Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Плешакова Алёна Владимировна

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих

Класс: 3

Урок открытия нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_09.04.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 9.04.19                                                                                        ФИО учителя: Каримова А.М.___________

Школа: 103        ФИО студента: Плешакова Алёна

Класс: 3 «3»                                                                                         ФИО методиста: Галиуллина Н. К.__________

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"

Цели деятельности: знакомство с новой орфограммой «Правописание мягкого знака на конце имён существительных посе шипящих»

Планируемые результаты

Предметные:

- знать грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода 

- уметь распознавать существительные по родам;

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Рифмованное начало урока

1 мин

- Доброе утро, дорогие ребята!

Прозвенел звонок. Начался урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно.

Работаем старательно!

Поприветствуйте, улыбнитесь друг другу. Садитесь.

- На доске изображены слова. Составьте из них предложения.

Знания собираются по капле.

Как вы понимаете её смысл?

-Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в  это море знаний.

Приветствуют учителя

- знания собираются по капле

-все знания получить невозможно. Если знания собирать по капле, то можно собрать и море.

Р.:саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Игровой: загадки

4 мин

На партах у вас лежат листочки. Подписываем их. Пишем словарная работа. С красной строки записываем слова в столбик.

Альбом, жёлтый, воробей, гвоздика, капуста, картина, рябина, деревня, пятница, корова.

- Берем карандаш и ставим ударение в словах. Передаем листочки на первую парту.

- Давайте повторим правило (страничка для любознательных), которое вы должны были выучить.

Записывают слова

Выполняют задание

Рассказывают правило

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

 ІІІ. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

3 мин

- Хорошо. Обратите внимание на доску. Прочитайте написанные слова.

Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ

- Прочитайте слова ещё раз. Чем они  различаются?

Выпишите слова в два столбика.

Ж.р.

М.р.

- Какие буквы написаны в конце существительных женского и мужского рода? В конце существительных какого рода после шипящих ж, ш, ч, щ не пишется мягкий знак? В конце существительных какого рода после шипящих ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак?

-  Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных. Давайте его запишем.

1.  Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3.  Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

4.   Если существительное женского рода, то Ь пишу.

м

Читают слова на доске

- нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ

- на некоторых есть мягкий знак, на некоторых его нет.

- шипящие ж, ш, ч, щ. не пишутся в конце существительных м.р. Пишется в конце существительных ж.р.

Составляют алгоритм.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Динамическая пауза

3 мин

Видео

Выполнять задание

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

IV. Первичное закрепление во внешней речи

5 мин

- Давайте проверим, правильные ли выводы мы сделали. Откройте учебник на станице 31 и прочитаем правило. Хорошо.

- Упражнение 52. Прочитайте задание.

-Прочитайте и объясните смысл одной из пословиц. Объясните написание выделенных слов.

Речь, рожь, товарищ, ложь, вещь.

Открывают учебник

Читают правило

Выполняют задание

- ж.р., ж.р., м.р., ж.р., ж.р.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

беседа

4 мин

 Молодцы ребята. А сейчас мы повторим составленный алгоритм. Кто расскажет его?

- Хорошо. Давайте прочитаем задание 53 упражнения.

- Записываем в тетрадях Упражнение №53. Выполняем его самостоятельно.

Рассказывают по памяти алгоритм

Выполняют самостоятельную работу.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

VI. Включение в систему знаний

6 мин

Хорошо. Молодцы, ребята. Кто-нибудь может рассказать правило без помощи учебника?

- Сейчас поворачиваемся друг к другу, и шепотом, каждый из вас, рассказывает соседу, что вы узнали за сегодняшний урок.

Рассказывают по памяти правило.

Делятся своим мнением, рассказывают, что узнали нового.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VII. Рефлексия деятельности

Словесный: ответы на вопросы, самооценка

2 мин

-Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог урока.

-Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

-А какие цели мы ставили перед собой? Мы достигли их?

- Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать.

Проводят рефлексию своей работы на уроке.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Конспект урока по русскому языку «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц» 3 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний                 Класс: 3 ГТема: «Гласные о и е в окончаниях имен сущест...

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....

Сценарий урока русского языка "Гласные О и Е на конце имен существительных после шипящих и Ц"

Данная публикация содержит материал к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии деятельностного мет...