Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мордвинова Екатерина Сергеевна

Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»

Класс 2

 (Примечание: это второй урок по данной теме, во 2 классе по программе «Перспектива» учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина)

Тип урока: обобщение и систематизация.

Цель: формировать навык использования многозначных слов в речи.

Задачи:

1.Совершенствовать предметные умения:

-  определять конкретное значение многозначного слова;

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

2.Формировать УУД:

-умение добывать информацию, новые знания, определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

- уметь совместно договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других.

Оборудование:  презентация,  толковый словарь русского языка (на каждой парте.),  маркерные доски (по количеству групп), карточки с заданием (детям с ОВЗ - с алгоритмом действий), коробочка для  мотивации и заданий.

                                                    Ход урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.(2 мин)  -Посмотрите, какая   коробочка   у меня на столе.(на столе учителя яркая  красная  коробочка)

- Что в ней может быть? У нас урок русского  языка, не праздник и не Новый год. ( Дети предполагают, что это сюрприз, задания…)

- Давайте посмотрим, что в ней?  ( Один ученик открывает коробочку и достаёт листок с 1 заданием для  урока)

- Что здесь написано?                          Бкенйитн

                                                               увныдкат

(шифровка. Ученики читают надпись  соединяя буквы верхней и нижней строки «Буквенный диктант»)

II. Актуализация.(5 мин)

1. «Буквенный   диктант».

- Я продиктую  вам слова, вы запишите только  первые буквы из каждого слова.

(Учащиеся молча  прослушивают слова и записывают  только 1-ю букву из каждого слова)

Слова: сахар, лестница, октябрь, весело,  аллея.

 - Какое слово  у вас получилось?  ( СЛОВА)

- Оцените себя: получилось ли у вас это слово?

-  Какие слова я вам продиктовала?             (Словарные слова)

-  Мы с вами изучаем раздел «Слово и его значение». Сейчас вы будите угадывать и записывать словарные слова по их  значению.

(У доски ученик записывает слова  и выделяет орфограммы, остальные записывают в тетрадях). Ребенок с ОВЗ выполняет те же самые задания на карточках с картинками.

1)Как называется комната, где учатся дети?   (класс)

2) Назовите зимний вид спорта. (хоккей)

 3) Как называется первый день недели? (понедельник)

4) Как называется сочетание температуры воздуха, облачности, ветра и осадков? (погода)

5) Новый  год, День рождения, 8 Марта – как назвать одним словом? (праздник)

6) Слово приветствия? (здравствуйте)

- Оцените  свою работу. Легко ли вы определяли слова по их значению? Верно ли вы их записали?  (самооценка )

-Правописание  каких орфограмм мы повторили? (Удвоенные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные)

III. Введение в тему урока.              Слайд 2

- Посмотрите на изображения.

-Назовите эти предметы.  Что может быть в них общего? Объясните ответ.

  (На экране  дети видят: кран водопроводный, кран подъёмный. Предполагают, что общее - внешний признак. Оба  крана имеют  вытянутую часть)

- Как называются эти слова?     (Многозначные слова)

- Сформулируйте  тему урока.   ( Многозначные слова )

-Какую цель поставим перед собой? (научиться распознавать многозначные слова и  правильно   составлять предложения).

При ответах на вопросы, ребенку с ОВЗ -отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

IV. Работа по теме урока.

1.- Какие слова называются многозначными?  ( Слова, которые имеют два или несколько значений, имеют что-то общее)

Работа в группах.

- У вас на столе лежат карточки. На карточках записаны  слова. Из всех слов надо отобрать только многозначные слова. Обсудите,  сколько  значений имеют выбранные  вами слова.  

На карточках слова:  язык, книга, ручка,  кровать, лист, берёза, земля.

(  Обсуждают в группах и выписывают в тетрадь многозначные слова) 

Учитель помогает детям с ОВЗ. Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе, в парах.

Заслушивание  ответа   одной из первых  групп. Если ответ не полный, помощь в дополнении списка другими группами.

- Проверим свои записи. Внимание на экран.   Слайд 3

Язык, ручка, лист, земля.

-  Проверьте правильность написания слов. Найдите и подчеркните  знакомые орфограммы. Оцените свою работу.                (Самооценка)

- Каждая группа  должна найти,  сколько значений имеет многозначное слово ЗЕМЛЯ.

-Где вы будите искать ответы? ( В толковом словаре)

- Как  работать с толковым словарём?   (взять словарь, открыть его на странице с  той буква  с которой начинается слово земля, , находим необходимое слово и читаем)

-Каждая группа запишет на  маркерной доске сколько значений вы нашли. Коротко записать значения  слова ЗЕМЛЯ.  С маркерной доской   по одному человеку из каждой группы   будут отвечать у доски.

Учитель помогает в доступной форме объяснять детям с ОВЗ тему урока с использованием яркой наглядности.

( Практическая работа  с толковым словарём.  Запись значений слова ЗЕМЛЯ  Заслушивание ответов групп у доски.)

- Оцените свою работу.                           Слайд 4

- Составьте предложения со словом земля. Слайд 5

(Девочка сажает в землю цветы.  Моряки с корабля увидели землю.  Моя Родина – планета Земля)

Музыкальная физ. минутка.

 2.Самостоятельная работа с учебником.

-Откроем учебники на стр.21 Упражнение 29 

При  чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

Задание. Рассмотрите рисунки. Можно ли использовать такие сочетания слов: нос  самолёта, нос лисы, нос корабля?

- Составьте предложения с любым из  данных словосочетаний.

( Примерные предложения: На носу самолёта находится кабина пилота. Нос лисы хорошо чует добычу. Корабль носом рассекает волны.)

-Запишем в тетрадь 1  предложение.    (Работа у доски, объяснение  орфограмм)

V. Рефлексия учебной  деятельности.

-Какой был основной вопрос урока?

-Расскажите по схеме:  -  На сегодняшнем уроке я  узнал(а)…

                                       - Сегодня у меня получилось…

                                       - После урока мне захотелось…

- Поставим  на полях в тетради смайлик (круг): зелёный – если не всё на уроке получалось легко, красные – если вы не испытывали затруднения .

VI. Итог.

 Домашнее задание выполнить  упражнение 30 на стр. 22 из учебника. Записать в словарик 5 словарных слов.

Учитель помогает детям с ЗПР убрать рабочее место.

Cсылки на источники

1.Арянова М. А. Обучение детей с особыми образовательными потребностями // https://infourok.ru/obuchenie-detey-s-osobimi-obrazovatelnimi-potrebnostyami-1213969.html

2.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. – К.: Рад. шк. 1985 – 557 с.

3.Дарья Глебова Инклюзивное образование: проблемы и перспективы http://www.maam.ru/detskijsad/inklyuzivnoe-obrazovanie-problemy-i-perspektivy.html

4. Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием https://vuzlit.ru/420901/puti_resheniya_problem_svyazannyh_inklyuzivnym_obrazovaniem


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...

Конспект к уроку русского языка «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (Программа «Школа России»)

Конспект урока по русскому языку на тему:«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»(Программа «Школа России»)Цели деятельности учителя: -формировать умения различать парные звонк...

Конспект урока по русскому языку "Многозначность слова"

Урок русского языка на тему "Многозначность слова" для учащихся 3 класса  основной целью является создание условий для совершенствования  умения различать однозначные и ...

Урок русского языка "Многозначные слова" 3 класс

Лексическое значение слов. Многозначность слова.Дать понятие об однозначных и многозначных словах....

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...

Урок русского языка МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Урок русского языкаМНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА...