Конспект урока по русскому языку на тему: «Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного» (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж

 Планируемые результаты

Предметные:
-  правило написания окончания прилагательного;

алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного;

- алгоритм разбора имени прилагательного как части речи

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  открытие нового знания

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_gotovyy.docx67.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.2019                                                                        ФИО  учителя: Шверт Людьмила Павловна

Школа: № 42                                                                                 ФИ студента:  Могильникова Анастасия

Класс:  3а                                                                                   ФИО методиста: Галиуллина Н.К

Кабинет:  12

Конспект урока по русский язык

 «Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного».

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж

 Планируемые результаты

Предметные: 
-  правило написания окончания прилагательного;

алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного;

- алгоритм разбора имени прилагательного как части речи

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  открытие нового знания

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 минута

–– Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- приветствие учителя

Л: самоопределение к деятельности;

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: запись слов

Практический: отгадывание слов

5 минут

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

 -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

 -Открываем тетрадь записываем число. Сегодня 11 апреля, классная работа. И прописываем в тетради минутку чистописания.

- Посмотрите на слайд. Какие это слова?.

__птека, б__гаж, б__седа, б__бл__отека, б__лет, б__лото, б__тинки, в__гон, в__зде, вмест__, в__круг, в__сток

Запишите, слова  через запятую,  и подчёркиваем в них орфограммы. Так же пишем красиво и аккуратно.
- Покажите, как нужно правильно сидеть. Сидим ровно, спинки держим прямо.


- Как вы думаете, как сегодня пройдет наш урок?

А настроение у вас какое?

- Отлично! Значит, все у нас сегодня получится! Кто желает прочитать стишок со слайда?

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

- Согласны с этим?

- Над какой частью речи вы работаете уже несколько уроков?

- А что такое имя прилагательное?

С какой частью речи связано имя прилагательное?

- На доске слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

ранняя, журчат, ручьи, светит, шумные, ласковое, тает ,весна, снег, наступила, солнце

- На какую тему можно составить предложения из данных слов? - Составьте предложения.

- Запишите свое предложение. Подчеркните грамматическую основу.

- На какие 3 группы можно разделить записанные на доске слова?

- Разделите.

-Как изменяются имена существительные?

- Как изменяются глаголы?

-А как изменяются имена прилагательные?

- с минутки чистописания

- Словарные

 открывают тетрадь записывают число

- продуктивно
-хорошее

- да

имя прилагательное

- ответы детей

имя существительное

- На тему «Весна»

- Наступила ранняя весна. Тает снег. Журчат шумные ручьи. Светит ласковое солнце.

- По частям речи

- по числам и падежам
- по временам, числам и родам в прошедшем времени
- мы не знаем как изменяются имена прилагательные

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: работа над словом

2минуты

- Какая тема сегодняшнего урока?
- Тема урока будет звучать так. «Алгоритм определения  рода, числа и падежа имени прилагательного

- Какие цели мы сегодня поставим на урок?

 Изменение имен прилагательных по родам числам и падежам
- систематизировать знания  об имени прилагательном;

- научиться  определять род, число и падеж;

- развивать умение находить имена прилагательные в тексте,  ставить к ним вопросы

П: произвольное построение речевого высказывания

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

«Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Работа с текстом: беглый просмотр

Практический: работа в группах

15 минут

-Сейчас ребята мы поработаем в группах. Как нужно работать в группах?

- 1 группа выполняет упражнение 194 и делает вывод.
2 группа:
 Посмотрите на картинку.

Что вы видите? _______________-
Шар, обозначает, сколько предметов?  ______
А на другой – несколько таких же предметов. Составим словосочетания и запишем.
________________________________
(Воздушный шар – воздушные шары)

- Какие части речи вы использовали при записи?__________________

- В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?_____________

- В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?________________

- Какой вывод можно сделать? ______________________
(имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные)
3 группа выполните упражнения  205 и сделайте вывод

- Ребята вы большие молодцы, но тема урока звучала так «Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного», что из этого мы еще не сделали?
- Верно, может кто то догадался какой будет алгоритм?
- Смотрите, когда вы выполняли задание в группах, от какой части речи вы отталкивались?
- Верно, тогда можно сделать вывод, что сначала нужно найти имя существительное от которого зависит имя прилагательного.
- Потом, что нужно сделать, как вы думаете?
-Почему так решили?


- Молодцы, кто еще раз повторит алгоритм?

- ответы детей 

Вывод 1 группа . Имена прилагательные изменяются по родам. Имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное, от которого прилагательное зависит.

Вывод 2 группа . Имена прилагательные изменяются по числам. Число имени прилагательного определяется по числу имени существительного, от которого оно зависит.

Вывод 3 группа . Имена прилагательные изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного совпадает с падежом имени существительного, от которого прилагательное зависит.
- Не составили алгоритм


- нет


- от имени существительного

- определить род, число, падеж у существительного
- потому что сейчас мы сделали выводы что род число падеж, будет такое же что и у существительного

Л: Смыслеобразование

П: логическое

обобщение

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П: логическое построение логической цепи рассуждений

Динамическая пауза

1 минута

-Вы хорошо поработали, а теперь нужно отдохнуть.

  • - Сморим видеоролик и повторяем движения

Повторяют движения

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

упражнение

2 минуты

1. Спишите словосочетания. Определите род имён прилагательных, обозначьте окончания прилагательных.

Серый заяц, аккуратная тетрадь, большое облако, синее небо, дальняя дорога, весенний гром, глубокая река.

 2. Спишите словосочетания, вставив окончания прилагательных. Выделите окончания, определите род  и падеж имён прилагательных.

Раннhttps://arhivurokov.ru/multiurok/3/6/a/36a26cb92ceb1cc7abf7fed5343c8c02ff08f18b/phpoAtCu1_Izmenenie-imen-prilagatelnyh-po-rodam_1_1.png весна, краснhttps://arhivurokov.ru/multiurok/3/6/a/36a26cb92ceb1cc7abf7fed5343c8c02ff08f18b/phpoAtCu1_Izmenenie-imen-prilagatelnyh-po-rodam_1_1.png платье, первhttps://arhivurokov.ru/multiurok/3/6/a/36a26cb92ceb1cc7abf7fed5343c8c02ff08f18b/phpoAtCu1_Izmenenie-imen-prilagatelnyh-po-rodam_1_1.png подснежники, тёплhttps://arhivurokov.ru/multiurok/3/6/a/36a26cb92ceb1cc7abf7fed5343c8c02ff08f18b/phpoAtCu1_Izmenenie-imen-prilagatelnyh-po-rodam_1_1.png ветер, звонкhttps://arhivurokov.ru/multiurok/3/6/a/36a26cb92ceb1cc7abf7fed5343c8c02ff08f18b/phpoAtCu1_Izmenenie-imen-prilagatelnyh-po-rodam_1_1.pngручей, зелёненькhttps://arhivurokov.ru/multiurok/3/6/a/36a26cb92ceb1cc7abf7fed5343c8c02ff08f18b/phpoAtCu1_Izmenenie-imen-prilagatelnyh-po-rodam_1_1.png травка.

- записывают предложения и с проговариванием  алгоритма делают задания

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

П: логическое

обобщение

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический: самостоятельная работа

5 минут

1.Имена прилагательные - это

а ) слова, которые обозначают предметы;

б) слова, которые обозначают признаки предметов;

в) слова, которые обозначают действия предметов.

2. Имена прилагательные

а) бывают мужского, женского и среднего рода;

б) изменяются по родам.

3.Род имени прилагательного зависит

а) от рода имен существительных;

б) от глагола.

4. Подчеркните прилагательные м.рода

а) голубой;

б) добрая;

в) красивый.

5.Подчеркните прилагательные ср.рода

а) могучий;

б) яркое;

в) весеннее.

6.Подчеркните прилагательные ж.рода

а) лесной;

б) пушистая;

в) ранняя

-выполняют самостоятельную работу

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение.

П: общеучебные

Структурирование

Знаний

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Домашнее задание: инструктаж

3 минуты

 -Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какую цель ставили?
- Мы достигли её

 - систематизировать знания  об имени прилагательном;

- научиться  определять род, число и падеж;

- развивать умение находить имена прилагательные в тексте,  ставить к ним вопросы

- да

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

Р: Контроль

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3минуты

- Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

-  анализируют свою работу

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев"

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев" (2 класс)...

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России. Канакина В.П.

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России....

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»...