Конспект урока Словообразование имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Смёткина Таисия Ивановна

План-конспект урока для 3 класса "Словообразование имён прилагательных" Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_imyon_prilagatelnykh.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Школа-коллегиум» г. Алушты

Планк–конспект урока русского языка по теме:

«Словообразование имён прилагательных»

Разработан учителем начальных классов             Смёткиной Таисией Ивановной

Алушта 2019 год

Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода.

Цель: формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.

Задачи урока:

1) содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

2)  содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина;  компьютер, проектор,  экран.  

Демонстрационный материал:  презентация; эталоны; ребусы.

 

Раздаточный материал:   рабочие   листы для групповой работы, толковые словари.

УУД:                                                                                                                           Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: умение  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока.

1.Оргмомент.       

 Настрой на работу.

-Сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

Вы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните  плохое настроение. Вдохните свежесть и красоту белого снега, морозного утра.

-И, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом.

   -Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.Успехов вам и удач!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Ребята, девизом нашего урока я предлагаю взять следующие  слова:

И вновь урок мы начинаем,
Все знанья сами открываем,
К вершине знаний держим путь,
Поэтому – активным будь.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

2. Чистописание.

Очень важно в тетради красиво писать,

А для этого нужно, конечно же, знать:

Как правильно буквы соединять.

-А сможете ли вы, ребята по элементам узнать буквы?

СЛАЙД        и       я         м      (открыть)

- Вы правы! Вспомните, как правильно пишутся эти буквы и напишите их до половины строки. А теперь составьте из этих букв слово и запишите его.

ПРОВЕРКА :   имя

- Поможем Зимушке нарисовать узоры на стёклах?

Выглядеть они будут вот так: ая, яя, ий, ый, ой, ое, ее, ые, ие

3. Постановка проблемы.

- Мы не случайно на чистописании написали слово «имя», потому что речь сегодня пойдёт о чьём-то имени.

-Вот послушайте стихотворение:

-О каких словах рассказывает поэт?(ОБ ИМЕНАХ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

- Прочитаем хором последнюю строчку чистописания. (читают хором)

Что она напоминает?(Окончания имён прилагательных)

-Простым карандашом вертикальной чертой разделите эти окончания на группы. Сколько получилось групп?(4)

Проверка. Оценка своих действий.( ! + - )

-Объясните свои действия.

Ж.р, м.р., с.р., мн.ч.

4. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и откроем ещё одно новое знание.

- С чего начнём работу на уроке? (С повторения)

                                                  Работа в парах.

-На каждой  парте есть листочек с тестом. Работая сообща, выберите верное утверждение. Запишите его в тетрадях. Записи вести в столбик.                  Проверка. Оценка.(1 + -)

ТЕСТ.      

1. Имя прилагательное.

– часть слова

– член предложения

– часть речи

2. Имена прилагательные обозначают

-действие предмета

– признак предмета

                                                                                                                           1. 3.Имена прилагательные отвечают на вопросы

– кто? что?

– какой? какая? какие? какое?

– что делать?

4. Имена прилагательные

– изменяются по родам

– не изменяются по родам

5. Имена прилагательные бывают :

– трех родов: муж., жен., ср. рода.

– только муж. и жен. рода

6. Имена прилагательные являются

– главными членами предложения

– второстепенными

7. Имена прилагательные связаны в роде и числе

– с именем существительным

– с глаголом

8. Имена прилагательные

– изменяются по числам

– не изменяются по числам

- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса )

- Какие вы знаете суффиксы имён существительных?(-ок,- ик,-онок,- ёнок,-ат,-ят,- их,- иц, -ушк,-ник.)

- Разберите 2 любых  слова по составу:

Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький

(Дети разбирают слова на листочках, комментируют)

5. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы не выполняли?

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, с помощью каких суффиксов образуются прилагательные.)

− Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.)

6. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных)

− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.

На доску вывешивается план:

 1.Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных.

 2.Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные

 3.Создать эталон (правило) образования имён прилагательных.

7. Реализация построенного проекта.

−Я предлагаю вам работать в группах.

(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)

− Выполните задания в группах.

(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)

        

Дерево              Деревянный

Лес                            ?

Пух                   Пушистый

Гора                            ?

Апрель                  Апрельский

Город            ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-,

 -ск-, -ист-

Чистый             Чистенький

Белый          ?

Серый          сероватый, рыжий         рыжеватый

Седой                 ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-,-еват-, -еньк-.

- Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных)

8. Физкультминутка

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

− Закрепить умение  образовывать прилагательные нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 339

- Запишите слова вместо вопросительного знака.

- Расскажите друг другу как образовались эти слова

(затем несколько учеников проговаривают вслух).

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Грусть  (Грустный)

Голубой  (голубоватый)

Картофель (Картофельный)

Сладость  (сладкий)

Ярость  (Яростный)

11. Включение в систему знаний и повторение.

Игра в слова

−  Ребята, где мы будем применять новые знания?

- Разгадайте ребусы:

- Составьте и запишите словосочетания, укажите род.

- Запишите новое словарное слово- коричневый.

-Вы знаете ,почему этот цвет так называется?

- А где можно узнать?

- Найдите в толковом словаре объяснение этого слова.

 (Объясняют, после объяснения рассказывают по схеме)

12. Рефлексия .

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока? (Узнать, с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Вы достигли поставленной цели?                                                                                

Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме: http://festival.1september.ru/articles/568867/img1.gif 

Ученики выходят к доске и рисуют смайлики.

        Если вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникло;

        Если вам ещё трудно образовывать прилагательные, надо ещё упражняться

        Если вы не сделали никакого открытия для себя

Д.з. подготовиться к проверочной работе.

Рабочий   лист для групповой работы

Дерево               Деревянный

Лес                          ?

Пух                         Пушистый

Гора                 ?

Апрель                      Апрельский

Город         ?            

Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________

Чистый                    Чистенький

Белый          ?           

Серый                         сероватый

Рыжий                                 Рыжеватый

Седой              ?

Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Изменение имён прилагательных по числам и родам".

Можно использовать в 3 классе по русскому языку....

Конспект урока "Склонение имён прилагательных множественного числа"

Конспект урока составлен  по учебнику Поляковой А.В. 4 класс (программа Л.В.Занкова ), посвящён 65-летию Победы в ВОВ....

Конспект урока "Роль имён прилагательных в тексте" (3 класс, УМК " Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Роль имен прилагательных в тексте". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России&quo...

Конспект урока: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода....