Рабочая программа по русскому языку 1класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа (ФГОС) по курсу «Русский язык и письмо» для 1 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. N 240-V "Об образовании в
Республике Бурятия"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях"
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа», утвержденный Постановлением Администрации Муниципального образования «Баргузинский район», от 08.02.2016г, №55
- Основная образовательная программа общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная от 31.09.2017г.
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины( модуля) (ФГОС) в МБОУ «Баргузинская СОШ», утвержденное Приказом № 128 от 09.06.2017г.
- Примерная программа дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ по курсу «Русский язык и письмо»
УМК: «Школа России» учебник «Русский язык» втор В.П.Канакина, В.Г Горецкий, прописи (5 частей) Горецкий, Н.А. Федосова
Федеральный базисный план отводит 165часов для образовательного изучения дисциплины «Русский язык и письмо» в 1 классе из расчёта 5 часов в неделю.
Цели:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Характеристика курса
Курс русского языка начинается с обучения письму, которое идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв, осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
После обучения письму начинается раздельное изучение русского языка.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам
Место курса «Русский язык» в учебном плане
В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится: различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Развитие речи
Обучающийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Календарно – тематическое планирование по письму (115 часов), 1 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт. | |||
1. | Знакомство с прописью. Гигиенические требования письма | 1 | ||
2. | Рабочая строка. Короткая и длинная линия | 1 | ||
3. | Короткая и длинная линия с закруглением внизу. | 1 | ||
4. | Наклонная линия с закруглением внизу и вверху. | 1 | ||
5. | Наклонная линия с петлей внизу и вверху. | 1 | ||
6. | Письмо элементов букв. | 1 | ||
7. | Письмо овалов. Большой и маленький полуовалы. | 1 | ||
8. | Письмо элементов букв. | 1 | ||
9-10. | Буквы А,а | 2 | ||
11-12. | Буквы О,о | 2 | ||
13. | Письмо изученных букв. | 1 | ||
14-15. | Буквы И,и | 2 | ||
16-17. | Буква ы | 2 | ||
18. | Письмо изученных букв. | 1 | ||
19-20. | Буквы У ,у | 2 | ||
21-22. | Строчная буква «н» и прописная буква «Н». | 2 | ||
23. | Письмо изученных букв. | 1 | ||
24-25. | Строчная буква «с», прописная буква «С». | 2 | ||
26-27. | Строчная буква «к» прописная буква «К». | 2 | ||
28. | Письмо изученных букв и слогов. Списывание с печатного текста | 1 | ||
29-30. | Строчная буква «т» прописная буква «Т». | 2 | ||
31. | Письмо изученных букв и слогов. Списывание с печатного текста | 1 | ||
32-33. | Строчная буква «л», прописная буква «Л». | 2 | ||
34. | Письмо изученных букв. | 1 | ||
35-36. | Строчная буква «р» прописная буква «Р». | 2 | ||
37-38. | Строчная буква «в» прописная буква «В». | 2 | ||
39. | Письмо текста с изученными буквами. | 1 | ||
40-41. | Строчная буква «е» прописная буква «Е». | 2 | ||
42. | Списывание печатного текста. | 1 | ||
43. | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 | ||
44-45. | Строчная буква «п» прописная буква «П». | 2 | ||
46-47. | Строчная буква «м» прописная буква «М». | 2 | ||
48. | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 | ||
49-50. | Строчная буква «з», прописная буква «З». | 2 | ||
51-52. | Строчная буква «б» прописная буква «Б». | 2 | ||
53. | Списывание письменных и печатных слов и текстов. | 1 | ||
54-55. | Строчная буква «д» прописная буква «Д». | 2 | ||
56-57. | Строчная буква «я» прописная буква «Я». | 2 | ||
58. | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | ||
59. | Списывание печатных слов, предложений, печатного текста. | 2 | ||
60-61. | Строчная буква «г» прописная буква «Г». | 2 | ||
62 | Строчная буква «ч», прописная буква «Ч». | 1 | ||
63. | Письмо слов и предложений с буквами | 1 | ||
64. | Строчная буква «ч», прописная буква «Ч». | 1 | ||
65. | Письмо изученных букв и слов с ними. | 1 | ||
66. | Буква Ь. | 2 | ||
68. | Письмо изученных букв и слов с ними. | 1 | ||
69-70. | Строчная буква «ш», прописная «Ш» | 2 | ||
71-72. | Строчная буква «ж», прописная буква «Ж», | 2 | ||
73. | Списывание печатных слов, предложений, печатного текста. | 1 | ||
74-75. | Буквы Ё,ё | 2 | ||
76-77 | Буква й. | 2 | ||
78. | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | ||
79- | Строчная буква «х», прописная буква «Х» | 2 | ||
80. | Письмо изученных букв и слов с ними. | 1 | ||
81-82. | Строчная буква «ю», прописная буква «Ю» | 2 | ||
83. | Письмо небольших по объёму текстов | 1 | ||
84-85. | Строчная буква «ц», прописная буква «Ц» | 2 | ||
86-87. | Буквы Э,э | 2 | ||
88. | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | ||
89-90. | Буквы «Щ» «щ», Письмо слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши. | 2 | ||
91-92. | Строчная буква «ф», прописная буква «Ф». | 2 | ||
93. | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | ||
94-95. | Буква Ъ. Письмо слов с буквами Ь и Ъ. | 2 | ||
96-97. | Алфавит | 2 | ||
98. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 | ||
99-100. | Письмо изученных букв и слов с ними. | 2 | ||
101-102. | Списывание текста. | 2 | ||
103-104. | Составление рассказа о себе. | 2 | ||
105-106. | Оформление предложений в тексте | 2 | ||
107 | Заглавная буква в именах собственных | 1 | ||
108 | Правописание ЖИ-ШИ | 1 | ||
109 | Правописание ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ,ЧК-ЧН. | 1 | ||
110 | Закрепление и обобщение изученного | 1 | ||
111 | Письмо под диктовку | 1 | ||
112 | Оценка достижений. | 1 | ||
113-115 | Резервные часы | 3 |
Календарно- тематическое планирование по русскому языку (50 часов), 1 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
1 2 | Предмет «Русский язык». Наша речь. Язык и речь | 2 | |||
3 | Текст | 1 | |||
4 | Предложение. | 1 | |||
5 | Диалог | 1 | |||
6 | Слово. | 1 | |||
7 | Что могут называть слова. | 1 | |||
8 | Тематические группы слов. Вежливые слова | 1 | |||
9 | Сколько значений может быть у слова | 1 | |||
10 | Слово и слог. | 1 | |||
11 | Деление слов на слоги. | 1 | |||
12 | Перенос слов | 1 | |||
13 | Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. | 1 | |||
14 | Что такое ударение. | 1 | |||
15 | Распознавание в словах ударных и безударных слогов. | 1 | |||
16 | Чем отличаются звуки от букв | 1 | |||
17 | Условные звуковые обозначения слов. | 1 | |||
18 | Что такое алфавит | 1 | |||
19 | Значение алфавита. | 1 | |||
20 | Какие звуки называются гласными | 1 | |||
21 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове | 1 | |||
22 | Слова с буквой э. | 1 | |||
23 | Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 1 | |||
24 | Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 1 | |||
25 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). | 1 | |||
26 | Проверочный диктант. | 1 | |||
27 | Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам | 1 | |||
28 | Буквы, обозначающие согласные звуки | 1 | |||
29 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | |||
30 | Буквы Й и И | 1 | |||
31 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | 1 | |||
32 | Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | |||
33 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 | |||
34 35 36 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | 3 | |||
37 | Согласные звонкие и глухие | 1 | |||
38 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 1 | |||
39 | Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов | 1 | |||
40 | Проверочный диктант. | 1 | |||
41 | Развитие речи. Работа над ошибками | 1 | |||
42 | Шипящие согласные звуки | 1 | |||
43 | Проект «Скороговорки». | 1 | |||
44 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | |||
45 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | |||
46 | Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | |||
47 | Заглавная буква в словах | 1 | |||
48 | Развитие речи. | 1 | |||
49 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). | 1 | |||
50 | Проверочный диктант | 1 |
Планируемые результаты изучения предмета
Предметные УУД:
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Личностные УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивов к творческой проектной деятельности.
Материально – техническое и учебно-методическое обеспечение
1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку
3.. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи- 4 части, Москва « Просвещение», 2015
2. Канакина В.П. ,Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. Москва « Просвещение», 2015
3. Канакина В. П. и др. Русский язык. 1 класс. Электронные пособия.
6. . Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы
7.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку
.
Литература
1.Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи- 4 части ,Москва « Просвещение», 2016 2.Канакина В.П.
2.Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. Москва « Просвещение», 2015 3.Канакина В.П.,
3.Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы 4. 4.Канакина В.П 4.Методическое пособие с поурочными разработками
5. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-68054-1423855165.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»
Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...
Рабочая программа и КТП 1класс
Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...
Рабочая программа и КТП 1класс
Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...
Рабочая программа.Математика . ПНШ 1класс
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-357536-1386247599.jpg)
Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...