Конспект урока письма на тему «Буква ь»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Нагимулина Анастасия Равилевна

Цели деятельности учителя: формирование в памяти учащихся  зрительно — двигательного образа буквы ь

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа»: учебник Азбука Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, ппрописи , 1 класс, 3 часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буква ь»

Цели деятельности учителя: формирование в памяти учащихся  зрительно — двигательного образа буквы ь

Планируемые результаты

Предметные: знать графический образ буквы ь, роль буквы ь в слове, уметь писать букву ь по алгоритму и соединять ее с другими буквами

Личностные:осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проводить самооценку своих действий, поступков, устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа»: учебник Азбука Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, ппрописи , 1 класс, 3 часть, презентация

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

М: психологический настрой, организация урока

1 - 2 мин

Добрый день, ребята, меня зовут Анастасия Равилевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Для начала давайте проверим, все ли необходимое у нас на столах и уберем лишнее. Я желаю вам хорошо поработать на сегодняшнем уроке.

Ребята, поднимите руку, кто хочет научиться хорошо читать?

Значит, вам нудно очень усердно работать на уроке.

А как вы думаете, научиться хорошо читать — это трудно?

Кто знает, сколько букв в алфавите?

А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать буквы?

Верно, кто знает буквы — тот умеет читать и писать

Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

Делают записи в тетрадях

-33

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

К: планирование учащимися сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний  и мотивация

М: создание проблемной ситуации

4 - 5 мин

(Слайд 1)

Кроват, болшой, олен, толко, сидет

Посмотрите на эти слова, попробуйте их прочитать

Кому не было сложно прочитать эти слова? Почему?

Как вы думаете, если бы вы не знали, как эти слова произносятся, было ли бы вам сложно их прочитать?

(Слайд 2)

Угол – уголь

Мел – мель

Мед – медь

Сыр – сырь

Пыл – пыль

Посмотрите на пары слов, какие слова вам непонятны? Чем эти слова похожи? Чем отличаются? Как вы думаете, что изменило значение слов?

Итак, ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Верно.

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свои предположения

- о ь

П: структурирование знаний

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

III.Постановка учебной задачи

М: копировальный

4 - 5 мин

Это очень необычная буква, у нее множество секретов, которые мы с вами раскроем во время урока

Давайте мы с вами поставим цели нашему уроку:

Познакомиться с буквой ь

Научиться писать букву ь и соединять её с другими буквами

Узнать роль ь в словах

Давайте перейдем к достижению поставленных целей

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, на какую букву похож ь и из каких элементов он состоит?

А теперь найдите у себя в прописях верхний правый угол и раскрасьте кружочки рядом только с теми элементами, которые есть в ь

(1 ученик у доски)

Теперь посмотрите, в рамочке вам представлены элементы буквы ь, пропишите их также аккуратно, как показано в образце

-из наклонной линии и овала

Р: целеполагание

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV.Открытие нового знания

М: конструирования

Аналогии

Анимация

Ритмический

Письмо в воздухе под счет

самооценивания

Физминутка

7 - 8 мин

1-2 мин

(слайд 3)

А вот и первый секрет буквы ь

Посмотрите на экран, кто может разгадать этот секрет?

А чтобы узнать, правы мы или нет, давайте отгадаем загадку, которую принёс нам Ь, чтобы запутать

Этот крюк нам всем знаком,

Отгадай, как назван он?

Буква есть, а звука – нет!

В этом скрыт и весь секрет.

Что же это? Правильно, ребята, это ь, видите, какой он коварный, решил нас запутать, но мы оказались хитрее и решили его задачку, но на этом его шалости не заканчиваются, теперь нам с вами предстоит сравнить печатную букву ь и строчную.

Давайте вспомним, в чем же хитрость ь?

Прежде чем начать писать, давайте разомнем наши ручки, чтобы они не устали

Следующее задание, которое передал нам ь – научиться его писать

Давайте вместе посмотрим, как же он пишется

(Слайд 4)

(показ у доски с соединительной линией и без)

Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки, ведем вниз наклонную прямую с закруглением вправо, не отрывая руки, ведем линию на себя, закругляя безотрывно до середины буквы (Возвращаемся по написанному, пишем соединительную линию)

А теперь давайте потренируемся писать в воздухе под счет (с соединительной линией и без)

Пропишите буквы в прописях, считая себе самостоятельно

Сравните буквы с образцом и подчеркните самую красивую, самую аккуратную буковку и старайтесь писать так, чтобы все выходили такими красивыми

Отвечают на вопрос учителя,

Выполнять упражнения

- ь

- он не имеет звука и смягчает согласные звуки, которые стоят перед ним

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

Лог: анализ с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли

V.Первичное закрепление во  внешней речи

М: конструирования

аналогии

4 - 5 мин

Знаете, ребята, ь усложнил нам задачу, чтобы мы еще красивее научились его прописывать, будем писать его вместе с другими буквами

(прописывание у доски: пишу н, соединительную линию веду вверх, соединяю с ь)

Посмотрите на буквосочетания, как соединены между собой буквы?

Пропишите буквосочетания

Выполняют задание, данное учителем

-верхним соединением

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

К: умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: звуковой анализ

Письмо по памяти

4 - 5 мин

(Слайд 5)

Посмотрите на экран и скажите, чем похожи слова ель, моль, лень, олень?

Прочитайте первое слово

Сколько в нем слогов?

Из каких звуков состоит слово? (по твердости/мягкости, глухости/звонкости, гласный/согласный)

Запишите слово «ель» самостоятельно

(Сверка с доской)

Пишу е, снизу соединяю с ль, виду соединительную линию вверх, соединяю с ь

Выполняют работу

Проверяют себя

Анализируют выполненную работу

-ель

-один

Лог: анализ, синтез, доказательство

Р: планирование, саморегуляция, коррекция

Л: смыслообразование

VII.Включение в систему знаний

М: копировальный

Звуковой анализ

конструирования

7 - 8 мин

Посмотрите, какое слово отличается от всех остальных слов?

Чем оно отличатся?

Как вы об этом узнали?

 Прочитайте предложение со словом «олень»

Сколько слов в этом предложении?

Назовите первое/второе/третье слово.

Скажите правила правописания предложений?

Запишем это предложение:

Первое слово «У», пишу с большой буквы, потому что это начало предложения, немного отступаю, пишу слово «ели», отступаю, пишу «олень», ставлю точку.

Давайте составим схему предложения, у вас на столах лежат конвертики, ваша задача – составить предложение, используя прямоугольники. Будьте внимательны, Ь, наш сегодняшний гость, решил нас запутать и добавил лишние слова!

(слайд 6)

давайте проверим, так ли у вас получилось

А кто из вас видел оленя?

 (Слайд 7)

Где они живут?

Давайте посмотрим, насколько красивы олени, а после немного поработаем

(Видео)

Теперь нам нужно составить рассказ об олене, а заодно выполним последнее задание ь – придумывая рассказ, нужно выделять слова, в которых есть ь

Как мы назовем рассказ?

О чем будет наш рассказ? Рассказ состоит из трех предложений

Молодцы, а теперь посмотрите на следующее упражнение, здесь представлены пары букв, как вы думаете, какое задание придумали для нас авторы?

Авторы хотели обратить наше внимание на то, что у буквы ь не заглавной буквы, а почему же она стоит рядом с буквой ы?

Посмотрите на следующее упражнение, как вы думаете, почему оно представлено в виде мышек?

Обобщают полученные знания

Отвечают на вопросы

Закрепляют пройденный материал

-олень

-в нем два слога

-сколько в слове гласных, столько и слогов

- три слова

- первое слово «у», второе – «ели», третье – «олень»

-Первое слово пишется с заглавной буквы, каждое слово пишется отдельно, в конце предложения ставится точка

-Олень

-Об олене

-потому что у буквы ы тоже нет заглавной буквы

-мышки похожи на ь

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция

П:структуирование знаний

Лог: анализ с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли

VIII.Рефлексия деятельности

М: самооценивания

2 - 3 мин

Что мы сегодня изучали?

Давайте вспомним цели нашего урока

Кто считает, что у него получилось достичь целей урока?

А кто считает, что не справился с этой задачей?

Что ж, ребята, мы разгадали все тайны ь, хоть он и пытался нас запутать, надеюсь, вы также легко разгадаете секреты других букв!

Анализируют собственную деятельность

Л: смыслообразование,

Р: оценка

К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма на тему: «Письмо буквы Л,л»

Конспект урока письмана тему: «Письмо буквы Л,л»...

План-конспект урока письма по теме "Заглавная и строчная буквы В,в".( УМК Виноградовой)

Данный урок был проведен в 1"б" классе в рамках фестиваля открытых уроков МАОУ СОШ №12 г.Таганрога....

Конспект урока письма по теме: "Буква К"

Конспект урока письма 1 класс...

Конспект урока письмо по теме"Строчная и письменная буква Я"

Представлен конспект для 1 класс по УМК "Перспектива"...

конспект урока письма по теме "Письмо строчной буквы е"

конспект урока письма по теме "Письмо строчной буквы е"...

конспект урока письма по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Ё, ё».

конспект урока письма по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Ё, ё»....

Конспект урока письма по теме "Буква Ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Конспект урока письма по теме "Буква Ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"...