Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизмов, обосновывают свою точку зрения, убеждаются в том, что фразеологические обороты - это устойчивые сочетания, не имеющие определённого автора. Фразеологизмы делают нашу речь более выразительной, яркой, эмоциональной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnye.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия в 3 классе

Тема. Знакомство с фразеологизмами.  Употребление фразеологизмов в речи.

 Цели:

  • Образовательные: познакомить с  понятием «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;
  • научить употреблять и  узнавать фразеологизмы в речи.
  • Развивающие: способствовать  развитию творческих способностей,  образного мышления школьников.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности; воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы: коллективная,  групповая работа, индивидуальная работа учащихся.

Методы: проблемный, исследовательский, практический, наглядный.

1. Актуализация знаний. Мотивация. Открытие темы.

- Сегодня на занятии мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна, о выражениях, которые являются сокровищем русского языка и о высказываниях, которые передаются поколениями.

Мозговой штурм

 - Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатые выражения с этим словом:

  • Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
  • Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
  • Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)
  • Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)    (проговариваем вместе все выражения со словом нос: не вешай нос, не задирай нос, не суй нос не в свои дела; со словом уши: уши вянут, не хлопай ушами, не развешивай уши; со словом ветер: ищи ветра в поле, у него ветер в голове, не бросай слов (деньги) на ветер; со словом язык: язык проглотил, у него язык подвешен, тебя не тянули за язык, со словом вода: толочь воду в ступе, набрал в рот воды, вышел сухим из воды)

 - показываю слайд с иллюстрациями  некоторых фразеологизмов

Работа над содержанием стихотворения

- Прочитайте стихотворение:

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос,

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

 

- Как поняли смысл данного стихотворения?

- Какие крылатые выражения встретились в этом четверостишии?

(Ученики с помощью учителя пытаются объяснить лексическое значение данных выражений)

- Знаете ли вы, каким словом   называют такие выражения? (выслушиваю предположения, соглашаюсь, если учащиеся говорят фразеологизмы , если не знают, даю подсказку на карточке.

Карточка

Словари: орфографический, орфоэпический, синонимов, антонимов, фразеологизмов

 толковый, однокоренных слов.

- С каким словарём мы ещё не знакомы? (со словарём фразеологизмов)

 2. Целеполагание. Планирование.

- Попробуем определить, чему мы будем учиться на сегодняшнем занятии?

Ответы детей:

 - Работать со словарём фразеологизмов;

- Узнаем  новые фразеологизмы, постараемся их запомнить;

3.Выполнение действий.

Сейчас проведём мини-исследование.

Работа в группе. 

. Я предлагаю каждой группе один и тот же текст для перевода с языка фразеологизмов на привычный нам язык.

-Вы сейчас получите 2 карточки. Одну с текстом, вторую – с этим же текстом, но вместо выделенных слов пропуски.   Подумайте над смыслом выделенных фраз и попробуйте их расшифровать, заменить другими словами.

 1карточка (отрывок из рассказа Пантелеева «Честное слово»)

     Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, оглянуться не успел, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач. В нескольких шагах от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, затаив дыхание, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала, положа руку на сердце, я подумал, что парень мне морочит голову! Но потом поспешил протянуть руку помощи и стал ломать голову, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать у моря погоды, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику взять себя в руки и не вешать нос. А сам помчался на всех парусах искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.

     

2. Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, _______________, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач.  ___________________ от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, ______________________, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала,  ______________________, я подумал, что парень мне _____________________! Но потом поспешил______________________________ и стал ____________________, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать ________________, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику ___________________ и не _______________. А сам ___________________ искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.

3. Самоконтроль, самооценка

После заполнения пропусков в тексте ученикам даётся карточка (для детей, которые не смогли выполнить задание это подсказка, а для тех, кто справился с заданием – это карточка для самоконтроля)

Оглянуться не успел – не заметил

В нескольких  шагах – совсем близко

Затаив дыхание – очень внимательно

Положа руку на сердце – искренне, чистосердечно

Морочит голову – обманывает

Протянуть руку помощи – помочь

Ломать голову – думать

Ждать у моря погоды – бесполезно ждать

Взять себя в руки – не расстраиваться

Не вешать нос – не унывать

Помчался на всех парусах – быстро

4. Рефлексия

- Кому задание показалось трудным?

- А кому  лёгким?

- А кому интересным?

-Вспомним, что обозначает выражение «взять себя в руки»

 Попробуйте в этом выражении заменить слово руки на ноги.

 Не разлить водой (не разлить молоком).

 Смешно?

 Вы слышали такие выражения?

Можем ли мы в этих выражениях заменять слова?

 (Нельзя заменять слова)

-Значит, какой надо сделать вывод? 

Фразеологизмы – это  устойчивые, несвободные сочетания. Слова, составляющие фразеологизм, все вместе обозначают совсем не то, что обозначают по отдельности.

- Попробуем ещё раз в этом убедиться

2 ученика получают индивидуальное задание

 Из истории слов /Индивидуальное задание/

Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом.  

Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

- Остальные ученики в это время работают в парах, выполняя задание:

Выписать из словаря 1 из фразеологизмов, объяснить его значение и составить с ним предложение.

Вывод: 

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению или одному слову или сочетанию слов, состоящих из двух и более слов.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие определённого автора. Эти «изюминки» прочно вошли в наш язык из глубины веков, и воспринимаются как естественный элемент речи, идущий от народа.

    Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной, выразительной и  яркой!

Работа в группе.

Вставь в текст фразеологизмы. 

Сегодня на уроке

   Заканчивается занятие по теме «Фразеологизмы». На протяжении всего занятия мы старались  _______________________________и  не________________________________.

Слушали учителя и одноклассников _______________________________________ .

Ребята  в групповой работе легко________________________________________ и, если возникали трудности,_________________________________________________друг другу. В конкурсе знатоков русского языка мы теперь не __________________________________  и не _________________________________________________  , а будем ____________________________________________________ !

Используйте фразеологизмы: 

 находить общий язык

 держать ушки на макушке

на седьмом небе от счастья

протягивали руку помощи

упасть в грязь лицом

не считать ворон

затаив дыхание

 Сегодня на уроке.

   Заканчивается занятие по теме «Фразеологизмы». На протяжении всего занятия мы старались держать ушки на макушке и  не считать ворон. Слушали учителя и одноклассников затаив дыхание.  Ребята  в групповой работе легко находили общий язык и, если возникали трудности, протягивали  руку помощи друг другу.   В конкурсе знатоков русского языка мы теперь не будем сгорать от стыда и не ударим в грязь лицом, а будем на седьмом небе от счастья.

Используйте фразеологизмы: 

 находить общий язык

 держать ушки на макушке

на седьмом небе от счастья

протягивали руку помощи

ударить в грязь лицом

не считать ворон

затаив дыхание

сгорать от стыда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

Словарик фразеологизмов к урокам развития речи

В электронном ресурсе представлены разделы: "Живописные произведения", "Музыкальные произведения", "Словарики синонимов, антонимов, фразеологизмов", "Теоретический материал", "Памятки по работе над со...

Употребление фразеологизмов в речи.

Постоянные сравнения.Фразеологизмы - шутки....

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи.Задач...

Урок развития речи в 3 классе по теме "Употребление фразеологизмов"

Данная разработка урока поможет обучающимся познакомиться с новыми фразеологизмами, понять смысл, научиться использовать их в активном словаре. Использование активных методов обучения даёт возможность...