Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Илюшина Ольга Николаевна

Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

в 3 классе.

                                                      Учитель: Илюшина О. Н.

Тема: Безударные падежные окончания имен существительных.

Цели: 

  1. Развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных;
  2. Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, интерактивная доска, учебник для 3 класса, презентация к уроку.

Тип урока: урок объяснения нового материала.
Учебник 3 класса  «Русский язык», Иванов С.В.

Программа  "Школа 21 века"

Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формирование предметных умений:

  • Определять грамматические признаки имени существительного.
  • Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
  • Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, определять падеж, склонение
  • Ознакомить с существительными, которые могут быть словами – помощниками при определении падежных окончаний имен существительных в зависимости от склонения.
  • Выработать алгоритм действия при написании безударных падежных окончаний имен существительных в зависимости от склонения.
  • развивать внимание, связную речь.

Формирование УУД:

   личностные умения:      

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

    регулятивные умения:      

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

     познавательные умения:             

- ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

    коммуникативные умения:

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе.  

Обучающиеся с высоким уровнем подготовки получат возможность:

  • Из предметных компетенций – производить языковой анализ (начальный) слова как части речи; находить объяснение незнакомому слову с помощью толкового словаря; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
  • Из регулятивных компетенций – вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
  • Из познавательных компетенций – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
  • Из коммуникативных компетенций – с учетом цели достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру в группе или паре необходимую информацию как ориентир для построения действия.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. ( 1 мин.)
  2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску. ( на доске записаны слова)

Пр_бежка, _кно, з_пас, м_л_дежь, ключ_ик, п_лет, ст_на, смел_сть, замоч_к, в_сло, н_ходка, медвеж_нок, ( на) ветк_, (у) березк_, (в) воздух_, (под) снег_.

- Что объединяет эти слова? (имена существительные)

- Что мы знаем об этой части речи? ( Схема – опора)

- По какому признаку мы  можем распределить  слова по группам?

( по родам, по склонениям).

Устно распределите по родам, склонениям.

М. Р.- запас, ключик, полет, замочек, медвежонок, воздух, снег.

Ж.Р.- пробежка, молодежь, стена, смелость, находка, ветка, березка.

С. Р. – окно, весло.

Склонения: 1скл.-  стена, ветка, березка, пробежка;

                     2 скл.-  ключик, замочек, медвежонок, весло, окно, снег,           воздух, полет, запас;

                      3 скл. – молодежь, смелость.

- Совпадают или нет столбики? Почему? Как определяем склонение имен существительных?

- Как вы думаете, что пропущено в этих словах ( безударная гласная)

- Можно ли разбить на группы эти слова по правописанию местонахождения  безударной гласной  в словах?

( в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании)

- Задание по рядам: 1 ряд записывает слова с безударной гласной в приставке; 2 ряд – в корне; 3 ряд – в суффиксе.

( по одному человеку у доски) Проверка:

- Какие правила вспомнили?

  1. Постановка проблемы. Открытие нового.

- Все ли слова мы использовали?  Почему?  ( Безударное окончание имен существительных)

-Можем ли мы вставить окончания? Какая проблема возникла?

-Сформулируем ее.  ( Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных)

-Когда изменяют окончания существительные?  ( Когда склоняются или изменяются по числам)

- Что такое склонение имен существительных?  (Изменение по падежам)

- Просклоняйте слова, выделите окончания, поставьте ударение: земля, конь, степь.

- Сравните окончания. Совпадают ли они? Почему?  ( Существительные разного склонения.)

- Вызвало ли у вас затруднения написать окончания у этих слов? Почему? ( Окончания ударные).

- Могут ли эти слова быть помощниками при написании безударных окончаний имен существительных?

  4. Выработка алгоритма.

      - Попробуем составить алгоритм правописания безударных окончаний    имен существительных.

-Выполните задания на ноутбуках в парах.

( в луже, на лошади, о лимоне, для посадки, к тете)

- Проверьте свою работу.

- Построим алгоритм  действия:

1. Исходное слово ставлю в начальную форму ( И. п., ед. ч.)

2.Определяю склонение. (1, 2, 3скл.)

3. Подбираю слово- помощник ( 1скл.- земля, 2 скл.- конь, окно;

  1. скл. – степь)
  2. Выбираю окончание.
  1. Работа по теме.

- Вернемся к словам, в которых мы не вставили окончания. Вставим пользуясь алгоритмом. ( у доски сильный ученик)

( на ветке, у березки, в воздухе, под снегом)

  1. Творческая работа.

- Составьте небольшой рассказ, используя  данные  слова в этих же грамматических формах.

 7.  Проверка творческой работы.

 8. Рефлексия.

- Чему научились на уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

 9. Итог урока. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Правильно писать окончания существительных в Д.п., осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных в Д.п.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" (УМК "Школа России", 4 класс 1 часть)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в дательном падежеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить с правилом написания око...