рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Платонова Любовь Александровна

рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rus._yazyku_3_klass.docx476.42 КБ

Предварительный просмотр:



Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012
  2. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  3. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373, от 31.12.2015 г.за №1576 »
  4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа,  
  5. Примерной программы «Русский язык» (Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: «Просвещение» 2011)
  6. Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2016/2017 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа.
  7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  8. Годового календарного учебного графика на 2016/2017 учебный год МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа.
  9. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.
  10. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016 г..

Программа в 3 классе рассчитана на 5 часа в неделю – 170 ч (34 учебные недели).

  1. Планируемые результаты освоения

учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи? как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;
  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
  • называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • различать словосочетание и предложение;
  • называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
  • интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • вычленять в предложении основу и словосочетания;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
  • определять тип текста;
  • писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

II. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число  глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Слова с непроверяемым написанием для изучения в З классе

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.



III.  Тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся

3 класс (170 ч)

Наименование разделов и тем

Характеристика основной деятельности учащихся

ЯЗЫК И РЕЧЬ (2 Ч)

Наша речь и наш язык.                                                 Знакомство с учебником. Виды речи и их назначение. Для чего нужен язык? Назначение языка. Рубрика «Проверь себя».

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина.

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (16 Ч)

Текст. Что такое текст? Какие бывают тексты?  Предложение. Что такое предложение? Виды предложений по цели высказывания.                                                             Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».                 

Виды предложений по интонации.                               Предложения с обращением.

Р/р. Обучающее изложение. Составление текста по рисунку.

Главные и второстепенные члены предложения.           Простое и сложное предложения.

Словосочетание. Что такое словосочетание?

Предложение и словосочетание.

Р/р. Коллективное составление рассказа по картине В.Д. Поленова «Золотая осень»

Рубрика «Проверь себя».

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по тексту администрации (входной).

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (18Ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Что такое омонимы?

Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова?                                                                                                Что такое фразеологизмы?                                                      Р/р. Обучающее изложение текста по вопросам.

Части речи. Что такое части речи?

Имя существительное. Местоимение. Предлог.            

Имя прилагательное. Глагол.                                                   Что такое имя числительное?

Однокоренные слова.

Слово и слог. Звуки и буквы.  Гласные звуки.  Согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

Р/р.Обучающее изложение текста по вопросам.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Слово в языке и речи».  Рубрика «Проверь себя».

Контрольный диктант с грамматическими заданиями №2  по теме «Слово в языке и речи» (по итогам 1 четверти)                                

Наши проекты. Проект «Рассказ о слове»

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями.

Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы.

СОСТАВ СЛОВА (16 Ч)

Корень слова. Что такое корень слова?  Как найти в слове корень?  Сложные слова.                                              Контрольное списывание №1                                   Контрольный диктант с грамматическими заданиями № 2  за I четверть.

Формы слова. Окончание. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Нулевое окончание.

Приставка. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?  Значения приставок.

Суффикс. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значения суффиксов.                          

Р/р. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

Основа слова. Что такое основа слова?                    Обобщение знаний о составе слова.

Р/р. Обучающее изложение текста по плану.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями №3 «Состав слова».

Обобщение знаний о составе слова. Рубрика «Проверь себя».

Наши проекты. Семья слов.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (28 Ч)

Правописание частей слова. В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.                                                                                         Р/р. Обучающее изложение текста.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.                                      Р/р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Контрольный диктант с грамматическими заданиями №4 (за первое полугодие).

Контрольное списывание №2

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.  

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками.

 Р/р. Обучающее изложение.

Грамматические задания 1.

Рубрика «Проверь себя».

Наши проекты. «Составляем орфографический словарь».

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.  

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем.

 Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

ЧАСТИ РЕЧИ (76Ч)

Что такое части речи? (Повторение и углубление представлений о частях речи)     (1 часа)

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с определениями частей речи. Определять по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи. Работать с памяткой 4 «Разбор предложения по частям речи». Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Оценивать результаты своей деятельности

Имя существительное (31 ч)

Повторение. Что обозначает имя существительное?           Имя существительное и его роль в речи.               Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Р/р. Обучающее изложение. В. Бочарников «Мал, да удал». Собственные и нарицательные имена существительные. Наши проекты. Проект «Тайна имени»

Число имен существительных.                                              

Род имен существительных. Как определить род имен существительных.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Р/р. Обучающее изложение по басне Л. Н. Толстого «Лев и мышь»                                                                            Контрольный диктант с грамматическими заданиями  №5

Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных? Падеж имен существительных.

Р/р. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.                        

Р/р. Обучающее изложение по рассказу К. Паустовского.

Все падежи. Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя существительное».                                            

Р/р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Контрольный диктант с грамматическими заданиями №6  

Наши проекты «Зимняя страничка»

Рубрика «Проверь себя»

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа.  

Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать  внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных.

Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

 Писать диктант и проверять написанное.  

Имя прилагательное (18 ч)

Повторение. Определение и употребление имён прилагательных.                                                                       Роль имен прилагательных в тексте.

Р/р. Текст-описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь»

Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам.

Число имен прилагательных.

Изменение имен прилагательных по падежам.

Изменение имен прилагательных по падежам

Р/р. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя прилагательное». Рубрика «Проверь себя».

Контрольный диктант с грамматическими заданиями №7 (по итогам III четверти)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями №8 по теме «Имя прилагательное»

Контрольное списывание №3

Наши проекты «Имена прилагательные в загадках»

        

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.  

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.

Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.

Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного».

 Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Местоимение (5 ч)

Личные местоимения.  Изменение личных местоимений по родам.  Местоимение.

Р/р.  Обучающее изложение по тексту В.Бианки «Кошкин выкормыш»

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Глагол (21 ч)

Повторение. Что обозначает глагол? Значение и употребление глаголов в речи.

Неопределенная форма глагола.

Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями по тексту администрации (№9)

Число глаголов.                                      

Времена глаголов.  2-е лицо глаголов. Изменение глаголов по временам.

Р/р. Обучающее изложение

 по тексту Г. Скребицкого.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос.

Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную, форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы.

 

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (- а, - о).

Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

Род глаголов в прошедшем времени.

Правописание частицы не с глаголами.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».  Рубрика «Проверь себя»

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Контрольное списывание №4

ПОВТОРЕНИЕ (14Ч)

Повторение по теме «Части речи»

Повторение по теме «Правописание приставок и предлогов»

Повторение по теме «Правописание безударных гласных»

Грамматические задания 2.

Контрольный тест.

Р/р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс. КВН «Знатоки русского языка».

урока

Раздел программы

(общее количество часов)

Тема урока

Планируемая

дата

проведения

Примечание

1 ЧЕТВЕРТЬ

ЯЗЫК И РЕЧЬ (2 Ч)

1

Знакомство с учебником. Виды речи и их назначение.

2

Для чего нужен язык? Назначение языка. Рубрика «Проверь себя».

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (16Ч)

3,4

Что такое текст? Какие бывают тексты?

5

Что такое предложение? Виды предложений по цели высказывания.                              Словарный диктант

6

Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

7

Виды предложений по интонации.

8-9

Предложения с обращением.                            Р/р. Обучающее  изложение. Составление текста по рисунку.

10

Главные и второстепенные члены предложения.

11

Главные и второстепенные члены предложения. Словарный диктант.

12

Простое и сложное предложения.

13

Простое и сложное предложения.

14,15

Что такое словосочетание?

16

Контрольный словарный диктант №1

Закрепление знаний по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»


17

Предложение и словосочетание.

Рубрика «Проверь себя».

18

Контрольный диктант с грамматическими заданиями  по тексту администрации  №1 (входной)

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (18 Ч)

19

Работа над ошибками.                                   Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.                    

