Открытый урок по русскому языку "Правописание слов с безударной гласной"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Царькова Татьяна Алексеевна

Ход урока.

  1. Организационный момент

 (Дети произносят хором). 

Позвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Приветствие гостей.

Поприветствуйте гостей. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Садитесь.

− Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

− Откройте свои записные книжки. Чтобы написать в них число красиво и аккуратно, мы должны подготовить свои пальчики.

Зарядка для рук:

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу;

( Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги)

А затем помою руки,

( потереть ладошку о ладошку).

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою.

(Пальцы в замок).

И тепло поберегу,

Выпущу я пальчики,

(пальцы расцепить и перебирать ими)

Пусть бегут, как зайчики.

− Запишите число и классная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск

План – конспект

Урока русского языка на тему

2 В класс

УМК «Перспектива»

Составила: Царькова Татьяна Алексеевна

Учитель начальных классов

Саранск 2018

Тема: Правописание слов с безударной гласной.

Класс: 2 В

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель: развить умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов или изменения формы слова.

Задачи:

Обучающие:

− закрепление правил проверки безударных гласных

Развивающие:

− развитие мыслительных операций (сравнение и классификации, интеллектуальных умений), творческих способностей, устной  речи;

− продолжить работу по формированию самооценки учащихся;

− овладеть способностью принимать и сохранять цель  урока;

− формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

− активно использовать речевые средства и коммуникативные технологии для решения коммуникативных и познавательных задач;

− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

− быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

− уметь договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Воспитательные:

− формировать уважительное отношение к иному мнению;

− развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

− развивать доброжелательность и отзывчивость;

− развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

− воспитывать культуру общения «ученик – учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки.

Ход урока.

  1. Организационный момент

 (Дети произносят хором). 

Позвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Приветствие гостей.

Поприветствуйте гостей. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Садитесь.

− Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

− Откройте свои записные книжки. Чтобы написать в них число красиво и аккуратно, мы должны подготовить свои пальчики.

Зарядка для рук:

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу;

( Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги)

А затем помою руки,

( потереть ладошку о ладошку).

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою.

(Пальцы в замок).

И тепло поберегу,

Выпущу я пальчики,

(пальцы расцепить и перебирать ими)

Пусть бегут, как зайчики.

Запишите число и классная работа.

  1. Актуализация знаний

На пути нам встретится много испытаний, чтобы добраться до города «Умники и умницы», нам нужно с этими заданиями справиться. Вы готовы? (Да)

− Тогда отправляемся в путешествие.

Начнём свой путь с города «Чистописание»

Прописываем строчку гласный буквы а и строчку буквы о.

− Вы справились с этим заданием. Молодцы!

Мы подошли к озеру «Словарно-орфографическая работа».

Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в словарные слова. Предложения расставьте в нужном порядке, чтобы получилось четверостишие Фёдора Тютчева. Спишите стихотворные строчки, подчерки орфограммы.

З..ма недаром злится:

Прошла ее п..ра;

И гонит со дв..ра.

В..сна в окно стучится

( Проверка с комментированием.)

  1. Самоопределение к деятельности

На доске картинка. https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/15/k_5852863f8eae0/370015_2.png

Рассмотрите картинку.

− Как вы думаете, что случилось с мальчиками? (мальчики поссорились)

А как вы думаете, почему это случилось? (варианты ответов)

− Хотите узнать причину ссоры? (да)

− А вот что произошло!

(Текст записки у детей на парте)

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

− «Мяч будет, Коля принесёт », - гордо сказал товарищам Дима.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был игрушечный меч. Вот ребята и расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

Почему так получилось?( Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»). 

− Как правильно записать это слово?

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/15/k_5852863f8eae0/370015_3.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/15/k_5852863f8eae0/370015_4.jpeg

С м.чом – мяч - с мячом (карточки на доске)

− Что мы посоветуем Коле? (Выучить правило о правописании безударной гласной)

− Сформулируете тему урока. (Проверяемая безударная гласная, способы ее проверки.)

−Какие цели поставим перед собой? (Закрепить знания правильно писать слова с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово)

  1. Работа по теме урока

Вы хорошо поработали и пришли в дремучий лес. Но впереди новое испытание – избушка «Безударные гласные», нас ждет задание Бабы Яги.

1.Работа по учебнику

− Это задание находится в учебнике Упр. 152 (с. 100)

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради).

Подумайте, какое слово в скобках является проверочным»! Объясните почему. 

        Л_пить из глины (лепка, липко); л_нивый мишка (линь, лень); скр_пучий пол (скрип, скрипка); уд_вительная история (диво, дева); обм_нять книгу (мина, мена, замена).

(Лепка, так как связана по значению со словосочетанием лепить из глины, гласная е стоит под ударением и слышится отчетливо. И т. д.)

− Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и указывая в скобках проверочное слово. Нужную орфограмму подчеркните.

