Конспект урока на тему"Правописание приставок раз- и рас-"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зверькова Наталия Александровна

Данный материал позволит хорошо усвоить материал и организовать детей на познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_attestatsiya.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-урока по русскому языку «Правописание приставок рас- и раз-».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:  создание условий для самостоятельной формулировки правила о правописания приставок рас- и раз- и применение его на практике при нахождении слов с данными приставками в тексте.

Задачи:

1. Логически вывести правило написания приставок рас- и раз.

2. Развивать умение находить слова с данными приставками, правильно  выделять приставки в словах; уметь работать с Обратным словарём  и находить в нём слова с приставками  раз-, рас-; уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

3. Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их  в словах; понимать  значимость правильного  написания  приставок.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

- Проверьте, всё ли у Вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

- Если всё готово, то тогда откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Пишите красиво, аккуратно. Следите за своей осанкой и наклоном тетради.

- Кто записал, отложите ручки в сторону и сядьте ровно, чтобы я видела, кто готов работать дальше. 1 слайд.

2. Актуализация знаний.

- Перед тем, как начать наше занятие, обратите внимание на доску. 2 слайд

- Здесь представлен ряд смайликов. Нарисуйте ваш смайл на полях в тетради.

- Поднимите руки те, чьё настроение соответствует 1 смайлу?2?3?4?5?6?

- Ребята, я надеюсь, что у тех, кого было плохое настроение, к концу урока станет гораздо лучше.

- А теперь начнём нашу работу.

- 2.1. Словарная работа.

- Ребята, обратите внимание на доску. Давайте прочитаем данное четверостишие. 3 слайд.

- Читать будет………………………………….

(Читает ученик).    Слова словарные мы учим,

Чтоб грамотно всегда писать.

Запомните, друзья, навеки,

Что память надо развивать!

- Как вы думаете, с чем мы сейчас будем работать? (Ответы детей).

- Правильно, Ребята, сейчас мы поработаем со словарными словами.

-Сейчас на доске будут появляться картинки, которые обозначают тот или иной предмет, а ваша задача записать их к себе в тетради.

- Но мы будем не просто записывать их, но и параллельно объяснять и подчёркивать, те буквы, которые нужно запомнить, чтобы не допустить ошибки при написании словарных диктантов. 4- 11 слайды

(Лестница, облако, карандаш, яблоко, пенал, пальто, тетрадь, расстояние).

-Молодцы!

- Обратите внимание на последнее слово. 11 слайд.

-Как вы думаете,  почему оно появилось вместе с картинкой?(Потому что мы этого словарного слова не знаем).

- Правильно, потому что мы его не знаем.

- Выделите в этом слове приставку рас-.

- А теперь обменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте правильность написания всех словарных слов вашим соседом по парте и поставьте соответствующую отметку.

- Если нет ни одной ошибки – 5, если 1ошибка-4, если 2-3 ошибки-3, а если более 3- 2.

- Поднимите руки те, у кого 5.

- Молодцы!

- Поднимите руки те, у кого 4.

- Молодцы!

- А есть те, кто написал эти слова на 3 и 2?

- Ребята, вам необходимо выучить эти слова, чтобы в следующий раз, написать их без ошибок. Я уверена, у Вас всё получится.

2.2. Самоопределение к деятельности.

- А мы с вами сегодня приглашены, на очередное занятие клуба  «Ключ и Заря» . На это заседание Волшебница пригласила не только нас, но и  Машу с Мишу,

-А кто помнит как зовут эту волшебницу? (Анишит Йокоповна).

- Правильно. Молодцы!

- Анишит Йокоповна начала заседание клуба «Ключ и заря» с небольшого четверостишия.

- Обратите внимание на доску. 12 слайд.

Я хочу вам    раСсказать

Об Иван Иваныче,

Он однажды    раЗболелся

Лёжа на диванчике.

- Посмотрите внимательно на это четверостишие и ответьте на следующие вопросы:

1) Что пропущено в словах первой и третьей строки?

2) Какую приставку вы вставили в первой строке? (Ответы детей)

3)Какую -  в третьей?(Ответы детей).

3) Как  правильно писать приставку и в каких словах пишется раз-, а в каких рас-? (Варианты ответов детей)

3. Постановка учебной задачи.

-Ребята, скажите, кто может чётко сформулировать тему нашего сегодняшнего заседания? (Сегодня мы будем говорить о правописании приставок раз- и рас). 13 слайд.

- Правильно. На уроке вы будете исследовать, и открывать  что-то новое. Тема заседания записана на доске «Правописание приставок  раз- и рас-»

 - И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а  в каких словах пишется рас-  и почему?

- Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть  приставка  рас- (рассвет).

Откройте учебники на с.17.

Чтение  учителем текста интриги  между героями о правописании приставок.

- Чтобы убедиться в высказывании Анишит  Йокоповны, выполним  упражнение 10.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 19 слайд

- А теперь проведём физкультминутку.

