Урок русского языка по УМК «Планета Знаний», 3 класс Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мария Кирова

Урок получения новых знаний. Отрабатывается умение работать с алгоритмами. К  конспекту урока есть презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по УМК «Планета Знаний»,

3-д класс

Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Цель: формирование умения безошибочно писать ь после шипящих у существительных женского рода ( в н.ф.)

Задачи:

Образовательная:

Формирование умения пользоваться алгоритмом действий при решении орфографической задачи по написанию ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных, ориентируясь на  савокупность признаков этой орфограммы.

 закрепление знаний по теме “Имя существительное”;

совершенствование умения распознавать существительные по родам;

формирование умения применять на практике полученные знания;

Развивающая

развивать орфографическую зоркость, речевые умения;

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Воспитательная

воспитание интереса к русскому языку;

 любознательности, интереса к предмету;

Оборудование к уроку: презентация, карточки с заданием для групповой работы, карточки для самооценивания

Ход урока.

I.Организационный момент.(слайд 1)

-Что, ребята, был звонок?

_Ну ,конечно, точно в срок!

-Вы настроились?

-Ну да, ведь урок вам –не игра!

-Верно, в путь , мой дружный класс!

-В добрый час, в добрый час!

II. Актуализация знаний.

1.Чистописание:  

 ж  ч        ш щ

обращаем внимание на написание элементов букв:

-наклонная линия

-качалочка

-крючковая линия

-секретик

У.-Какие звуки обозначают эти буквы?

-шипящие

У.-Приведите примеры слов в которых есть шипящие звуки.

2.Работа с пословицей

Язык- к знаниям ключ.

У- Какие части речи использованы в этой пословице?

-имена существительные

 У-Все ли имена существительные  в начальной форме?

знаниями-знания-знание

У-Определите род всех существительных в предложении.

  м.р        ср.р        м.р.

Язык- к знаниям ключ.

У-Как вы понимаете эту пословицу?

У. Вот и сегодня наш русский язык предложит нам ключик для того , чтобы

открыть для себя новые знания.

III. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока

1.Работа с омонимами:

туш        тушь

-дети получили индивидуальное задание выяснить значение слов

    Туш- короткое музыкальное приветствие, исполняемое оркестром в торжественных случаях.(аудио прослушивание туша)

(слайд2)

-Тушь  

-чёрная, реже цветная водяная краска специального приготовления, не пропитывающая бумагу, не расплывающаяся и быстро высыхающая, употребляемая для черчения, рисования и письма   

-косметическое средство для окрашивания ресниц (слайд3)

- составить словосочетания

2.Запись на доске:

туш  /туш/        тушь  /туш/

громкий тушь                           чёрная тушь

-составить транскрипции этих слов./туш/-/туш/(слайд4)

 Что их объединяет? (одинаково произносим)

 Что их различает?

(написание, род)

2.Проблемная ситуация.

Почему в конце одного слова стоит Ь, а в конце другого его нет?

(потому что туш (м.р.), тушь ( ж.р.)

Попробуйте определить тему нашего урока. (Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце после шипящих)

Какие учебные задачи мы поставим перед собой?( ……)(слайд5)

3.Правило ( стр.52)

IV. Отработка алгоритма действий. 

1.Составление алгоритма

1.Убеждаюсь,

что это имя существительное,

 оно в начальной форме

и в конце  слова есть шипящий звук

/ч, щ, ж, ш/  

2.Определяю род

-женский род- пишу Ь знак

-мужской род – не пишу Ь знак (слайд 6)

- Мы составили алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных женского рода. А для чего? Когда вы будете пользоваться этим алгоритмом? (Когда будем писать диктант , выполнять задания, грамотно писать

2. Комментированная работа.

 (упр.42,стр.53)

V.Физминутка «Циркачи» (слайд 7)

(играет цирковой туш , дети перевоплощаются в силачей, акробатов, жонглеров, наездников, дрессировщиков, благодарных зрителей, внимательных учеников)

6.Работа  в парах(самостоятельная работа с последующей проверкой)

    Хочу убедиться  , что вы поняли  тему урока? (

- Сейчас в парах вы выполните задание (слайд 8)

1 Найдите  ошибки в словах и запишите правильно.

Ландышь, глуш, стриж, этаж, дич, мяч, врачь,  помощ, речь.

2.Составьте 2 словосочетание по схемам :

сущ.+ прил.        глаг. +сущ.

-Проверка парной работы по слайду.(слайд 9)

 

Вставили слова: ландыш, печь, ключ, этаж, помощь, мышь, мяч.

-Оценивание.(слайд 10)

   а)  без ошибок-«5»        в) 3- 4 ошибки –«3»

   б)   1-2 ошибки- «4»

VI. Перспективное  нацеливание . Работа в группах( с проверкой)

Найдите лишнее слово:

Плющ, стриж, дичь, глушь, достичь, грач, речь, кирпич, тишь. (слайд 11)

лишнее слово- достичь(глагол)

 VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

   

-Что вы для себя открыли?
 

VIII.Оценивание (слайд 12)

Зелёный смайлик- Я  доволен, мне всё понятно.

Жёлтый смайлик- Я старался, но не всё получалось

Красный смайлик- Мне было сложно, но я буду стараться.

IX. Домашнее задание: с.54 упр.49(слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н.  Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина  на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...