Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шведова Нина Ивановна

Способствовать обобщению и систематизации изученного материала по теме «Имя существительное»

Совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Содействовать развитию памяти, логического мышления, обогащению устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_shvedova.sushchestvitelnoe.docx1021.67 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

в 4 классе.

Тема урока.

Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ Степновская школа

Шведова Нина Ивановна

2018/2019 учебный год

Тема. Обобщение знаний по теме: «Имя существительное».

Цели урока: способствовать обобщению и систематизации изученного материала по теме «Имя существительное»

Задачи: совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Содействовать развитию памяти, логического мышления, обогащению устной и письменной речи.

Методы: частично-поисковый, словесный, практический, метод стимулирования и мотивации учения.

Оборудование: ноутбук с интерактивной доской, раздаточный материал, презентация, аудиозапись.

УУД: предметные: обобщение и систематизация сведений об имени существительном как части речи; развитие умения определять падеж существительных, правильно писать безударные падежные окончания.

Работать над развитием орфографической зоркости.

Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Познавательные: уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию.

Регулятивные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные:  самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности через игру; учиться проводить рефлексию.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

                                           Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие детям: Мои друзья! Я очень рада

                                   Войти в приветливый ваш класс.

                                   И для меня уже награда –

                                   Сиянье ваших умных глаз.

Каждый  урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков  мира…

2. Актуализация знаний обучающихся.

Минутка каллиграфии.

Учитель. Запишите число, классная работа.

Учитель. Чтобы узнать какую букву будем сегодня писать, нужно отгадать загадку:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла … ЗИМА

Пропишем заглавную и строчную букву «З» в соединении.

 

Работа над фразеологизмом.

Зарубить на носу - ?   (запомнить крепно – накрепко )

Словарная работа.

- Посмотрите внимательно на таблицу, выпишите слова по теме «Зима».

        

- Зачитайте выписанные слова.( Не повторяться!) Ученики зачитывают слова.

- Составьте предложение с одним из слов, найти грамматическую основу.

Взаимопроверка выполненной работы.

3.Самоопределение к деятельности.

Упражнение «Шифровальщик»

Учитель. Ребята, я получила шифровку. Ничего не пойму. Помогите мне, пожалуйста, найдите зашифрованные слова. У вас на партах (у каждого) лежит карточка-шифровка.

УДТЫСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕГРЖА

ВПРКДЖЭЫУЦРОДПВКУАЧТЖС

СЦЙДБЧИСЛОПЛЖБЮЧВФТКЫ

ЛРВТСБЮЖВРПАДЕЖУВРБФВЧ

- Кто выполнил задание? Прочитайте.

4.Определение темы и задач урока.

Учитель. Вы догадались, какая тема будет урока? (Имя существительное)

Мы будем сегодня создавать на уроке кластер. (Учитель указывает на доску, где будет создаваться кластер)

http://player.myshared.ru/6/594240/slides/slide_4.jpg

5. Основной этап урока.

Учитель. Имена  существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи. Она составляет 44%, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

- Что такое существительное? (часть речи) – на доску

- Что обозначает имя существительное? (предмет) – на доску

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?) – на доску

Вывод: сформулируйте правило, что такое имя существительное?

«Поймай» слово – существительное.

Сейчас вы прослушаете песню, но не просто так. Вам необходимо «поймать» имена существительные, запомнить их и выписать в тетрадь.

(звучит песня  «Я вешаю на елочку игрушки»)

- Поднимите  руку, кто выполнил задание.

- Зачитайте выписанные слова.

- На какие 2 группы можно распределить существительные?  (ед.ч. и мн.ч. )  число на доску. Надпишите  над  существительным  число.

Взаимопроверка. Проверьте друг у друга. Оцените работу соседа. ( + или  - )

Игра «Найди «лишнее» слово».  ( самостоятельно)

Учитель. Обратите внимание на экран. Там вы видите три ряда слов. Подумайте, по какому принципу сформированы ряды.  Какое слово в каждом ряду лишнее?

1. Снег, зима, мечта, полночь, прогулка.

2.Мороз, ковёр, небо, лагерь, урок.

3.Тропинка, солнце, облако, веселье, окно.

Вывод: О каком признаке имен существительных идет речь в этом задании?

(Род – на доску)

- Какой род имеют имена существительных?

 Физминутка.

Практическая  работа в парах.

Учитель: У вас на парте лежат карточки. Подвиньте их к себе поближе, посмотрите, что необходимо сделать?  (дописать окончания).

- Для этого нам надо подумать, что мы должны знать, чтобы не допустить ошибок в окончаниях существительных?

(падеж, склонение – на доску )

- Назовите падежи (хором)

- Сколько склонений имеет имя существительное.

Практическое выполнение работы на карточке.

находился на площадк...е

 

 

         ушёл  с площадк… и   

был рад встреч…е

 

 

пришло письмо Маш…е

 

 

понеслись по дорог…е

 

 

пели песни о Родин…е

Проверка выполненной работы.

Работа с учебником (в группах).  Написать мини-сочинение, тема на  выбор – стр.142

Прослушивание работ – 1представитель от группы.

6. Закрепление знаний: Блиц-опрос  «ДА или НЕТ».

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное». Если  утверждение  верно, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Условие понятно? Тогда начинаем.

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).

2. Небо – это существительное мужского рода (- ).

3. Сорока, заяц, Снегурочка – это неодушевлённые существительные (-).

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, -я (+).

5. Склонение – это изменение существительных по падежам (+).

6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).

1

2

3

4

5

6

Взаимопроверка.

- Давайте проверим. Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками.

Верните назад друг другу листочки. Оцените свою работу сами. Встаньте, кто справился с заданием и не допустил ошибок.

Молодцы!

7.Самооценка. Украшение елочки.  

- Все, кто считает, что хорошо работал на уроке, добился поставленной цели, возьмите игрушку и украсьте елочку.

(Дети  украшают  елочку.  Звучит  песня «Я вешаю на елочку игрушки» )

8.Рефлексия («Лестница»)

9.Домашнее задание. Составить словарный диктант для соседа, творческое – написать сказку «Сон новогодней елочки» - желающие.

Урок наш подошел к концу,

И умный вид вам всем к лицу.

Вы все милы и симпатичны

И отвечали на «отлично».

Минутка юмора

Оценить творчество Незнайки, сделать вывод.   (Работая в группах, учащиеся исправляют в стихотворении окончания имён существительных, обмениваясь, осуществляют проверку, оценивают работу – если останется время).

- Над чем вы так смеялись?

Вывод. Слова:  метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, шоссе, шимпанзе, кофе,  домино,  пенсне не изменяются по падежам.

                                        Приложение                        

                                     Минутка юмора.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты без кашне и без пальты.

Любит кина детвора,

Если в кинах кенгура.

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумках шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв песню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать-

Будут польта выдавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний по теме "Имя существительное", исследование слова "Мороз".

Цели: 1.    Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной за...

урок русского языка в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний по теме "Имя существительное". Исследование слова МОРОЗ.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА «МОРОЗ»4 класс. Урок-исследование.Цели:·         Организовать учебно-поисковую деятельно...

Обобщение знаний по теме "Имя существительное".

На уроке повторяются и закрепляются основные пройденные знания по теме" Имя существительное". Материал предлагается в занимательной форме подготовки к олимпийским играм с использованием ИКТ....

Обобщение знаний по теме "Имя существительное"

Материал для обобщения  и систематизации знаний по теме "Имя существительное" в 3 классе. Для интерактивной доски....

Урок по русскому языку 2 класс Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»

Урок по русскому языку    2 классТема урока:  Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»Цель: 1. Повторить постоянные и непостоянные мор...

урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний по теме "Имя существительное""

урок обобщения и систематизации знаний об имени существительном...

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".

На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке....