Урок русского языка во 2 классе "Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мухина Наталья Анатольевна

На уроке формируется умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, а также умение подбирать к именам существительным имена прилагательные, близкие и противоположные по значению. Подобраны задания по развитию речи, обогащению словарного запаса детей. Дети учатся работать в парах, группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Имена прилагательные,

близкие и противоположные по значению".


Цели:

  • формировать умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • учить подбирать к существительным прилагательные близкие и противоположные по значению;
  • развивать мышление, речь, обогащать словарный запас.
  • воспитывать дружеские отношения, уважение к труду, трудолюбие;

Прогнозируемый результат:

Предметные:

Научиться отличать прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

Развивать представление о признаках, которые могут обозначать имена прилагательные, показать роль прилагательных в речи, учить распознавать имена прилагательные и имена существительные, с которыми эти имена прилагательные связаны по смыслу.

Метапредметные:

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют и прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;

познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные: знают правила ведения диалога и применяют их на практике; достаточно полно и точно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения,уважая при этом всех участников образовательного процесса.

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: электронная доска,  карточки  с заданиями для каждого ученика, карточки для работы в группах; В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса;2 часть.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель:

Дети, поприветствуйте наших гостей!

(дети поворачиваются к гостям, приветствуют их)

Мотивация к учебной деятельности:

Учитель: Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Желаю вам успехов на уроке!

Садитесь!

II. Постановка темы урока

Учитель: Сегодня на уроке предстоит много интересной работы, но я думаю вы со всеми заданиями справитесь. Ведь учеба - это труд, а вы умеете трудиться.

-Закончите пословицу:

Землю красит солнце, а человека (труд)

-Почему так говорят? (труд украшает человека )

-С какой буквы начинается  слово «труд»?

-Какую букву будем писать?

Чистописание

Письмо буквы "т"

Словарная работа:

Т..пор, тракт..р, т..варищ

- Что объединяет все эти слова?( все эти слованачинаются с буквы " т";

это существительные.

- А что такое имя существительное? (имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто?Что?)

- Отгадайте, о какой части речи говориться в загадке:

Загадка:     «Определяю я предметы,

 Они со мной весьма приметны.

 Я украшаю вашу речь.

 Меня вам надо знать, беречь!»    (Имя прилагательное)

- Как вы узнали, что в загадке говорится о им. прил.? (потому что имя прилагательное украшает речь)

-Правильно, имя прилагательное делает нашу речь точной, выразительной, интересной.

Что вы знаете об этой части речи?  (...........)

- На какие  вопросы  отвечает имя прилагательное?

- Что оно обозначает?

- С какой частью речи  связано?

- Придумайте прилагательные к словарным словам.

( топор острый, трактор мощный, товарищ верный)

-  Топор острый, а какое слово можно подобрать с противоположным значением - признак? (тупой) Острый – тупой.

- Как такие слова называются? (антонимы)

- Что такое антонимы?

 Антонимы- слова одинаковой части речи, противоположные по значению.

- Товарищ верный, придумайте близкий  по значению признак? (надёжный)

- А как называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- Что такое синонимы?

 Синонимы-слова одинаковой части речи, близкие по значению.

Учитель. Какую тему урока будем сегодня изучать?

(имена прилагательные, близкие и противоположные по значению)

- Какая учебная  задача стоит перед нами?

( Научиться подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы)

-  С какой целью? (Чтобы  обогатить свою речь, сделать её более выразительной)

III.  Работа по теме урока. Первичное закрепление.

Найдите имена прилагательные в стихотворении:

Дети читают наизусть:(на экране стихотворение)

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он?

 Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Учитель:

- Как автор стихотворения относится к труду?

(он любит и уважает труд)

-  Какие имена прилагательные помогают нам это понять? Приведите примеры из текста: Труд какой?

(славный, добрый, главный, умный, старый, юный)

-Найдите прилагательные, противоположные по значению.

 (старый-юный)

- Как они называются?

 (Антонимы)

- Подберите антонимы:

Умный- (глупый)

Добрый- (злой)

Подберите синонимы  к прилагательным:

Главный- (важный)

Славный- (известный)

Учитель.Молодцы! Справились с заданием.

А сейчас будем работать с учебником. Откройте учебник на странице 90. Найдите упражнение 155. Прочитаем задание. (дети читают задание про себя, затем вслух хорошо читающий ученик)

  IV. Работа по теме урока

Работа в парах: (учебник стр. 90 № 155)

Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Взаимопроверка.

Учитель: Какие буквы вы вставили?(мален..кое, д..рога, тр..пинка, гор..кий, сах..р)

Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу прилагательные.

(маленький – большой, чёрный – белый, широкий – узкий, горький – сладкий)

Учитель:Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях?

(чтобы сравнить предметы  по какому-то определённому признаку: по величине, цвету, вкусу).

Как называются такие прилагательные?

(антонимы)

- Вспомним, как называется труд взрослых?

(профессия)

- На уроках окружающего мира мы познакомились с разными  профессиями. Какие это профессии?(учитель, шофёр, продавец, лётчик, рабочий, инженер, учёный пожарный, ветеринар, доктор)

Как нужно относиться к труду ?

(с уважением)

V. Поиграем в профессии.

Физминутка.

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет второй класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

VI.Работа по теме урока:

Учитель читает загадки, показывает картинки на экране, записывает словосочетания на доске.

По загадкам и картинкам определите профессию.

Подберите прилагательные-синонимы, характеризующие людей данной профессии.

Кто у постели больного сидит

И как лечиться ему говорит?(доктор)

Дети:(записывают в тетради)

Доктор добрый, сердечный.

Если наводнение

Иль землетрясение,

На помощь нам всегда придёт

И нас от гибели спасёт.

(спасатель)

Дети:Спасатель смелый, храбрый.

Могут ли синонимы заменить друг друга?(могут)(Спасатель смелый- тоже самое, что спасатель храбрый)

VIIСамостоятельная работа( в группе)

Учитель. Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Запишите пословицы с антонимами.

Хорошая вещь, когда новая,большого безделья.

В недружной семье а друг – когда старый.

Маленькое дело лучше добра не бывает.

Учитель.- Какие пословицы вы записали?

( Хорошая вещь, когда новая, а друг – когда старый.

Маленькое дело лучше большого безделья.) А почему третью не написали? ( там нет антонимов) Скажите, какая получается пословица.( В недружной семье добра не бывает)

- Назовите пословицу о труде.(Маленькое дело лучше большого безделья) Объясните  смысл.(труд даже маленький всегда в почёте)

Самостоятельная дифференцированная  работа по карточкам.

Высокий уровень:

Напишите имена прилагательные, близкие данным по значению(синонимы):

Клоун весёлый – (радостный)

Учёный гениальный – (талантливый)

Пожарный отважный-(смелый)

Напишите имена прилагательные, противоположные по значению(антонимы):

Ученик прилежный –(ленивый)

Задание лёгкое – (трудное)

Средний уровень ( с выбором ответа):

Укажите имена прилагательные, близкие данным по значению (синонимы)

Клоун весёлый – громкий, радостный, яркий

Учёный  гениальный –важный,умный, талантливый

Пожарный отважный – умелый, храбрый,терпеливый

Укажите имена прилагательные, противоположные по значению(антонимы)

Ученик прилежный-ленивый, непоседливый, непослушный

Задание лёгкое – большое, трудное, письменное

Д.З.:  Домашнее задание будет творческое: нарисовать профессию родителей, написать прилагательные синонимы и антонимы к этой профессии.

VIII. Итог урока

Какая задача стояла в начале урока?

(Научиться подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы)

-– Что такое синонимы? Антонимы?

- Какую роль выполняют имена прилагательные?( Делают нашу речь точной, яркой, выразительной.)

Кто, на ваш взгляд, сегодня на уроке особенно много трудился и отвечал без ошибок?

Оценки

Рефлексия:

-Что интересного было на уроке?

-Как вы оцените свою работу?

Работу одноклассников?

Напишите имена прилагательные, близкие данным по значению(синонимы):

Клоунвесёлый –

Учёныйгениальный-

Пожарныйотважный-

Напишите имена прилагательные, противоположные по значению(антонимы)

Ученик прилежный -

Задание лёгкое -

Напишите имена прилагательные, близкие данным по значению(синонимы):

Клоунвесёлый –

Учёныйгениальный-

Пожарныйотважный-

Напишите имена прилагательные, противоположные по значению(антонимы):

Ученик прилежный -

Задание лёгкое -

Напишите  имена прилагательные, близкие данным по значению(синонимы):

Клоунвесёлый –

Учёныйгениальный -

Пожарныйотважный-

Напишите  имена прилагательные, противоположные по значению(антонимы):

Ученик прилежный -

Задание лёгкое -

Напишите имена прилагательные, близкие данным по значению(синонимы):

Клоунвесёлый –

Учёныйгениальный -

Пожарныйотважный-

Напишите имена прилагательные, противоположные по значению(антонимы):

Ученик прилежный -

Задание лёгкое -

Укажите имена прилагательные, близкие данным по значению (синонимы)

Клоун весёлый – громкий, радостный, яркий.

Учёный  гениальный – важный, умный, талантливый.

Пожарный отважный – умелый, храбрый, терпеливый.

Укажите имена прилагательные, противоположные по значению(антонимы)

Ученик  прилежный- ленивый , непоседливый, непослушный.

Задание лёгкое – большое, трудное,письменное.

Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Запишите пословицы с антонимами.

Хорошая вещь, когда новая,                

В недружной семье                      

Маленькое дело лучше                        

большого безделья.            

а друг – когда старый.

добра не бывает.

Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Запишите пословицы с антонимами.

Хорошая вещь, когда новая,                

В недружной семье                      

Маленькое дело лучше                        

большого безделья.            

а друг – когда старый.

добра не бывает.

Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Запишите пословицы с антонимами.

Хорошая вещь, когда новая,                

В недружной семье                      

Маленькое дело лучше                        

большого безделья.            

а друг – когда старый.

добра не бывает.

Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Запишите пословицы с антонимами.

Хорошая вещь, когда новая,                

В недружной семье                      

Маленькое дело лучше                        

большого безделья.            

а друг – когда старый.

добра не бывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: « Прилагательные близкие и противоположные по значению».

Урок русского языка во 2 классе. Тема: « Прилагательные близкие и противоположные по значению»....

Урок русского языка во втором классе по теме"Прилагательные, близкие и противоположные по значению"

Цели:   Формирование представления о прилагательных-синонимах и антонимах и их роли в речи.Задачи: Обучающие:научить подбирать   к существительным имена прилагательные близкие...

Технологическая карта урока русский язык. Тема: Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи....

Конспект урока русского языка «Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила правописан...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Прилагательные близкие и противоположные по значению» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Задачи урокаДидактические:1)учит...