РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Умники и умницы» 1Г класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия г. Советский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Умники и умницы»
1Г класс
Составитель: Коршунова В. Г.
Учитель начальных классов
2016-2017 уч. год
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Умники и Умницы»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и Умницы» составлена в соответствии с требованиями
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373).
С учетом:
- Программы курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (базовый уровень) (авт. О.А.Холодова)
Направление внеурочной деятельности - обще интеллектуальное
На изучение курса «Юным умникам и умницам» в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч. 4 года (34 учебные недели в каждом классе). Программа предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на реализацию в объёме 34 часа (1 занятие по 40 минут в неделю).
Курс «Умники умницы» ставит своей задачей обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.
Цель курса – формирование и развитие у учащихся общелогических умений, основных мыслительных операций, необходимых для любой интеллектуальной деятельности; закладка основ правильности, точности и креативности мышления. Воспитание самостоятельно мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.
Результаты реализации программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Вступать в беседу на уроке и в жизни
Содержание курса
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Основные виды деятельности |
I. Развитие восприятия. | Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах. | 4ч | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления Комбинированное занятие Индивидуальные групповые фронтальные. | Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. . |
II. Развитие памяти. | Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. | 4ч. | Тест Игры на развитие внимания. | Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. |
III. Развитие внимания.
| Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. | 4 ч. | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. | Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.. |
IV. Развитие мышления. | Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. | 7ч. | Тренинг, семинар, ролевая и деловая игра | С Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. |
V. Развитие речи | Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями.. Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение | 11ч | Игры и упражнения на развитие мышления. | Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. |
VI. Практический материал
| Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры. | 3ч | Познавательная игра. Игры на развитие внимания Тестирование | Выполнять действия под диктовку, подобрать, решать задачи фразеологизмы, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | ||
По плану | По факту | ||||
Свойства, признаки и составные части предметов | 4ч | ||||
1 | Знакомство с курсом «Мир логики» | 1 | |||
2 | Выделение признаков | 1 | |||
3 | Различие | 1 | |||
4 | Сходство | 1 | |||
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант 4ч | |||||
5 | Существенные признаки | 1 | |||
6 | Характерные признаки. | 1 | |||
7 | Упорядочивание признаков. | 1 | |||
8 | Правила сравнения. Тест «Сравнение». | 1 | |||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант/ 4ч
| |||||
9 | Истинные и ложные высказывания. | 1 | |||
10 | Отрицание высказывания. | 1 | |||
11 | Правила классификации. | 1 | |||
12 | Вопросы. | 1 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант 7ч | |||||
13 | Алгоритм | 1 | |||
14 | Закономерности в числах и фигурах | 1 | |||
15 | Закономерности в буквах и словах | 1 | |||
16 | Причинно-следственные цепочки | 1 | |||
17 | Комбинаторика. Размещения. | 1 | |||
18 | Комбинаторика. Сочетания. | 1 | |||
19 | Причина и следствие. Причинно-следственные цепочки. | 1 | |||
Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 11ч. | |||||
20 | Противоположные отношения между понятиями. | 1 | |||
21 | Противоположные отношения между понятиями. | 1 | |||
22 | Отношения: род-вид. | 1 | |||
23 | Упорядочивание по родовидовым отношениям. | 1 | |||
24 | Виды отношений | 1 | |||
25 | Определения. | 1 | |||
26 | Ошибки в построении определений. | 1 | |||
27 | Суждения. | 1 | |||
28 | Язык и логика | 1 | |||
29 | Рассуждения | 1 | |||
30 | Ошибки в рассуждениях | 1 | |||
. Практический материал 4ч | |||||
31 | Юмор и логика | 1 | |||
32 | Причинно-следственные цепочки Итоговый тест. | 1 | |||
33 | Игра –путешествие. В царстве чисел» | 1 | |||
34 | Подведение итогов обучения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой. Целью современной школы явля...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Путешествие в компьютерию. 2 класс
Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» 3 класс
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми 3 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Умники и умницы
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Умники и умницы...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»
программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Умники и умницы"
Подготовка обучающихся 4 классов к олимпиадам по разным направлениям:I направление. Математика.Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение олимпиадных заданий по математике...
Внеурочная деятельность. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возраст детей 10-11 лет (4 «А» класс) Срок реализации: 1 год
ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»...