3)

                                 Классная работа

Минутка чистописания    и словарная работа.

- Отгадайте букву, с которой мы будем работать на минутке чистописания. С помощью этой буквы образуются все эти слова. (СЛАЙД 3)

К

Р

Т

П

Л

Д

С

Л

Н

С

Т

Л

  1. Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая

                        (сорока)

2.Портфель у меня

Не велик и не мал

Лежит в нем задачник

Букварь и……..(пенал)

3.Стоит копна

Спереди вилы,

Сзади метла       (корова)

4.Без рук, без ног

А ворота отворяет.    (ветер)

5. Какой это мастер на стекла нанес

И листья и травы, и заросли роз?     (мороз)

– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 4

  • Знаки препинания – . ! ?
  • Члены предложения – http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/2.gif
  • Части слова – http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/3.gif

– Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.)   (СЛАЙД 5)

-  Составьте кластер « Состав слова» работа в парах

- Проверка с доски ( СЛАЙД 6)

- Что вы увидели при проверке?  Как вы думаете что он нам подсказывает?  

Хотите узнать? Какую учебную задачу мы ставим перед собой? Для этого продолжите предложения:

1.Что _____ (такое основа слова)?

2.Из чего ________(она состоит)?

3. Где ____________(находится)?

4. Как__________(обозначается)?

 (Познакомимся с новым материалом) - Чтобы узнать новое надо повторить изученное.

II. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».                     

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

– Итак, начинаем: СЛАЙД 7

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/4.gif

  1. Корень – это главная часть предложения (-)
  2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
  3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
  4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
  5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
  6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
  7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
  8. Корень – это общая часть родственных слов (+)
  9. Суффикс – это часть речи. (-)

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 7

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/5.gif

– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.    ( 5)

– У кого одна ошибка?  (4)

– У кого две ошибки?   (3)

Работа в группах

-Образуйте однокоренные слова. Запишите их в тетрадь и разберите по составу.  (СЛАЙД 8)

1 группа – с корнем –  - БОЛЬ-

2 группа – с корнем –  -ЗИМ-

3 группа – с корнем –  -ЛЕНЬ-

4 группа – с корнем – -ХОЛОД-

5 группа – с корнем –  -СОЛЬ-

6 группа – с корнем –  -МОРОЗ-  

7 группа – с корнем –  -СНЕГ-

Физминутка для глаз

V. Введение нового материала.

У доски запишет слово школьники

- Выдели окончание

- Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком: 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/6.gif

– Подумайте, мы ответили на вопрос, который увидели  в начале урока на кластере?

(Основа слова.)

- Кто может составить правило, что такое основа слова? А остальное мы узнаем из правила.

Прочитаем правило  Стр. 95

Работа с учебником.  Стр. 95 упр. 178 работу начнем с красной точки.

Выполняют работу самостоятельно.

ПРОВЕРКА

Игра « Пресс-конференция»  

Перед классом садятся 3-е желающих – они специалисты по Составу слова.        Остальные  – « журналисты» и « корреспонденты»

Они задают вопросы специалистам по составу слова. Учитель оценивает их работу.

Обобщение изученных знаний. Тест.

– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Тест

  1. Часть слова без окончания называется СЛАЙД 9
    Е – корень
    У – основа
  2. Чтобы найти корень надо СЛАЙД 9
    Л – изменить форму слова
    М – подобрать однокоренные слова
  3. Окончание – это СЛАЙД 9
    Н – изменяемая часть слова
    П – неизменяемая часть слова
  4. Суффикс служит СЛАЙД 10
    И – для образования новых слов
    Ы – для образования формы слова
  5. Приставка стоит СЛАЙД 10
    Х – после корня
    К – перед корнем
  6. Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 10
    И – образуют основу слова
    Я – не образуют основу слова

– У кого получилось слово? Какое?

– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. 

IX. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

X. Домашнее задание.

Учебник  Стр. 97  Упр. 183

Кроссворд «Состав слова»

 (кроссворд на листочках у каждого ученика в тетради)

Написать синквейн    Суффикс

XI. Рефлексия.

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...