Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа. Развитие речи Устное изложение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Логинова Светлана Николаевна

Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

Планируемые результаты :

Предметные:

- продолжить работу над пониманием основной мысли, выраженной в тексте. Обратить внимание детей на содержательность названия текста.

-Продолжить учить детей составлять план текста;

- развивать устную речь школьников: умение своими словами пересказать достаточно большой текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста

Метапредметные:

познавательные:

– ориентироваться в тексте, выделять и осмысливать необходимую информацию; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения;

коммуникативные:

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями

регулятивные:

– ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;

-  осуществлять самоконтроль

Личностные:

- развивать способность иметь собственное мнение и выражать свои мысли.

Прилагается презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс. №17.3.

У.с.63

М.с.141

Тема урока: Устное изложение «Трясогузкины письма».

Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

Планируемые результаты (задачи):

Предметные:

- продолжить работу над пониманием основной мысли, выраженной в тексте. Обратить внимание детей на содержательность названия текста.

-Продолжить учить детей составлять план текста;

- развивать устную речь школьников: умение своими словами пересказать достаточно большой текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста

Метапредметные:

познавательные:

– ориентироваться в тексте, выделять и осмысливать необходимую информацию; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения;

коммуникативные:

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями

регулятивные:

– ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;

-  осуществлять самоконтроль

Личностные:

- развивать способность иметь собственное мнение и выражать свои мысли.

Ход урока

I. Орг. момент. Постановка темы и цели урока

Пробегает по дорожке

На коротких тонких ножках.

Часто хвостиком трясёт,

 И под крышею живёт,

Комары её закуска.

Это  птичка - …

                                 (Трясогузка)

- Ребята, о ком же сегодня мы будем говорить на уроке?

 Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением,  в котором говорится  об  очень интересном случае из жизни трясогузки.

-Чем мы сегодня будем заняты на уроке (устное изложение)

-Что такое изложение? (пересказ )

-Что нам поможет правильно пересказать текст?

(Определение темы, основной  мысли  текста. Составление плана текста.)

- Совершенно верно, ребята.  

-Поставьте цель?

- Сегодня на уроке развития  речи мы продолжим работу над определением основной мысли, выраженной в тексте; научимся составлять   план  текста для устного пересказа и своими словами  пересказывать текст, передавая смысл каждой его части с опорой на  план .

ІІ. Подготовка к усвоению новых знаний. (слайд №2-3)

 - Ребята, а что вы уже знаете  о  трясогузке?- Посмотрите на иллюстрацию.

- Это маленькая птичка из отряда воробьиных. Живёт на берегу реки, пруда или маленького ручейка. Трясогузки – большие чистюли. С наступлением холодов многие птицы отправляются в тёплые края. Не забывают это делать и трясогузки, но ранней весной домой возвращаются безошибочно. Трясогузка – мама строит гнездо на земле и старается делать это в каком – либо укрытии. А если же укрытия нет, строит гнездо где получится, и мастерит его одним только своим клювом так добротно и надёжно, что диву даёшься. И вот какой интересный случай произошел весной с гостьей, пожаловавшей сегодня к нам на урок.

- Откройте учебники: упр.29 стр. 63-64.  Послушайте текст «Трясогузкины письма»  по Н. Сладкову.

III. Работа над изложением

1) Словарно-фразеологическая работа.

- Значение какого  слова  вы хотели бы выяснить? (древоточец)

- К какому источнику информации необходимо обратиться? (в Толковый словарь)

2). Беседа по содержанию с выборочным чтением текста. Анализ текста. (у.с.65)

Вопросы к этому упражнению позволяют обратить внимание школьников на последовательность изложения событий в тексте

-  Тебе приходилось видеть трясогузку?

- Знаешь, как она выглядит?

-Найди в тексте и прочитайте описание этой птички. («трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком»).

- Почему птичка облюбовала для гнезда почтовый ящик?

- Почему её прозвали Почтальоном?

- Как вела себя трясогузка, когда приходил почтальон?

- Как относились к трясогузке жители дома, хозяева почтового ящика?

- Какие фрагменты текста подтверждают твой  ответ?

Дети поработают с названием текста

- Как ты понимаешь  смысл названия текста?

- Оно соответствует теме или основной мысли текста?

 Оно соответствует его теме или основной мысли?

(Оно соответствует его  основной мысли: люди с вниманием  и заботой относятся к птичке и ласково называют разные бумажки, из которых она строит гнездо, - трясогузкиными письмами)                  

3) Составление плана текста и запись его в тетрадь (слайд №4)

Примерные названия частей плана могут быть такими:

1.Старый почтовый ящик и дятел.

2.Почему трясогузку назвали «Почтальон».

3.Тревожная жизнь трясогузки.

4.Новые заботы.

5.Как оберегали трясогузку.

6. Птичья семья покидает гнездо.

4) Словарная работа (слайд №5)

1.

 У калитки

древоточец

осенью

прицепился

выдолбил

2.

трясогузка

облюбовала

прозвали

бумажки

3.

перепуганная

тревожится

4.

скоро

защищать

порхала

узнавала

5.

отчаянный

6.

росли

жмурясь

однажды

4). Подготовка к пересказу текста:

-Ребята, внимательно послушайте текст ещё раз, обратите внимание  на последовательность изложения событий в тексте.  

- Теперь  перечитайте  текст  вполголоса.

5). Пересказ текста.

- Закройте страницу учебника листком бумаги и перескажите текст своими словами , опираясь на план.  (запись текста и проверка)

IV. Итог урока. Рефлексия:

- Ребята, какова основная мысль этого текста? (Люди с вниманием и заботой относятся к птичке и ласково называют разные бумажки,  из которых она строит гнездо- трясогузкины письма

-Сумели вы своими словами пересказать текст, передавая смысл каждой его части

VІ. Домашнее задание.

Используемые источники информации:

Методическое пособие «Русский язык» 3 класс Авторы: Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова. Москва. Академкнига/Учебник

Материалы сайтов:

1.Загадки про трясогузку | Загадки

neposed.netzagadki/zagadki-ozagadkizagadki

2. Трясогузка белая: Юный натуралист-орнитолог

allforchildren.ru  «Юный орнитолог» Трясогузка белая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

№17.3. Развитие речи. Устное изложение

Слайд 3

Трясогузка Это маленькая птичка из отряда воробьиных. Живёт на берегу реки, пруда или маленького ручейка. Трясогузки – большие чистюли. С наступлением холодов многие птицы отправляются в тёплые края. Не забывают это делать и трясогузки, но ранней весной домой возвращаются безошибочно. Трясогузка – мама строит гнездо на земле и старается делать это в каком – либо укрытии. А если же укрытия нет, строит гнездо где получится, и мастерит его одним только своим клювом так добротно и надёжно, что диву даёшься.

Слайд 4

План 1.Старый почтовый ящик и дятел. 2.Почему трясогузку назвали «Почтальон». 3.Тревожная жизнь трясогузки. 4.Новые заботы. 5.Как оберегали трясогузку. 6. Птичья семья покидает гнездо.

Слайд 5

1. у калитки др е воточец ос е нью пр и ц е пился выд о лбил 2. тр я согу з ка о блюбовала пр о звали бума ж ки 3. п е р е пуга нн ая тревож и тся 4. скоро защ и щ а ть порхала узн а вала 5. отч а я нн ый 6. р о сли жмурясь о днажды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...