20

Синонимы и антонимы.

21

Что такое омонимы? Словарный диктант.

22

Чем словосочетание отличается от слова?

23

Что такое фразеологизмы?            

24

Р/р. Обучающее изложение текста по вопросам.

25

Что такое части речи?

Словарный диктант.

26

Имя существительное. Местоимение. Предлог.

27

Имя прилагательное. Глагол.          

28

Что такое имя числительное?

29

Однокоренные слова. Словарный диктант.

30

Звуки и буквы. Гласные звуки.              

31

Звуки и буквы. Согласные звуки.  

32

Разделительный мягкий знак.   Звонкие и глухие согласные звуки.                    

33

Р/р. Обучающее изложение текста по вопросам.

34

Обобщение и закрепление знаний по теме «Слово в языке и речи».  Рубрика «Проверь себя».                                                           Контрольный словарный диктант №2

35

Контрольный диктант с грамматическими заданиями №2 по теме «Слово в языке и речи» (по итогам 1 четв.)

36

 Наши проекты. Проект «Рассказ о слове»

СОСТАВ СЛОВА (16 Ч)

37

Что такое корень слова? Как найти в слове корень? Словарный диктант.

38

Сложные слова.

39

Контрольное списывание №1

40

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

41

Окончание слова.

42

Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Словарный диктант.

43

Значения приставок.

44

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

45

Значения суффиксов. Словарный диктант.

46

Р/р. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

47

Что такое основа слова?                  

48

Обобщение знаний о составе слова. Рубрика «Проверь себя».

49

Контрольный диктант с грамматическими заданиями №3 по теме «Состав слова»

50

Работа над ошибками. Наши проекты. Семья слов. Словарный диктант.

51

Р/р. Обучающее изложение текста по плану.

52

Обобщение знаний о составе слова. Рубрика «Проверь себя».

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (28 Ч)

53

В каких значимых частях слова есть орфограммы?  

54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

55

Правописание слов с безударными гласными в корне.

56

Правописание слов с безударными гласными в корне.                                                       Контрольный словарный диктант №3.

57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.                  

58

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.                  

59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.                                             Р/р. Обучающее изложение текста.

60

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.                       Словарный диктант.

61

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

62

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

63

Правописание слов с удвоенными согласными.                                      

64

Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант.

65

Грамматические задания 1.                

66

Р/р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

67

Правописание суффиксов и приставок. Контрольный словарный диктант №4.

68

Контрольный диктант с грамматическими заданиями №4 (за первое полугодие)

69

Работа над ошибками. Словарный диктант.

70

Правописание суффиксов и приставок.

71

Правописание суффиксов и приставок.  

72

Контрольное списывание №2

73

Правописание приставок и предлогов.  

74

Правописание приставок и предлогов.  

75

Правописание слов с разделительным твердым знаком

76

Правописание слов с разделительным твердым знаком

77

 Контрольный диктант № 5 «Правописание частей слова».

78

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками.

79

Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками.                                                   Р/р. Обучающее изложение.

80

Рубрика «Проверь себя». Наши проекты. «Составляем орфографический словарь». Словарный диктант.

ЧАСТИ РЕЧИ ( 76Ч)

81

Что такое части речи?

Имя существительное ( 31 ч)

82

Что обозначает имя существительное?

83

Имя существительное и его роль в речи.

84

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

85

Р/р. Обучающее изложение. В. Бочарников «Мал, да удал».

86

Работа над ошибками. Словарный диктант

87

Собственные и нарицательные имена существительные

88

 Собственные и нарицательные имена существительные

89

Наши проекты. Проект «Тайна имени». Словарный диктант.

90

Число имен существительных.

91

Число имен существительных.  

92

Род имен существительных.

93

Род имен существительных.                   Контрольный словарный диктант №5.

94

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

95

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.                                

96

Р/р. Обучающее изложение по басне Л. Н. Толстого «Лев и мышь»

97

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное».

98

Работа над ошибками. Что такое склонение имен существительных?   Словарный диктант.

99

Склонение имен существительных.  Падеж имен существительных.

100

Р/р.Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

101

Именительный падеж.

Словарный диктант.

102

Родительный падеж.

103

Дательный падеж.

104

Винительный падеж.

105

Творительный падеж.                    

 Контрольный словарный диктант №6.

106

Предложный падеж.                        

107

Р/р. Обучающее изложение по рассказу         К. Паустовского.

108

Все падежи.

Повторение знаний по теме «Имя существительное».

109

Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя существительное».  

110

Р/р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

111

Контрольный диктант с грамматическими заданиями  № 7 по теме « Имя существительное»

112

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка». Составление словаря зимних слов.

Имя прилагательное (18ч)

113

Значение и употребление имён прилагательных. Словарный диктант.

114

Контрольное списывание №3

115

 Роль имен прилагательных в тексте.

Словарный диктант.

116

Р/р. Текст-описание. Отзыв по картине  М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь».                  

117

Род имен прилагательных.

118

Изменение имен прилагательных по родам.

119

Изменение имен прилагательных по родам. Словарный диктант.

120

Число имен прилагательных

121

Число имен прилагательных.

122

Изменение имен прилагательных по падежам.

123

Изменение имен прилагательных по падежам. Контрольный  словарный диктант №7.

124,125

Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».

126

Контрольный диктант с грамматическими заданиями  №9 по теме «Имя прилагательное»

127

Работа над ошибками.  Словарный диктант.

128

Обобщение по теме «Имя прилагательное» Рубрика «Проверь себя»

129

Р/р. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».        

130

Наши проекты «Имена прилагательные в загадках»

Местоимение (5 ч)

131

Местоимение.Личные местоимения.  

132

Изменение личных местоимений по родам.

133

Изменение личных местоимений по родам.

134

Р/р.  Обучающее изложение по тексту В.Бианки «Кошкин выкормыш»

135

Обобщение по теме «Местоимение. Рубрика «Проверь себя»

Глагол (21 ч)

136

Что обозначает глагол?

Словарный диктант

137

Значение и употребление глаголов в речи.

138

Значение и употребление глаголов в речи.

139

Неопределенная форма глагола

140

Неопределенная форма глагола.

Словарный диктант

141,142

Число глаголов.                                      

143

Времена глаголов.

144

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

145

Изменение глаголов по временам. Контрольный словарный диктант №8.

146

Изменение глаголов по временам.

147

Р/р. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого.

148

Род глаголов в прошедшем времени.

149

Род глаголов в прошедшем времени.

150

Правописание частицы не с глаголами.

151

Правописание частицы не с глаголами.

152

Повторение знаний по теме «Глагол».

153

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

Словарный диктант.

154

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» . Рубрика «Проверь себя».

155

Контрольный диктант №10 по теме «Глагол»

156

Контрольное списывание №4

Повторение (14 ч)

157

Повторение по теме «Части речи»

158

Повторение по теме «Части речи» Грамматические задания 2.

159

Р/р. Обучающее изложение

 по тексту В. Сухомлинского.

160

Повторение по теме «Предложение».

161

Повторение по теме «Предложение».

162

Повторение по теме «Правописание приставок и предлогов». Словарный диктант.

163

Повторение по теме «Правописание безударных гласных».

164

Повторение по теме «Правописание безударных гласных». Контрольный тест.

165

Анализ  годовых контрольных работ. Словарный диктант.

166

Повторение изученных орфограмм.

167

Повторение изученных орфограмм.

168

Р/р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

166

Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс.

170

КВН «Знатоки русского языка».

Итого за год:

-контрольный диктант - 10

-контрольное списывание – 4

-контрольный словарный диктант – 8

-грамматические задания – 2

-контрольный тест - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...