Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Панченко Татьяна Владимировна
Технологическая карта урока русского языка. Тема « Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Тема « Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь».
  2. Результаты  деятельности:

2.1. Личностные (ЛР):  Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

2.2. Метапредметные (МПР):

Познавательные УД: Использовать знаково-символические средства, в том числе схемы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УД:  Формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УД: Учиться ставить цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

2.3. Предметные (ЛР): Познакомить с правописанием разделительного ь; учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости; формировать навык правописания слов с разделительным ь.

3.  Цель: Формировать и развивать ценностное отношение к самостоятельной познавательной деятельности по определению способа написания слов с разделительным мягким знаком.

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Личностные УУД:

- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Метапредметные УУД:

- самоконтроль,  

- самооценка.

Предметные:

- «предметная» готовность к предстоящей деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

- Ребята, чтобы настроиться на урок, закроем глазки. Представим цвет и звук,  которые соответствуют  вашему настроению. Я надеюсь, что краски вашего настроения приятных оттенков, а звуки – мелодичные.

Быстренько проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Ученики выполняют самооценку готовности по критериям:

  • правильность выбора учебных принадлежностей,
  • правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
  • самостоятельность подготовки,
  • настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация

Личностные УУД:

ЦО к умению  воспринимать задание;

ЦО к самостоятельной практической деятельности;

ЦО к умению сравнивать, оценивать результаты своей деятельности.

Метапредметные УУД:

- умение воспринимать задание, определять результат, цель и способ деятельности;

- самоконтроль,  

- самооценка.

Предметные:

- понимание предметного содержания задания;

- представление о цели, результате (предметных ЗУН).

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

Звучит песня из кинофильма «Приключение Буратино»              Кто доброй сказкой входит в дом?   Кто с детства каждому знаком?        Кто не ученый, не поэт,                         А покорил весь белый свет,             Кого повсюду узнают,               Скажите, как его зовут?

Появляются сказочные герои  - помощники: Буратино,  Мальвина, Пьеро.

- Сегодня вместе с Буратино пришли его верные друзья: Мальвино и Пьеро.

Наши сказочные герои будут вашими помощниками на протяжении всего урока.

Буратино, обращаясь к ребятам, предлагает ему помочь:

- Ребята, я  очень торопился к вам на урок и у меня  из  азбуки высыпались буквы.

Учитель просит выйти к доске тех ребят, у которых на парте лежат карточки с гласными буквами.

- Сколько ребят должно выйти? Почему?

- Распределитесь на группы по определенному признаку.

- По какому признаку ребята распределились на группы?

Учитель просит сесть на свои места группу детей с карточками гласных, которые указывают на твердость согласного.

- Ребята, почему я решила оставить данную группу? В чем особенность этих гласных? Назовите их.

Минутка чистописания     Придумайте узор из букв, обозначающих мягкость согласных, запишите в тетрадь.                                 - Как поняли задание?  Что получим в результате выполненного задания?

- Выполняем задание.

- Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!

- Должно выйти 10 ребят, потому что в русском языке 10 гласных букв.

Ученики распределяются на 2 группы.

- На гласные, которые указывают на твердость и мягкость согласных.

Дети садятся на свои места.

- В этой группе  есть гласные, которые обозначают два звука (е, ё, ю, я,).

Дети проговаривают этапы выполнения задания.

- В результате получим записанный узор из гласных букв.

Дети составляют свои узоры из гласных букв, (е, ё, и, ю, я), записывают в тетрадь.

Учащиеся в группах представляют свое выполненное задание.

3. Постановка учебной задачи

Личностные УУД:

ЦО к умениям самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.

Метапредметные УУД:

- умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель,  тему для изучения  и, в соответствии, предполагать свои действия.

- целеполагание.

Предметные:

- представление о неизученном предметном содержании и способов его применения.

Личностные УУД:

ЦО к умениям самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.

Метапредметные УУД:

- умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель,  тему для изучения  и, в соответствии, предполагать свои действия.

- целеполагание.

- Буратино предлагает вам записать предложение про своих друзей.

Мальвина и Пьеро играли на поляне.

(вместо имен на слайде картинки с изображением героев)

Ученики – помощники проверяют выполненное задание. Мальвина возвращается довольная, Пьеро – грустный.

- Пьеро, почему ты такой грустный?

- Ребята, какой возникает вопрос?

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Какая цель нашего урока?

Ученики записывают предложение, вместо изображений героев вписывают их имена.

- Я растерян, почему – то мое имя ребята записали по – разному.

(на слайде запись: Перо – Пьеро)

- Когда в словах нужно писать  разделительный мягкий знак?

- Правописание слов с разделительным ь.  

- научиться писать слова с разделительным мягким знаком;

- слушать и слышать учителя и своих товарищей;

- уважать мнение своих товарищей…

4. Решение учебной задачи

4.1.

Депроблематизация

4.2.

Моделирование

4.3.

Алгоритмизация

Личностные УУД:

ЦО к умениям самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели.

Метапредметные УУД:

- умение самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели.

Учебные действия: исследование, критика.

Предметные:

- знание в виде понятия.

Личностные УУД:

ЦО к умению  создавать зрительный образ.

Метапредметные УУД:

- умение создавать

зрительный образ понятия.

Учебные действия  на уровне адекватного переноса знаний.

Предметные:

- модель  понятия (модель нового способа деятельности)

Личностные УУД:

ЦО к умению  строить алгоритм деятельности, вносить существенные дополнения, уточнять алгоритм.

Метапредметные УУД:

- умение строить алгоритм деятельности, вносить существенные дополнения, уточнять алгоритм.

Учебные действия:

исследование, критика

Предметные:

- проект понятия в виде алгоритма. Уточненный алгоритм деятельности.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

- Прочитайте пару слов: Перо – Пьеро.

- Внимательно посмотрите и послушайте,  чем они отличаются?

Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!

Учитель разрезает карточку «перо», отделяя букву П от ЕРО. Раздвигает части слова и между ними вставляет Ь.

Учитель предлагает побыть ученикам в роли волшебника. Каждой группе предлагает изменить слово, вставив ь.

- Почему мягкий знак называется разделительным? Что же «разделяет» мягкий знак?

Учитель задает уточняющие вопросы:  - В какой части слова пишется разделительный ь?

-  После каких букв он пишется?

-  Перед какими буквами?

- Откройте учебники на стр. 130 и сравните свои предположения с выводами в учебнике.

Учитель предлагает ученикам  изобразить это правило в виде схемы. Организует через диалог понимание задания.

 (Ученики – помощники Мальвина, Пьеро и Буратино выступают в роли консультантов).

- Достигли ли мы основной  цели нашего урока: научиться писать слова с разделительным мягким знаком?

- Чего нам не достает для достижения поставленной цели?

Учитель обращает внимание детей на слайд №:

- Герои сказки помогут нам определить нужный порядок действий. 

- Первый шаг: …

- Второй шаг:…

- Третий шаг…

Учитель предлагает ученикам сравнить составленный алгоритм с

алгоритмом в учебнике на стр. 131.

Наши герои составляли вместе с нами  алгоритм. Послушайте высказывание каждого из них,  подумайте и определитесь,  с чьим мнением вы согласны.

Пьеро: Я всё понял, но у меня остались вопросы.                 Мальвина: Я всё поняла, могу работать по алгоритму.           Буратино: Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Если вы согласны с первым утверждением, закрасьте картинку Пьеро, со вторым - Мальвину, с третьим -Буратино.

- Достигли ли мы основной  цели нашего урока: научиться писать слова с разделительным мягким знаком?

- Чего нам не достает для достижения поставленной цели?

Дети читают.

Эти слова отличаются написанием (разделительный ь),  произношением (звук [й’])  и  значением.

Работа в группе.

Дети разрезают  слова: полю, Коля, полёт, тюлени, семя и вставляют разделительный ь.

У учеников при выполнении работы образовались новые слова: полью, Колья, польёт, тюленьи, семья.

- Он разделяет согласную от гласной.

- Разделительный ь пишется в корне.

- Разделительный ь пишется после согласных.

- Разделительный ь пишется перед гласными е, ё, ю, я, и.

Ученики делают вывод о том, что предположение совпало с выводами в учебнике.

Каждая группа представляет правило – схему. После  обсуждения, на слайде  появляется схема:

Ученики высказывают разные точки зрения:

частично, не полностью, не до конца…

- Пошаговых действий, плана действий, алгоритма.

Дети высказывают разные предположения, верные из которых, после обсуждения, фиксируются учениками – помощниками на слайде.

Ученики убеждаются в том, что составленный ими алгоритм  верный.

Учащиеся определяются в выборе, закрашивают сказочного героя, чье мнение они разделяют.

Ученики высказывают разные точки зрения:

частично, не полностью, не до конца…

- Закрепить полученные знания;

- Применить полученные знания…

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Личностные УУД:

ЦО к умению  выполнять задание по алгоритму.

Метапредметные УУД:

- умение выполнять задание по алгоритму.

Учебные действия

Предметные:

- верное выполнение задания по алгоритму.

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Учитель предлагает детям, работая по алгоритму, определить

в каких именах героев – помощников пишется мягкий знак.

Мальвина и Пьеро предлагают определить, какую роль играет мягкий знак в их именах, работая с учащимися по алгоритму:

Пьеро:                                                      - С чего вы начнёте свою работу?         - Что вы услышали?                                - Где вы услышали этот звук?                  - Какой можно сделать вывод?

Аналогичную работу с учениками проводит Мальвина, действуя по алгоритму.

Тематическая физминутка.

По разным сторонам класса располагаются сказочные герои помощники.

Учитель называет учащимся слова, если слово с разделительным ь - дети направляются к Пьеро, если в слове ь обозначающий мягкость - к Мальвине, если нет ь - к Буратино.

Учащиеся называют героев: Мальвину и Пьеро.

Ребята с учениками  – помощниками выполняют действия по алгоритму.

- Произнесём слово вслух, послушаем, как оно звучит.                                                           - Услышали [й'].                                                    - После согласной, перед гласной е.                  - В слове Пьеро пишется разделительный ь

Учащиеся выполняют работу, действуя по алгоритму.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Личностные УУД:

ЦО к умению  выполнять задание на закрепление знаний и способов действий.

Метапредметные УУД:

- умение выполнять задание на закрепление знаний и способов действий.

Учебные действия

Предметные:

- прочные знания и умения выполнять задания данной темы по построенному алгоритму.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Учитель  предлагает ученикам выполнить практическую работу в парах с использованием алгоритма, в результате которой должны получить  фамилию автора книги, героями которой являются ученики – помощники на уроке: Мальвина, Пьеро, Буратино.

Описание: http://www.raskraska.com/catalog0001/279.gif

Мягкий знак

Разд.

ь

1. Соф…я

+

2. Ол…га

+

3. Тат…яна

+

4. Игор…

+

5. Ил…я

+

6. Натал…я

+

7. Ул…яна

+

Учитель организует через диалог понимание задания:

- Как поняли задание? Все согласны с…?  Кто не понял задание? Что должны получить в результате выполненного задания?

Критерии оценивания (на слайде):                            7 баллов – Отлично!                                                      6 баллов – Хорошо!                                            5баллов и менее – Старайся!

- Какое ключевое слово получилось в результате?  Какое отношение имеет это слово к нашему уроку?

- Оцените свою работу. Поднимите карточку с цветом, соответствующую критерию оценки.

Ученики проговаривают алгоритм выполнения задания.

Учащиеся выполняют работу. После выполнения задания, оценивают свою работу  с помощью ключа.  

КЛЮЧ

Мягкий знак

Разд.ь

Л

Т

О

Б

Ъ

Л

С

Я

В

Т

Л

О

Е

Й

Дети называют ключевое слово: Толстой.

- Это автор книги про наших сказочных героев «Приключение Буратино».

Дети оценивают свою работу в соответствием с критериями.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Личностные УУД:

ЦО к умению  выполнять задание на повторение и закрепление изученного ранее.

Метапредметные УУД:

- умение выполнять задание на повторение и закрепление изученного ранее.

Предметные:

- прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов.

- Как мы можем применить новое знание?

Буратино читает стихотворение представленное на слайде:

Осен., осен.ю, ден.ки,
Мал.чик, окун., окун.ки,
Кол.я, стул.я и скам.я,
Крыл.я, брат.я и сем.я.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак.            (Н.М. Бетенькова)

- Какое задание к данному тексту вы можете предложить?

Учитель дифференцирует задания по уровням.

- Предлагаю вам выбрать задание себе по силам:                                              Первый уровень:                                        - спишите слова, вставляя буквы.             Второй уровень:                        разделите слова на две группы: с ь -  показателем мягкости согласного и с разделительным ь, и запишите в тетрадь.                                           Третий уровень:                        придумайте ещё по три слова к каждой из групп.

Организует через диалог понимание задания:                                                               - Как поняли задание? Все согласны с…?  Кто не понял задание? Что должны получить в результате выполненного задания?

- Использовать слова на новое правило в предложениях и текстах.

Учащиеся предлагают различные варианты заданий.

Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях. В случае затруднений учащиеся обращаются к  помощникам-консультантам: Буратино, Мальвина, Пьеро.

8. Оценка

Личностные УУД:

ЦО к умению  самостоятельно контролировать и оценивать свои результаты, способы их достижения.

Метапредметные УУД:

- самоконтроль;

- самооценка.

Предметные:

- прочные знания и умения по изученной теме.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Организует ситуацию оценки знаний и способов действий.

Предлагает выполнить самостоятельную/контрольную работу, оценить результаты, способы их достижения.

После завершения работы учащимися, образец правильно выполненных заданий появляется на слайде (I уровень, II уровень), для самооценки  своей работы по алгоритму.

Выполняют предложенную самостоятельную/контрольную работу.

Оценивают результаты, способы их достижения.

Учащиеся, выполнившие задание I  и

II уровней, проверяют и оценивают свою работу по алгоритму самооценки.

Учащиеся, выполнившие задание III уровня называют свои варианты слов и оценивают свою работу по алгоритму самооценки.

9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Личностные УУД:

ЦО к умению  анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметные УУД:

- учебно – познавательный интерес;

- целеполагание;

- самоконтроль;

- самооценка;

- коммуникативные УУД.

Предметные:

- прочные знания и умения по изученной теме.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале нашего урока?

- Какая и как возникла проблема?

- В чем возникла потребность?

Интерес?

- Что мы хотели получить в результате?

- Достигли ли мы основной  цели нашего урока?

- Какие учебные действия совершали?

- Получили желаемый результат?

- В чем для вас ценность данного знания?

Учитель обращает внимание на слайд, где обозначены следующие утверждения:

Я всё понял, но у меня остались вопросы.

Я всё понял, могу работать по алгоритму.

Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

- Если вы согласны с первым утверждением, выберите картинку с изображением Пьеро,  со вторым утверждением – Мальвину, с третьим - Буратино.

Учитель предлагает  учащимся выбрать лист самооценки, на котором

изображён понравившийся герой с мячиком.

- Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы цвета. Каждую часть мячика раскрасьте в соответствии с определённым уровнем оценки.

-Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?

- Спасибо за сотрудничество!

Домашнее задание.                                   - Мальвина, Буратино и Пьеро предлагают вам придумать грамматическую сказку на новое правило.

- научиться писать слова с разделительным мягким знаком;

- слушать и слышать учителя и своих товарищей;

- уважать мнение своих товарищей…

Ответы учеников.

- Научились  писать слова с разделительным мягким знаком.

Ученики высказывают свое мнение.

Учащиеся определяются и выбирают лист самооценки, на котором изображен герой с мячиком.  Мячик разделен на четыре части.

Три части мячика соответствуют видам работ на уроке:

  1. Работа в группе.
  2. Практическая работа в паре.
  3. Самостоятельная работа.

Четвёртая часть определяет эмоциональное отношение к уроку.

Учащиеся раскрашивают мячик, разделённый на 4 части.(соответственно цвету).

Высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...