Конспект урока по русскому языку на тему "Форма слова. Окончание" 2 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку

Занкина Наталья Евгеньевна

Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.09.18 г.

Школа: № 95

Класс: 2-8

Кабинет: № 203

Учитель: Сорокина Г.Ю.

Студент: 43 группы Занкина Наталья

Методист: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема «Форма слова. Окончание.»

Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • Уметь выделять окончание.
  • Уметь сравнивать формы одного и того же слова.

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение.
  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников.
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ» Н.А. Чуракова, 2 класс, 1 часть, презентация, раздаточный материал

Челябинск, 2018

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный - беседа

4 мин.

- Итак ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на предыдущих уроках.

- Какие слова называют главными в предложении?

- Какие слова называют неглавными?

- Почему слова в предложении могут стоять в разном порядке?

- Давайте мы в этом убедимся. Прочитайте предложение, которые вы видите на экране.

Мы вчера были в театре

- Я буду задавать вопросы, а вы будете на него отвечать.

- Кто вчера был в театре?

- Когда мы были в театре?

- Где мы были вчера?

- Слова поменялись? А что изменилось?

- Итак ребята, сегодня мы с вами посмотрим какими ещё способом может меняться смысл предложения.

- Главными словами в предложении называют основу. (подлежащее, сказуемое и тд.)

- Неглавными словами называют второстепенные члены предложения.

- С помощью порядка слов уточняется смысл предложения.

Нет. Изменился порядок слов.

К: обосновывают высказанное суждение, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

3.Постановка

 учебной задачи

Словесный - беседа

5 мин.

- Ребята, перед вами на слайде два предложения. (предложения на сайде)

(Ела кошка колбасу. Ела кошку колбаса)

-  Открываем тетради, записываем число, классная работа. А теперь записываем эти два предложения.

- В них разный смысл?

- Чем они отличаются? Докажите. (подчеркивают главные  слова)

- В этих предложениях разный порядок слов?

- Значит с помощью чего смысл изменился?

- Почему же в предложениях разный смысл?

- Чем различаются слова в предложениях?

- Итак, тема нашего урока «Форма слова. Окончание.».

- Какие цели вы поставите себе на этот урок?

- Да.

- Они отличаются главными словами.

- В этих предложениях одинаковый порядок слов.

- Они различаются разной формой слов.

- Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей

К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли

Р: целеполагание.

4.Открытие

 нового знания

Словесный – беседа

8 мин.

- Ребята, откройте учебник на странице 23 и найдите две схемы

  1.                                                   2)

- Давайте рассмотрим схемы предложений. Какая схема к какому предложению относится?

- Сравним пары слов кошка-кошку, колбаса-колбасу. Чем эти слова отличаются друг от друга?

- Правильно, это формы одного слова, но они отличаются окончанием.

- Какое слово из двух в предложениях является главным – первое или второе?

- Правильно, ребята. А теперь запишите к себе в тетрадь обе пары слов. Затем подчеркните ту часть слов, которой различаются слова в парах. Которая меняется.

- Ребята, как вы думаете как называется эта часть слова?  

- Правильно ребята. Изменяемая часть слова - это его окончание (термин на слайде)

- Значит формы слова образуется при помощи окончания.

- Итак, какие два способа изменения смысла предложения мы знаем?

Высказывают предположения

- Они отличаются окончанием.

- Первое

Кошка-кошку

Колбаса-колбасу

- Изменяемая часть слова называется окончанием.

  1. С помощью порядка слов.
  2. С помощью изменения формы слова.

Физминутка

2 мин.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся.

(видео)

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический – работа с учебником

5 мин.

- Теперь ребята откройте учебники на странице 24 и рассмотрите рисунок. На этой картинке найдите формочки с песком.

- Ребята, во всех этих формочках один и тот же речной песок, но в разной посуде он принимает разную форму.

- У слов тоже бывают разные формы. Одно и тоже слово (например, колбаса) может меняться по числам (колбаса, колбасы) и по команде вопросов (например: колбаса – нет колбасы. Ем колбасу). Это будут разные формы одного и того же слова колбаса.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический - вставление пропусков

5 мин.

- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Ваша задача изменить форму слова ЛИСА и выделить окончание. На это задание у вас есть 3 минуты.

Измените форму слова ЛИСА

хвост …

увидел …

подкрался к…

охотился за …

рассказ о …

- Итак, время вышло. Возьмите в руки простой карандаш и проверьте свою работу с эталоном. (ответы на слайде)

- Если ваш ответ не совпал с образцом поставьте «-».

- А если совпал поставьте «+».

- Итак ребята, делаем вывод. Что такое формы слова?/ Как называется изменение формы слова?

лисы

лису

лисе

лисой

лисе 

- Это изменение одного и того же слова.

Р: коррекция.

7.Включение в систему знаний

Словесный – беседа

Практический – работа с предложениями

7 мин.

- Итак ребята, сегодня на уроке вы узнали, что бывают разные формы одного и того же слова.

- Посмотрите на экран и прочитайте предложения. В них пропущены слова, ваша задача вставить их. Делаем устно.

1. Роса – утра краса.

2. Без ….. и трава не растёт.

3. Земля пьёт воду, а трава ……..

4. Утром лес …… умывается.

-Что изменилось в слове РОСА?

Роса, без росы, росу, росой

- Верно ребята, вы совершенно правы.

- А как называется изменение слова роса?

1. Роса – утра краса.

2. Без росы и трава не растёт.

3. Земля пьёт воду, а трава росу.

4. Утром лес росой умывается.

- В слове роса изменилось окончание.

- Изменение формы слова.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- Итак ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача дома придумать и записать предложения, соответствующие схемам на странице 23.

- Давайте повторим, что же такое окончание?

- А что такое формы слова?

- Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание.

- Окончание – это изменяемая часть слова.

- Формы слова – это изменения слова.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Работа основы слова", 3 класс.(учебник Репкина)

План-конспект урока по русскому языку 3 класса по теме "Работа основы слова"(учебник Репкина)...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...