Технологическая карта по русскому языку на тему " Имя существительное как часть речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Марзаева Марина Зелимхановна

Уметь находить слова разных частей речи ,выявлять постоянные и непостоянные признаки  существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushch.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:  Имя существительное как часть речи. 

Класс: 3 «Б»

Учитель: Марзаева Марина Зелимхановна

Тип урока: Урок построения системы знания.

Цели  ученика

1. М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию до плана и ключевых слов.

ЛР: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Цели  учителя

Образовательные : уметь находить в тексте слова разных частей речи, выявлять постоянные и непостоянные признаки существительных, разграничивать имена существительные на главные и второстепенные члены.

Развивающие: развивать умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Воспитательные воспитывать интерес к изучению языка.                                                                                                        

Тип  урока :Урок построения системы знания.

Оборудование : Наглядный материал, карточки : Роль имён существительных в речи, Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. Член предложения. Морфологический разбор имени существительного. Презентация

Опорные  понятия,  термины: имя существительное,

Постоянные ( род, одушевлённость/неодушевлённость) и непостоянные(число) признаки имён существительных. Член предложения. Морфологический разбор

Новые  понятия:. 

Формы  контроля: индивидуальная, групповая, парная

Домашнее  задание :  1. Упр. 105 (устно).

2. Упр. 53 («Дидактический материал»).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые  УУД

I Орг.момент.

II Языковая

разминка.

III Введение в раздел.

IV. Формулирование темы урока

V. Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем.

VI Физминутка

VII. Рефлексия

Домашнее задание

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль а месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

 Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма. тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

1. - Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного одной чертой, а орфограмма-буква согласного – двумя чертами.

- Какое слово вы подчеркнули два раза?

- В каком слове есть другая орфограмма-буква?

2. - Обозначьте все орфограммы

3. - Разберите по составу слово водомерка

4. - Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Прочитайте название нового большого раздела

- Какие вы знаете части речи? Члены предложения?(показ 1 слайда презентации) что такое слова и для чего они нам нужны?

А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль

Используется мотивирующий приём.

- Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

- Проверьте свои предположения, запищите первые буквы слов из языковой разминки.

- Какой буквы не хватает?

Какова её роль в этом слове?

Дайте полное название этой части речи.

- Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по ходу урока составлять план повторения.

(показ 2 и 3 слайда)

1. Роль имён существительных в речи (работа в группах).

Упр. 101

Задание для группы.

-  Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преобладают в тексте и почему?

- О какой особенности имён существительных свидетельствует это упражнение?

Запись на доске (карточки)Роль имён существительных в речи.

2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа). Упр. 102 -.

Выполнению предшествует коллективная беседа:

- Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?

-  Какого рода бывают имена существительные и как его определить?

- Как изменяются имена существительные?(слайд 4,5)

- Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных - это ...., непостоянные признаки - это ...

-  Как вы понимаете выражение «постоянный признак»?

Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию.

Проверка с помощью образца. ученики сравнивают свои записи с образцом

одуш.                               неодуш.

охотник - м.р., ед.ч.    избушка - ж.р., ед.ч.

Емеля- м.р., ед.ч.          лес - м.р., ед.ч.

внучок - м.р., ед.ч.        земля - ж.р., ед.ч.

Гришутка - м.р., ед.ч.   свет - м.р., ед.ч.

                                         окно - ср.р., ед.ч.

                                       крыша- ж.р.ед.ч

                                        труба –ж.р.,ед.ч.

                                       кирпичи-  м.р.,мн.ч

                                      забор –м.р.,ед.ч

                                      ворота –мн.ч

                                      сарай – м.р.,ед.ч.

      Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?                  

Запись на доске: Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

3. Синтаксическая функция имен существительных (выполняется в парах).

Упр. 103 –

-  Какими членами предложения являются имена существительные?

-  Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.

- Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?

 Запись на доске - Член предложения.

4. Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 -

4) Разбор имён существительных как части речи.

Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

- Что вспомнили при выполнении этого упражнения?

Учитель записывает на доске - Морфологический разбор имени существительного.

- По какому плану мы повторяли имя существительное?

- Запишите ключевые слова на основе этого плана

Рефлексия по образцу:

Я сегодня узнал,удивился,повторил,закрепил…

Кого отметим?

-За что вы  можете похвалить сегодня себя и ребят?

-Какие затруднение вы испытали?

-Что помогло вам их преодолеть?

Выписать из художественной литературы 3 предложения. А грамматическое задание вы выберите сами по степени трудности:

1.Найти существительные, определить число, род, выделить окончание.

 2.Найти существительные, выделить окончание, определить падеж.

Найти существительные ,выполнить морфологический разбор

Тростник.

Егерь.

О словах

Слова - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д

Существительные.

Существителное.

ь

Имя существительное.

.

Вывод: В тексте преобладают имена существительные .Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Частота их употребления связана с тем, что имена существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния

выявляют постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.

Задать вопрос кто? или что ?

Женского, мужского и среднего.

Надо задать вопрос. Если отвечает на вопрос -она моя?, то это женский род, на вопрос –он мой? Мужской род и на вопрос – оно моё? Средний род

По числам.

Род, одушевлённый или неодушевлённый.

Число.

Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.

Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Разграничивают  имёна существительные в роли главных и второстепенных членов предложения.

Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

Главными (подлежащее) и второстепенными

Развивают  умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Последовательность выполнения.

1) Расстанавливают  запятые в учебнике.

2) Списывают последнего предложения.

3) Запись однокоренных слов.

сущ.               гл.                    сущ.             прил.

Охота, охотиться, охотник, охотный.

Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

Роль имён существительных в речи, Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. Член предложения. Морфологический разбор имени существительного

Существительные, постоянные., непостоянные признаки, предложение, морфологический разбор.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные  УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст-иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую( составлять план, таблицу, схему);

- -осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное" 3 класс программа "Начальная школа 21 века"....

Технологическая карта по русскому языку на тему: Имя существительное 2 класс

Цели деятельности:  формирование общего понятия об имени существительном;Планируемые результатыПредметные:Знать: понятие «имя существительное»; на какие вопросы отвечает имя существит...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Задачи урокаДидактические:1)  формировать умения определять...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "В словари-за частями речи!" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Задачи урокаДидактические:1) формировать умение...

Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...