Городская олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Романова  Людмила Васильевна

Городская олимпиада по русскому языку содержит задания для выявления интеллектуальных способностей учащихся 4-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskaya_olimpiada_po_russkomu_yayku.docx19.13 КБ
Файл klyuchi_russkiy_yazyk.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Городской интеллектуальный конкурс по русскому языку

                                          2018-2019 учебный год.                                    Код _____________

1. Определи по персонажам, о каких сказках  А.С.Пушкина идёт речь: старик со старухой, царь Дадон, царица-мачеха, три девицы, чёрт?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Образуй от каждого прилагательного по 2 однокоренных глагола разных спряжений, стоящих в форме  2 лица единственного числа. Спряжение глаголов подпиши. Окончания выдели. Определи вид, получившихся глаголов. Ясный_______________________________________________________________________

Грязный_____________________________________________________________________

Густой______________________________________________________________________

Чистый______________________________________________________________________

По какой форме глагола настоящего и будущего времени  по уже написанному окончанию нельзя определить спряжение?

____________________________________________________________________________

3. Определить падеж личных местоимений. Поставить все местоимения в начальную форму.

На её _____________, у нас______________, в них_____________, песня ему__________,

на меня___________, с вас_____________, к тебе_______________, на неё_____________

4. Транскрипция какого слова написана неправильно? Запиши её верно.

1.) [вада]  2. [парат]  3. [марков]  4. [жыраф]

____________________________________________________________________________

5. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

 а) Овладевать собой, успокаиваться __________________________________________

 б) Очень тесно_____________________________________________________________

 в) Усиленно думать над трудным вопросом ____________________________________

 г) Хорошо запомнить ______________________________________________________

6. С помощью суффиксов от слов аптека, беседа, плита, лопата, папа образуйте похожие слова, но имеющие совершенно другое значение, т.е. существующие как самостоятельные в русском языке. Запишите получившиеся слова, составьте с ними словосочетания, чтобы было понятно значение получившихся слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Преврати слово боль в слово пыль, меняя по одной букве. «Переходное» слово должно иметь смысл. (слово является одним из жанров произведений)

___________________________________________________________________________

8. Сколько орфографических ошибок в тексте? Ответ запишите числом. Исправь ошибки.

Горячюю кашу на завтрок Верблюду

 Жина на сыпает в агромное блюдо.

И бедный Верблют посридине пустыне

До ужена ждёт, пока каша остынит. ______________

9. Какой литературный приём используем мы в своей речи, иногда этого даже не замечая? Что обозначает данное средство художественной выразительности?

«Я тебе уже тысячу раз говорила";"мы не виделись сто лет"; "еды на полгода хватит"; "быстрый как молния" .

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

10. О каких литературных омонимах идёт речь?

Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга._______________________________

Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.______________

Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения.______________________________________________________________

Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.______________________________________________________________

11. Максим и Миша придумали свой шифр. Имя сказочного героя Джеймса Барри Питер Пен после зашифровки выглядит так: Быдэл Бэм.
Имя какого сказочного героя прячется за словом 
Бымёггыё? Кто придумал этого героя?

___________________________________________________________________________

12. Дан ряд слов: яма, ось, юг, валюта, поздно.

Распредели их в порядке возрастания количества звуков? Выполни транскрипцию слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобках нижнего ряда.

Парта ( табак ) собака                бузина ( поза ) кашпо                фанера ( шкаф ) кошка

Кочан (_____)сигара                кобыла (____) грыжа                колесо (______)ряска

14. Запиши, как называют людей, которые живут:

в  Костроме______________________________,  в Пскове__________________________, в селе__________________________________, на острове__________________________, на хуторе_______________________________, на Волге___________________________.

15. Замени пословицы разных народов русскими с таким же смыслом.

У пчелы спина полосатая, а тигром её не назовёшь (китайская).

___________________________________________________________________________

Хочешь, чтоб были полны закрома, - вставай с криком петуха (украинская).

___________________________________________________________________________

Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро (эстонская).

___________________________________________________________________________

И в тихой воде есть крокодилы (малайская).

___________________________________________________________________________

16. Выдели приставки в словах.

Землетрясение, громоотвод, мясоперерабатывающий (завод), водопроводчик, сногсшибательная (новость)

17. Комплимент – это французское слово, которое обозначает похвалу, лестные приятные слова. Представь, что тебе сделали комплимент (повод выбери самостоятельно) или вспомни случай из жизни. Придумай небольшой текст (5-6 предложений).  Опиши свои ощущения в этот момент.

 Одно из предложений в твоём  сочинении должно быть сложным. Докажи это.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Успехов тебе!



Предварительный просмотр:

Городской интеллектуальный конкурс по русскому языку

                                          2018-2019 учебный год.                                    Ключи

1. Определи по персонажам, о каких сказках  А.С.Пушкина идёт речь: старик со старухой, царь Дадон, царица-мачеха, три девицы, чёрт?

«Сказка о рыбаке и рыбке»                                5 баллов

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка о попе и о работнике его Балде»

2. Образуй от каждого прилагательного по 2 однокоренных глагола разных спряжений, стоящих в форме  2 лица единственного числа. Спряжение глаголов подпиши. Окончания выдели. Определи вид, получившихся глаголов.