- Наша физкультминутка поможет нам вспомнить какие части речи есть, и как их определять.

- Я вам буду называть слова, и если вы считаете, что это имя существительное, вы хлопаете в ладаши, если это имя прилагательное, то вы прыгаете на месте, а если это глагол, то вы присаживаетесь на корточки.

- Готовы?

- Начали.    (ручка, красный, сидеть, писать, класс, кислый, говорить, сидеть, белый, снег).

- Молодцы!

3.1 Работа по упражнению 10.

- Откройте учебник на стр. 18 и найдите упражнение 10. 14 слайд

- Давайте прочитаем задание.

- Читать будет………………..

- Что требуется сделать в данном упражнении? (Ответы детей).

- Молодцы!

- Возьмите 2 часть и откройте её на срт.179.

- С каким словарём мы будем работать?

- Правильно, с обратным словарём.

- Найдите слова на –ать.

- Ваша задача выписать слова с приставкой раз- в один столбик, а с приставкой рас- в другой.

- Разделите свой тетрадный лист на два столбика при помощи линейки и приступайте к выполнению данного задания.

- Кто выполнит упражнение, прошу,  сядьте ровно, чтобы я видела, что вы готовы работать дальше. (Самостоятельное выполнение упражнения).

- Давайте проверим, что у Вас получилось. 1 столбик читает……….2 столбик читает……….. 15 слайд.

-Молодцы.

3.2. Работа по упражнению 11.

- Откройте учебник на стр.18 и найдите упражнение 11.

- Давайте прочитаем задание. 16 слайд

- Читать будет ………

- Выполнять его будем следующим образом, 1 ученик у доски остальные в тетрадях. (Выполнение с комментариями).

- Ваша задача записать эти слова и выделить в них приставки и подчеркну букву на которую оканчивается приставка одной чертой, а букву с которой начинается корень – двумя чертами.

- К доске пойдёт……………………………………

- После написания: учитель  спрашивает:

- Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)

- С какой буквы  начинается корень. Какой звук она обозначает?

- Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Летучей Мыши.  17 слайд

(Приставка раз-  пишется в словах, корни которых начинаются  с  гласных или звонких согласных. Приставка  рас-  пишется в словах, корни которых начинаются  с глухих согласных).

- А теперь познакомьтесь с текстом на плакате  Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки  раз- и рас-. (с. 18  в учебнике). 18 слайд

3.3.Работа у доски.

- Ребята, обратите внимание на доску. 19-20 слайд.

- Здесь представлено предложение, с пропущенными буквами.

..тром (над) ..осквой ра..дался ра..катистый гром 

- Ваша задача записать данное предложение и вставить вместо пропусков правильные орфограммы и знаки препинания.

- Эту упражнение выполняется самостоятельно

- К доске пойдёт работать……………..(Запись предложения с комментированием и объяснением)

- Ребята, кто пишет в тетрадях, следите за подчерком, наклоном тетради. (Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе).

- Кто выполнил задание, сядьте ровно, чтобы было видно, что вы готовы к дальнейшей работе.

- Молодцы!

Проверка упражнения. 22 слайд.

- А теперь, ребята, давайте проверим, правильно ли мы сделали данное упражнение.

- Обратите внимание на доску. Посмотрите, всё ли выполнено в ваших тетрадях так де, как и на доске. Если нет, то исправьте все ошибки.

- Молодцы!

4. Рефлексия деятельности. 23 слайд.

 - Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе. (Учитель задаёт вопросы по уроку).

- Обратите внимание на доску и давайте ответим на вопросы.  (Дети отвечают).

-Молодцы!

5.Домащнее задание. 24 слайд.

- Домашним заданием будет у вас упр. 12 стр.19, выучить правило на стр.18.

- На этом работа клубного заседания «Ключ и Заря»  завершена. Волшебница

благодарит за хорошую  работу Машу и Мишу и  всех  участников клуба  

«Ключ и Заря».

- До свидания.

6. Итог урока. 25 слайд.

-  А теперь ребята, поставьте на полях смайлик тот, который характеризует ваше настроение в конце урока.

- У вас улучшилось настроение?

- Я очень рада.

- На этом наш урок окончен.

- До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

План-конспект урока по теме "Правописание приставок и предлогов"УМК "Школа России"

На этапе актуализации  знаний использован приём интерактивного обучения "Ручеёк".   ...

Конспект урока по теме "Правописание приставок в глаголах" 4 класс

Конспект урока  по теме  "Правописание приставок в глаголах" ("Начальная школа 21 века")...

Конспект урока русского языка "Правописание приставок"

На уроке учащиеся повторяют написание гласных в приставках. Затем учитель диктует слова, в которых возникает проблема написания согласных букв з и с на конце приставок. Учитель не дает учащимся готово...

Конспект урока 3 класс "Правописание приставок и предлогов" Канакина

Конспект к уроку русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов" Канакина УМК "Школа России"...

Конспект урока по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока  русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"....

Конспект урока русского языка "Правописание приставок и предлогов"

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами....