конспект урока русского языка по теме сочетание чк, чн 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Решетникова Ольга Николаевна

Данный урок предназначен для 1 класса  по предмету русский язык. Программа "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_chk_chn.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе по теме  «Сочетание -чк- , -чн»


Цели:

  • усвоить, что [ ч'] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
  • формировать умения правильно писать сочетания чк, чн;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь:
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: ребусы, портрет Карлсона, карточки.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь! 

Сегодня у нас в гостях Карлсон.

Он пришёл проверить готовность к уроку и узнать, умеете ли вы работать на уроке. Но Карлсон пришел с заданием для вас.

Но прежде, чем выполнить задание откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Минутка чистописания.(Ч,ч)

    Повторение пройденного.

- Назовите эту букву звуком. Какой это звук? Охарактеризуйте его.

Хорошенько запомните звук [ ч'] всегда мягкий.

- Напишите букву Ч ч по образцу.

Вспомните  правила при написании слов с этой буквой? (ча, чу)

Карлсон просит  внимательно послушать:

Сочетанья Ча и Ща пишем только с буквой  А.  В словах пища и свеча, туча, дача, саранча.(слова на доске)

Запишите в тетради эти слова. Подчеркните сочетания ча .

В сочетаньях Чу и Щу
Пишем только букву У.

Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун.(слова на доске)

Что означает  слово «чудо»? (Сверхъестественное, удивляющее своей необычностью.)

Кого называют «чудак» ? (Человек со странностями, чудной человек.)

Запишем эти слова. Подчеркните  сочетания Чу.

4. Открытие нового знания

- Карлсон загадывает загадку : «Она шла к бабушке отнести пирожков, по дороге ей встретился Серый волк» Кто это, ребята? (Красная шапочка) на доске иллюстрация.

В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.

Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.

Кто догадался? (Чк)

- Как вы думаете, что нового узнаем сегодня на уроке? (Будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН)

А как правильно? Эту проблему нам и предстоит решить.

На доске:

ЧК

ЧН

Речка

Речной

Точка

Скучный

Уточка

 Срочный

- Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика.

- Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч']

- Какой это звук? (Согласный, мягкий.)

- Есть ли у [ ч'] парный согласный по твёрдости? (Нет.)

- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)

- Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)

- Какое правило можно придумать  из наших наблюдений?

Звук [ ч'] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.

Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!

На доске: Ночка, молочный. Так что значит правильное написание буквосочетания?

(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)

- Прочитайте слова на доске. Объясните значение слов. Запишите эти слова.

Выделите сочетания ЧК, ЧН.

- Какую проблему мы решили сейчас? (Правильного написания ЧК, ЧН.)

5. Первичное закрепление

    А сейчас Карлсон  предлагает составить и записать сочетание слов, изменив слово в скобках по образцу.

Образец: Горячая (печь) печка.

- С каким сочетанием будут слова? (ЧК) Как напишем? (Без ь)

- Работаем по рядам, слова в скобках не пишем.

Маленькие (жуки)

   Красная

 (шапка)   Маленькая (лиса)

- Проверим, выделяя все орфограммы. Самопроверка.

Физминутка 

    Следующее задание Карлсона: «Выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.» (текст у каждого на столе на карточках)

Под деревцем грибочки растут в лесу на кочке.
Колючие ёлочки берегут иголочки.
Сочный перчик стал мягче и легче.
Поёт сверчок, скрипит смычок.
А ларчик просто открывался, если на ключ не запирался…
Кочаны капустки зелены и хрустки…
Сварщик свечку поджигал, от усталости ворчал…

- Прочитайте. О чем этот текст?

- Выберете из текста слова сочетаниями. Назовите эти слова.

- На какое правило эти слова? (ЧК)

- А на какое правило нет слов в этом тексте? (ЧН)

- Эти слова вы составите сами, выполнив следующее задание.

 Как можно сказать, используя сочетание ЧН?

Каша из молока? (молочная каша)

Пирог из пшеницы? (пшеничный пирог)

Птица, летающая ночью? (ночная птица)

Мотор у  лодки? (лодочный мотор)

- Как же на письме будем писать буквосочетание ЧК и ЧН?

   На доске: два столбика слов.

- Прочитайте слова. В 1 столбике скажите ласково, во 2 столбике назовите слова, которые  отвечают на вопрос какой?

 Запишем на доске и в тетрадь.

1

2

Туча -…(тучка)

пшеница-…(пшеничный)

Река -…(речка)

рука -…(ручной)

Ночь -…(ночка)

лодка -…(лодочный)

Рука -…(ручка)

ночь -…(ночной)

Дочь -…(дочка)

мука -…(мучной)

- С каким сочетанием записали 
слова? (ЧК) Как? (без ь)

- Какие буквосочетания написали в словах? (ЧН)

Как написали? Проверьте

Выделите сочетания ЧК.

5. Ребусы.

Карлсон знает еще сказочных героев.

 Отгадайте её имя:

“Появилась девочка в чашечке цветка, 
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку, 
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)

- Какое правило можно увидеть в именах любимых сказочных героев? (ЧК, ЧН)

- Как напишем эти сочетания?

 Дюймовочка передала вам задание: разгадать ребусы.

(Зашифрованы слова: листочки,  бабочка,  ласточка.)

- Какое сочетание в этих словах? Как на письме пишем? Почему?

6. Рефлексия учебной деятельности

- Что нужно  помнить о буквосочетаниях ЧК и ЧН?

- Вы сегодня замечательно работали. Молодцы!

- Карлсон дарит вам на память стихотворение, чтобы правило о ЧК и ЧН вы помнили всегда!

Добрый сказочник весной
Нянчил дочку в час ночной.
Спи дочурочка в тиши, 
Мягкий знак тут не пиши!

- Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс

План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....

Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"...