Открытый урок русского языка, 4 класс "Представляем ещё одну часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Щапова Людмила Николаевна

Урок русского языка в 4 классе на тему «Представляем ещё одну часть речи» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. 

Тип урока –  «открытие» новых знаний.

Тема «Представляем ещё одну часть речи» изучается в разделе как самостоятельная  по УМК «Гармония», учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», часть 1, Ассоциация XXI век, 2014 год.

В конспекте указаны этапы урока в соответствии с технологией развития критического мышления, прослеживается три стадии критического мышления:  

I. Стадия вызова. Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой. Мотивация. Актуализация знаний.

II. Стадия осмысления. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

III. Рефлексия. Домашнее задание.

Даётся описание деятельности учителя, деятельности учащихся, на каждом этапе названы формируемые компетенции. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.

Актуальность применения данной технологии заключается в том, чтобы  научить ребёнка самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, применять их в нестандартных ситуациях, развивать своё мышление, это из требований, которые выдвигает ФГОС НОО перед современной школой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_rus_yaz_4_klass.rar1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»

Щапова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

Урок русского языка.

Тема урока: «Представляем ещё одну часть речи»

Урок русского языка в 4 классе на тему «Представляем ещё одну часть речи» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.  

Тип урока –  «открытие» новых знаний.

Тема «Представляем ещё одну часть речи» изучается в разделе как самостоятельная  по УМК «Гармония», учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», часть 1, Ассоциация XXI век, 2014 год.

В конспекте указаны этапы урока в соответствии с технологией развития критического мышления, прослеживается три стадии критического мышления:  

I. Стадия вызова. Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой. Мотивация. Актуализация знаний.

II. Стадия осмысления. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

III. Рефлексия. Домашнее задание.

Даётся описание деятельности учителя, деятельности учащихся, на каждом этапе названы формируемые компетенции. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.

Актуальность применения данной технологии заключается в том, чтобы  научить ребёнка самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, применять их в нестандартных ситуациях, развивать своё мышление, это из требований, которые выдвигает ФГОС НОО перед современной школой.

Изучение темы  «Представляем ещё одну часть речи» вызывает у детей определенные трудности, так как учащимся  приходится запоминать написание большого количества слов, многие из которых они слышат впервые.

Нестандартные формы проведения урока с использованием современных технологий способствуют обогащению конкретных представлений детей об окружающей действительности, в связи, с чем им  необходимо иметь в словарном запасе значительное количество слов-наречий и уметь правильно употреблять их в речи. Задача учителя облегчить процесс запоминания, вызвать интерес к данному виду деятельности.

Я  считаю, большую роль в  поиске современных подходов к обучению играет подход к  построению урока. Данный урок  выдержан в технологии критического мышления.

Критическое мышление – это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.

           Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз: стадия вызова, осмысление, рефлексия.

Каждая из них имеет свои цели и задачи: 
Вызов
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; 
- пробудить интерес, активизировать обучаемого;
-структурировать последующий процесс изучения материала.
Осмысление
- получение новой информации,  ее осмысление;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
-поддержание активности, интереса.
Рефлексия
-выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и учителем.                                                                                  
На стадии вызова используются приёмы  «Корзина понятий» (Учащиеся работают в группе по 4 человека. Каждая группа получает таблицу с пропущенными данными, которую необходимо заполнить. На работу дается 3-4 минуты. Учитель  и дети обращают внимание на  последнюю строку таблицы, которая подводит к теме урока). «Мозговой штурм».  Незаконченное предложение (Проверка правильности заполнения таблицы. Продолжить незаконченные  предложение, пользуясь данными из таблицы). Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их мнения. На стадии вызова осваивается несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, ученик активно участвует в вызове того, что он знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучающийся определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. Для того чтобы обучающиеся  осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это даёт учащимся возможность эффективнее увязать новую информацию с известной.

             На стадии осмысления обучающийся  вступает в контакт с новой информацией или идеями. Используется приём Кластер. (Заполняется таблица «Наречие»). На данной стадии учитель оказывают наименьшее влияние на учащегося. Именно во время, обучающийся должен научиться самостоятельно и активно работать. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы, поддержать у обучающихся активность, созданную во время стадии вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.

           На стадии рефлексия. (Лестница успеха. Поднимаясь по ступенькам нужно воспроизвести знания, полученные на уроке). Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

   .

Ниже хочу представить урок русского языка в 4-ом классе по теме «Представляем ещё одну часть речи»,  построенный с применением технологии развития критического мышления.

           На каждом этапе урока реализуются свои приёмы критического мышления: корзина идей, составление кластера, мозговой штурм, верите ли вы, лестница успеха и др.)

Цели учителя:

- создать условия для формирования у учащихся общего представления о наречии как части речи, практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

Цели ученика:

- Познакомиться с особенностями наречия как части речи;

- учиться ставить учебные задачи; самостоятельно формулировать выводы; находить в тексте наречия.

Задачи:

1.Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

2.Развитие УУД:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные: способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы - результат», помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Открытый урок русского языка. Обобщение по теме "Части речи" (2 класс)

Презентация предназначена для работы на уроке обобщения по русскому языку во 2 классе в конце учебного года....

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...