Открытый урок "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Открытый урок по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1»

План-конспект

открытого урока по русскому языку в 3»б» классе

по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

                                                                  Подготовила: Бабина В. П.,

                                                                  учитель начальных классов

2018 г

Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных. Углубить представления обучающихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных. Учить решать проблемные задачи. Закреплять ранее изученный материал. Обогащать словарный запас, развивать речь. Развивать мышление, внимание, речь обучающихся. Воспитывать интерес к урокам русского языка. Работать с толковыми словарями.

Планируемые результаты: научиться распознавать существительные среди других частей речи; различать собственные и нарицательные имена существительные; приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел дружок звонок,

Начинается урок!

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

    Я желаю, чтобы наш урок прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Тест.

1) Имя существительное   -   это…

А) часть слова;   Б) часть речи;   В) часть предложения.

2) Имя существительное  обозначает:                                                                            

 А) действие предмета;   Б) предмет;    В) признак предмета.

3) Имя существительное отвечает на вопросы:

  А) что делать? что сделать?;   Б) какой? какая? какое? какие?;   В) кто? что?

4) Имена существительные бывают?                                                                                                             А) твёрдые и мягкие;   Б) ударные и безударные;   В ) одушевлённые и неодушевлённые.

Как узнать какой частью речи является слово?( Задать вопрос.)

5) В какой строке все слова являются именами существительными?    

А) рисовать, рисунок, рисование;  Б) море, моряк, приморье; В)  лес, лесник, лесной

Объясните лексическое значение слова:

ПРИМОРЬЕ – «полоса суши, протянувшаяся вдоль побережья моря»

                             Местность у морского побережья..

 (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.)

   - С чего начнём нашу работу в тетрадят? (С записи числа и классной работы)  

Новое слово семнадцатое.

2. Чистописание.

- Посмотрите на доску и скажите в каких случаях используют написание данных букв? (Написание слов с удвоенными согласными.)

нн   кк   лл    пп   сс     бб

3. Словарно-орфографическая работа

   -Назовите  имена существительные с такими удвоенными согласными.

1. Имя девочки

2. Популярная игра на льду

3. Имя мальчика

4. Несколько людей вместе

5. Название нашей страны

6. День недели

Анна, хоккей, Кирилл, группа, Россия, суббота.

4. Определение темы урока. Проблемная ситуация.

- На какие две группы можно разделить данные имена существительные? (Заглавные и строчные)

 Запись на доске слов с заглавной буквы.                         

Анна                                          

Кирилл                                      

Россия                                        

   Вывод: имена существительные, которые обозначают названия единичных предметов, принадлежащих только им- называются собственными.

(Появляется соответствующая запись «собственные» над первым столбиком слов)

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Запись на доске слов со строчной буквы

хоккей

группа

суббота

   Остальные имена существительные называются нарицательными.

(Появляется соответствующая запись «нарицательные» над вторым столбиком слов)

- Сформулируйте тему урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

(Дети читают правило на стр. 15 учебника и отвечают на вопрос)

- Какие имена существительные называются собственные? Нарицательные?

- С какой буквы пишутся собственные имена существительные? Нарицательные?

- Чему будем учиться на уроке?

Будем учиться различать собственные и нарицательные имена существительные.

5. Работа по теме урока. Работа по учебнику. Упр.22 (с.15)

1) Устно разобрать.

  • Прочитайте. Назовите собственные имена существительные.
  • Назовите нарицательные имена существительные.
  • Как вы это определили?
  • Сделайте вывод. Как пишутся имена собственные?
  • Вывод: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, художественные произведения пишутся с заглавной буквы.
  • 2) Списать выборочно.

3) Подчеркнуть в словах изученные орфограммы.

1. Большая буква в именах собственных: Вологда, Победы, Болгария, Муромец, Базилио.

2.Буквосочетания: девочка, площадь.

3. Разделительный ь: Илья

4. Мягкий знак: мальчик, Зорька, Эльбрус, площадь, богатырь.

5. Безударные гласные проверяемые: страна, озеро, гора.

6. Парные согласные проверяемые: город, площадь.

7. Непроверяемые написания: поэт, девочка, улица, богатырь, корова.

6. Физкультминутка.

Наша физкультминутка будет связана с темой нашего урока. (Проводят дежурные.)

Если называют имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете)

Пушкин, город, деревня, Курск, Жучка, воробей, Марс, озеро, Максим, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица, Волга, улица и т. д.

7. Работа над новым материалом.

1) Работа в парах (устная). Упр. 24 (с.16)

- Что вы  можете сказать о написании названий художественных произведений? 

   (Они записаны с заглавной буквы и заключены  в кавычки)

    - Как записаны авторы данных произведений?

     ( Имена и отчества авторов сокращены до одной буквы, а фамилии записаны полностью.)

   Прочитайте правило на стр.16. (Дети читают про себя, а потом вслух)

  Один ученик задаёт вопрос, другой ученик отвечает.

   В. Кто написал стихотворение «Берёза»?

   О. Стихотворение «Берёза» написал Сергей Александрович Есенин.

  В. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»?

  О. Басню «Стрекоза и Муравей» написал Иван Андреевич Крылов.

  В. Кто написал рассказ «Акула»?

  О. Рассказ «Акула» написал Лев Николаевич Толстой.

  В. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  О. Сказку «Аленький цветочек» написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

2) Упр. 25, стр. 16 (письменно)

    Письменно ответить на вопросы. Комментированное письмо.

Первый рисунок дан к стихотворению С. А. Есенина «Берёза»

Второй рисунок дан к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Третий рисунок дан к сказке С. Т. Аксакова «Аленький Цветочек»

Четвёртый рисунок дан к рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

-Как пишутся названия художественных произведений и их авторы?

Вывод: названия художественных произведений пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки, имя и отчество автора инициалами.

8. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

   Упр. 23, стр.16. Письменно. Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?

9. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали? (Собственные и нарицательные имена существительные)

- Почему они так называются? ( Это собственное имя, только им принадлежащее.

Дают названия каждой реке, городу, улице, планете…).

10. Домашнее задание. (Дифференцированное)

     1) Упр. 26.стр.17 (Пьянзин Сергей, Макаров Данила, Неяскин Ярослав, Царёв Денис, Якунина Яна, Кабаев Роман, Анасьев Никита, Рамайкин Вадим, Васькин Евгений, Карнетова Виктория, Пятина Алина, Пугаева Ксения,

    2) Упр.27, стр.17 (Чевтайкина Анастасия, , Надина Елизавета, Адышкина Олеся, Кажайкина Марина, Зинина Елизавета, Надин Дмитрий.)

   3) Выучить правила на стр. 15, 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

открытый урок " Собственные и нарицательные имена существительные"

Проблема на уроке, разные виды работы, ууд,рефлексия....

открытый урок "Собственные и нарицательные имена существительное" 3 класс

Собственные имена существительные 3 в классДулюш Азияна Николаевна...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"

В публикации представлен открытый урок по русскому языку в 3 классе. В образовательной деятельности учителем применяются современные технологии. Для достижения положительных результатов применяются ра...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...