 Ясный        прояснишь -2, проясняешь-1                 9 баллов

Грязный        загрязнишь-2, загрязняешь-1

Густой загустишь-2, сгущаешь-1

Чистый очистишь-2, очищаешь-1

По какой форме глагола настоящего и будущего времени  по уже написанному окончанию нельзя определить спряжение?

По форме 1 лица, ед числа. Окончания у, ю

3. Определить падеж личных местоимений. Поставить все местоимения в начальную форму.                                        5+4 балла

На её  П.п, В.п,         она,  у нас         Р.п., мы,  в них        В.п., П.п., они , песня ему        Д.п.,  он,

на меня         В.п., я ,  с вас        Р.п., вы ,  к тебе        Д.п., ты,  на неё        В.п., она

4. Транскрипция какого слова написана неправильно? Запиши её верно.

1.) [вада]  2. [парат]  3. [марков]  4. [жыраф]

[м а р к о ф`]                                2 балла

5. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

 а) Овладевать собой, успокаиваться         Взять себя в руки                4 балла

 б) Очень тесно        Яблоку негде упасть        

 в) Усиленно думать над трудным вопросом         Ломать голову

 г) Хорошо запомнить         Зарубить на носу

6. С помощью суффиксов от слов аптека, беседа, плита, лопата, папа образуйте похожие слова, но имеющие совершенно другое значение, т.е. существующие как самостоятельные в русском языке. Запишите получившиеся слова, составьте с ними словосочетания, чтобы было понятно значение получившихся слов.

Школьная аптечка, дачная беседка, уложить плитку, болит под лопаткой, положить в папку                        5 баллов

7. Преврати слово боль в слово пыль, меняя по одной букве. «Переходное» слово должно иметь смысл. (слово является одним из жанров произведений)

Боль-быль-пыль                                2 балла

8. Сколько орфографических ошибок в тексте? Ответ запишите числом. Исправь ошибки.

Горячюю кашу на завтрок Верблюду                        5 баллов

 Жина на сыпает в агромное блюдо.

И бедный Верблют посридине пустыне 

До ужена ждёт, пока каша остынит.                 10

9. Какой литературный приём используем мы в своей речи, иногда этого даже не замечая? Что обозначает данное средство художественной выразительности?

«Я тебе уже тысячу раз говорила";"мы не виделись сто лет"; "еды на полгода хватит"; "быстрый как молния" .                        3 балла

Гипербола – преувеличение свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи.

10. О каких литературных омонимах идёт речь?

Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.        переплёт

Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.        произведение

Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения.        канва

Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.        Дневник                                4 балла

11. Максим и Миша придумали свой шифр. Имя сказочного героя Джеймса Барри Питер Пен после зашифровки выглядит так: Быдэл Бэм.
Имя какого сказочного героя прячется за словом 
Бымёггыё? Кто придумал этого героя?

Пиноккио, Карл Коллоди                        2 балла

12. Дан ряд слов: яма, ось, юг, валюта, поздно.

Распредели их в порядке возрастания количества звуков? Выполни транскрипцию слов.

[ос`]

[й`ук]

[й`ама]

[позна]

[вал`та]                                        5 баллов

13. Слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобках нижнего ряда.

Парта ( табак ) собака                бузина ( поза ) кашпо                фанера ( шкаф ) кошка

Кочан (ангар)сигара                кобыла (жаба) грыжа                колесо (срок)ряска

                                                                                        скок

                                        3 балла

14. Запиши, как называют людей, которые живут:                3 балла

в  Костроме                костромичи ,    в Пскове                            псковитяне,                 в селе                        сельчане        ,      на острове                        островитяне,                  на хуторе                        хуторяне        ,      на Волге                        волжане.

                

15. Замени пословицы разных народов русскими с таким же смыслом.

У пчелы спина полосатая, а тигром её не назовёшь (китайская).

По одёжке встречают, по уму провожают.

Хочешь, чтоб были полны закрома, - вставай с криком петуха (украинская).

Кто рано встаёт - тому бог подаёт.

Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро (эстонская).

Одна голова хорошо, а две лучше.

И в тихой воде есть крокодилы (малайская).

В тихом омуте черти водятся.                        4 балла

16. Выдели приставки в словах.

Землетрясение, громоотвод, мясоперерабатывающий (завод), водопроводчик, сногсшибательная (новость)                        5 баллов

17. Комплимент – это французское слово, которое обозначает похвалу, лестные приятные слова. Представь, что тебе сделали комплимент (повод выбери самостоятельно) или вспомни случай из жизни. Придумай небольшой текст (5-6 предложений).  Опиши свои ощущения в этот момент.

 Одно из предложений в твоём  сочинении должно быть сложным. Докажи это.

                                8+2=10 баллов

Мах 80 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская олимпиада по русскому языку в 4 классах.

Тестовые задания по русскому языку для олимпиады в 4 классах....

Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 2 класса - 2011 г.

Задания рассчитаны на самостоятельную работу в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....

Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 3 класса - 2011 г.

Задания предусматривают самостоятельную работу учащихся в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....

Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 2 класса - 2012 г.

Задания для самостоятельной работы учащихся в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....

Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 3 класса - 2012 г.

задания для самостоятельной работы учащихся в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....

Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 3-4 классов.

Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 3-4 классов 2005 г.....

Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 4 классов.2011

Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 4 классов.2011...