− Молодцы! Баба Яга выяснила, что ей с вами очень тяжело справиться, но отпускать просто так она нс не собирается и даёт ещё одно испытание.

  1. Физкультминутка

ФИКСИКИ

Упр. 153 (с. 100)

 (Самостоятельная работа в тетрадях).

− Прочитайте предложения. (Читает хорошо читающий ученик).

−Пользуясь алгоритмом проверки безударной гласной в слове,(алгоритм у каждого ребёнка на парте) объясните выбор пропущенной буквы. Запишите в тетрадь слова с пропущенными буквами и проверочное слово к нему.

− Сверьтесь с доской, всё ли вы сделали правильно! (Сверка с образцом на доске: ядовитый — ядпятнистого — пятна, прямая — прямо, ледяной— лед, земля — земли, прибежал —бег.

− О чем вас просит Совенок? Прочитайте в учебнике на с. 100. (Безударные гласные надо проверять ударением!)

− Хорошо ли вы знаете это правило? (Ответы детей).

− Какие буквы пропущены в словах?

В_черний – вечер, л_дяной – лёд, зелёный – зелень, ст_пной – степь, б_реговой – берег, р_чной – речка, д_ревянный – дерево, м_ховой – мох.

− Что обозначают слова, к которым подбирали проверочное слово? (Признак предмета.)

− Что обозначают проверочные слова? (Названия предмета.)

− К каким словам нужно подобрать два проверочных слова? С какой целью? (Береговой − берег, прибрежный; деревянный − дерево, деревья, так как в словах две безударные гласные, которые можно проверить ударением.)

− Как поступать, когда записываете такие слова? (Надо написание каждой буквы объяснять отдельно! Веселить − весело, веселый.)

− Спишите слова, указывая проверочное слово, или два проверочных слова (где это необходимо), подчеркните орфограммы.

(Взаимопроверка в паре, сверка с образцом на доске.

Ледяной − лёд, зелёный − зелень, степной − степь, береговой − берег, прибрежный, речной − реки, деревянный − дерево, деревья, меховой − мех.)

− Сколько безударных гласных звуков может быть в одном слове? (2 и более)

  1. Рефлексия

− Вы отлично справились со всеми заданиями Бабы-Яги и она считает,  что умные дети должны посетить город «Умники и умницы».

Город «Умники и умницы»

−Мы добрались до самого главного города. До него рукой подать, осталось только переплыть реку. Для этого нам нужно пройти ещё одно испытание.

Упр. 154 (с. 101)

− Прочитайте задание. Какие проверочные слова будем подбирать? (Слова — названия предметов.)

− Подберите к данным словам проверочные, запишите по образцу, данному в учебнике.

−Сверьтесь с работой учащихся у доски. Какие есть замечания, дополнения?

− Молодцы, вы успешно прошли все испытания и смогли посетить город «Умники и умницы».

  1. Резерв.

Работа по учебнику Упр. 155 (с. 101)

Словесное творчество

− Прочитайте строки из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». На что обращает наше внимание Совенок? (После слова в каждой строке заканчиваются гласным звуком, придает речи напевность.)

− Вставьте пропущенные буквы по алгоритму, подбирая проверочные слова устно.

− Запишите стихотворные строки по памяти, подчерки орфограммы.

(Сверка с текстом в учебнике. Самооценка с помощью смайликов.)

  1. Итог  урока

А теперь давайте из путешествия вернёмся обратно в класс и подумаем:

– Чему научились на уроке?

– Что было трудным на уроке?

– Что было для вас самым интересным на уроке?

Оцените работу на уроке с помощью сигнальных карточках «светофор».

Зелёный цвет – если вы  довольны своей работой, активно трудились и у вас многое получилось.

Жёлтый цвет – вы не совсем довольны, были трудности, но вы старались.

Красный цвет – вы не довольны своей работой, допускали ошибки.

С каким настроением вы уходите с урока?

  1. Домашнее задание

Найти сказку П. Ершова «Конек-Горбунок» в библиотеке. Выписать 7 слов с безударной гласной. Сделать проверку по алгоритму.

Ребята, давайте поблагодарим наших гостей.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" с использованием сюжетной линии, которая позволяет активизировать внимание детей младшего школьного возраста и повышает интерес к изуч...

разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"

Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий....

Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".

Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....

Открытый урок по русскому языку "Способы проверки безударной гласной в корне слова"

№п/пЭтапы работыСодержание этапаЦели , задачи , результативностьУУД IСамоопределение к деятельностиОпределение своего настроения на начальном этапе урока- Вот и прозвенел звонок.Начинаем наш урок...

конспект урока по русскому языкуОбобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова». Игра «Счастливый случай».

Обобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова».Игра «Счастливый случай». ФГОС 2 класс Программа 2100Конспект урока по русскому языку...

Открытый урок на тему: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.Учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове...