Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бурлакова Юлия Сергеевна

Данный материал предназначен для учащихся 1 классов. Материал поможет закрепить знания детей о согласных звуках, о написании  букв Д, д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_chtenie.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

          Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе

по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».

Задачи: закрепить знания детей о согласных звуках, о написании  букв Д, д; развивать навыки звуково-слогового анализа и синтеза, обогащать словарь детей; развивать память, внимание и мышление; прививать навыки культурного поведения.

Оборудование: буквы Д, д, Т, т; картинки  с изображением Дюймовочки, жаб, рыб, рака, жука, мыши, крота, ласточки, принца; карточки для работы в группах (со словами: во…а, све…, воз…ух, пала…ка, ло…ка, пло…, де…); слова, записанные на карточках ( доброе утро, добрый день, добрый вечер); слоги, записанные на карточках ( до, мик, де, воч, ка, де, ре, во, Дюй, мо, воч, ка; запись м/ф «Дюймовочка».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа по теме.

        1). Постановка задач урока

 – Чтобы узнать,  чем же мы будем заниматься на уроке,  вам необходимо послушать отрывок из сказки и назвать имя героини.

«… Жила – была бедная женщина. Детей  у нее никогда не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к старой колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в горшок. Женщина так и поступила.

Через некоторое время из земли показался маленький росток . Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма…»

- Так как же звали девочку?

- Как вы, думаете, почему я выбрала именно эту сказку?

- Да, действительно в написании имени Дюймовочка есть буква Д, с написанием, которой вы познакомились вчера. Сегодня же вы потренируетесь читать и писать слова, предложения, содержащие строчные и заглавные буквы Дд.

- Какие звуки могут обозначаться буквами Дд? Что вы можете рассказать о них?

- Запишите буквы в рабочей  тетради  Дд.

        2). Закрепление знаний о написании имен собственных

 - Какие имена вы можете назвать, написание которых начинается с такой же буквы, как и имя Дюймовочка?

Данил, Даша, Денис, Дима

- Что необходимо знать, чтобы грамотно записать эти слова?

        3). Работа в прописи.

Стр. 30

- Кто догадался, какой вид работы необходимо выполнить?

- Денис, Даша – это имена.

1

-Чем являются слова Дон,  Днепр?

- Дон, Днепр – это реки.

- Запишите эти слова.

-  А, кто из вас когда-нибудь совершал путешествие по водоемам?

        4). Работа букв д-т в словах

- Нашей героине Дюймовочке тоже пришлось совершить путешествие по различным водоемам, но не по своей воле.

«… Однажды, когда Дюймовочка спала в своем домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили ее. Дюймовочке помогли убежать от них рыбки, рак, «перекусивший» стебель кувшинки, на листе которой плакала бедная Дюймовочка. Но лист плывет по реке слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку…»

- Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке.  Вставьте в слова нужную букву.

 (Работа в группах.)

Во…а, све…, воз…ух, во…ный, пала…ка, ло…ка, пло…, де...

Проверить с помощью сигнального и цифрового табло.

-Есть ли у команды ошибки?

- Под какими номерами стоят слова, в которых допущены ошибки?

- Что вы можете сказать о  д - т?

        5). Работа в прописи.

Стр. 31

-  Вставьте буквы в эти слова.

        6). Чтение слов, предложений с изученными буквами

– С вашей помощью  Дюймовочка убежала от противных жаб.

«… Ее увидел майский жук. Дюймовочка очень понравилась майскому жуку, и он решил познакомить ее с другими насекомыми. Но Дюймовочка пришлась им не по нраву – ведь у нее не было ни усиков, ни крыльев – и майский жук оставил девочку одну на дереве, с которого она не могла спуститься…»

- Помогите Дюймовочке спуститься с дерева, назвав  «добрые слова» и прочитав стихотворение о некоторых из  них.

Доска: доброе утро                 добрый день                 добрый вечер

- Когда же говорим эти слова мы узнаем, открыв азбуку на стр.29 .

 Работа с азбукой.

Стр. 29

 Добрые слова помогли Дюймовочке спуститься с дерева. И она двинулась в путь.

        7). Физ. минутка.

По дороге мы с Дюймовочкой идем

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнем,

2

Потом дальше пойдем.

        8). Развитие звуко-логового анализа и синтеза

«…Все лето Дюймовочка прожила в лесу. Наступила дождливая  осень. Холодно стало девочке. Побрела она искать какое – нибудь убежище потеплее. Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но полевая мышь пустит Дюймовочку только тогда, когда она выполнит ее задание….»

- Составьте слова из данных слогов

-до, - мик, - де, - воч, - ка, - де, - ре, - во,  -Дюй, – мо, – воч, - ка.

        9). Работа над предложением

«…О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на Дюймовочке. Но прежде чем забрать ее с собой в царство вечной тьмы, крот обещает выполнить одно желание девочки. Девочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась с солнышком, крот занимался своим любимым делом: разбирал предложение на отдельные слова…»

- Прочитайте слова, которые получились у крота. Соберите из них предложения. Запишите его в пропись, подчеркните в словах буквы д-т.

- Работа в прописи.

Стр. 31

Дома и стены помогают.

- Как вы понимаете содержание этого предложения?

- Что необходимо знать, чтобы грамотно записать предложение?

- Найдите и подчеркните мягкие согласные. Докажите свое мнение.

        10). Закрепление изученного

Крот был в своем доме.

«… А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась  с солнышком, синим небом, зеленой травой… Девочку увидела ласточка, летевшая в теплые края. Когда она узнала, о чем так горько плачет Дюймовочка, то пожалела ее и взяла с собой в теплые страны.

Птица опустила Дюймовочку на красивый цветок и улетела.

Просмотр отрывка из м\ф «Дюймовочка» ( момент встречи Дюймовочки с принцем).

- Вот такой счастливый конец имеет история о Дюймовочке.

        - Давайте вспомним и запишем, кто же был рядом с Дюймовочкой во время ее путешествия.

        11). Комментированное письмо

- Жаба-мама, жаба-сын, жук, рыбки, рак, крот, ласточка, принц.

- Подчеркните в словах буквы, которые смягчают стоящую впереди согласную.

        12). Самостоятельная работа

- Выполните звуко - буквенный анализ слова, которое обозначает имя героини, которая путешествовала с нами на уроке.

                Дюймовочка

3

3. Итог.

- Счастливо закончилось путешествие Дюймовочки, наш же урок тоже подходит к концу.

-  Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? О каких буквах мы сегодня говорили на уроке? Что вы можете о них рассказать?

Литература

1. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва «Просвещение» 1991.

2. Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Москва. Гном. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Заглавные буквы Ц, Щ. Написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу"

Форма проведения: урок.Тип урока: комбинированный.Дидактические принципы:    Принцип научности;    Принцип доступности;    Принцип систематичности...

Урок обучения грамоте в 1 – м классе по теме: "Знакомство с буквой «Ч, ч». Сравнение чисел. Измерение расстояний между точками."

Знакомство с новой согласной буквой; выявить, что звук [ч] – всегда мягкий;развитие фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;развитие умение на осн...

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п»

Урок изучения нового материала с использованием элементов проблемного обучения....

Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак).

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"Автор: учитель ГОУ СОШ №169 г. Санкт-Петербурга Бербека О.В....